ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 535
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
готовительную работу (у клиента еще должна быть сформироь„ потребность в диалоге, а также готовность участвовать в совмес ной работе с психологом).
Рассматривая организацию взаимодействия профконсульта* с клиентом, Н.Гисберс и И.Мур выделяют две основн] фазы и соответствующие им подфазы в професс* нальном консультировании (см.: Королева Т. В., 1994).
Фаза 1: предполагает определение цели и проблемы клим четкую формулировку его запроса и включает следующие под4
А — установление отношений взаимопонимания между nci логом и клиентом, включая определение ответственности того! другого;
Б — получение информации о клиенте (для лучшего понш ния клиента);
В — анализ информации о клиенте и соотнесение этой инс мации с целями и проблемами;
Г — выводы, вынесение консультационного диагноза.
Фаза 2. достижение целей консультации или решение проблв клиента, что предполагает две подфазы:
А — вмешательства психолога, выбранные на основе диагнс
Б — оценка использованных вмешательств.
Еще в 1970 г. Е.А.Климов выделил следующие ochobhl, действия (схему-алгоритм) проведения профконсультации (с* Климов Е.А., 1970):
2а) порекомендовать медицинскую профконсультацию;
3) выявить у оптанта профессиональные мотивы;
312
5а) найти по справочнику профессии, пользующиеся спросом; 56) расширить у оптанта знание мира профессий;
7а) найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях;
76) сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 56, либо к пункту Па и сделать этот переход;
9а) наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с подростком и перейти к пункту 11;
11а) наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более подходящую профессию (или область деятельности);
12) убедиться в положительном эффекте проведенной работы
(если все нормально, перейти к пунктам 3 и 4, а если нет —
наметить более углубленную научно-практическую профориента-
ционную работу с данным человеком).
При организации конструктивного диалога с клиентом особо остро стоит проблема взаимодействия и псевдовзаимодействия. Достаточно интересно анализирует «игры на приеме у психотерапевта» Э.Берн в своей известной книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Берн Э., 1988, с. 129—141).
В частности, он выделяет следующие игры:
«Оранжерея» — игра в психотерапию (формируется иллюзия «опыта психотерапевтического лечения»);
«Я всего лишь пытаюсь помочь вам» — заведомая уверенность «игрока» в том, что помощь будет неэффективна;
«Неимущий» — продолжение контакта, но как бы при условии, что ситуация не улучшается (разновидность предыдущей игры), — особенно распространена в службах, выплачивающих пособия (при
313
условии сохранения бедственного положения), применительнс российской действительности такие игры часто можно наблюх в Центрах занятости населения, когда безработные стремятся. быми путями получить пособия по безработице; примечателц что эта проблема специально обсуждается профконсультантам! их руководителями; проблема состоит в том, как выявлять та псевдоклиентов;
«Крестьянка» — постоянно демонстрируемый восторг клие* от умного консультанта, но без стремления воспользоваться рекомендациями;
«Психиатрия» — основная позиция психолога и подыгрыва щего ему клиента: «Я — целитель, потому что в дипломе так писано» (предполагается, что если все делать, как обычно прр то, то это и будет правильно) — играют и психологи, и клиеь
«Дурачок» — главный тезис клиента: «Я смеюсь вместе с вг над своими проблемами (но при этом мало что делаю для их решения)»;
«Калека» —- тезис: «Что вы хотите от такого... человека, как j
Ниже предлагается концептуальная схема организации вз модействия психолога с клиентом (табл. 9).
Таблица!
Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом
Основные этапы
консультации как
активизации оптанта
Организация и разв эмоционально-довер тельного контакта
П реимущественные задачи выделенных этапов
Окончание таблицы 9
Подготовительный этап
Реального контакта пока нет
1 -й этап
Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активност профконсул ьтанта (больше задавать вопросов и слушать оптанта, чтобы лучи понять его)
314
Предварительная оценка ситуации консультирования и выдвижение предварительной консультационной гипотезы
Р еальная встреча профконсультанта с оптантом (подготовка к взаимодействию)
О бщая оценка реальной ситуации консультирования:
помощь оптанту в формулировании проблемы; оценка условий консультирования; оценка профконсуль-тантом своей готовности помочь данному человеку
Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий «алгоритм» работы (это все-таки концептуальная схема). Например, с какими-то клиентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обоснованным пониманием своей проблемы), и тогда вся работа будет направлена на решение этой проблемы. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение проблемы (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить, т.е. для него главным было понять, «увидеть» свою проблему).
Наконец, если так и не удается совместными усилиями определить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то пРофконсультанту ничего не остается, как продолжать работу с данным клиентом в обычном (неактивизирующем) режиме, поскольку хоть какую-то помощь все равно надо оказать человеку.
315
13.6. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик!
Психолог-профконсультант, пытающийся активизировать! моопределяющихся клиентов, сам должен стремиться к тому,« бы занимать активную, творческую позицию в своей професс нальной деятельности. В частности, он должен стремиться не т( использовать уже готовые (разработанные кем-то) методы, привносить в работу (и в уже имеющиеся методы) что-то от i Поэтому разговор об активизирующей профконсультации неполным, если не затронуть вопросы, связанные с самое тельной разработкой и модификацией профконсультацио* средств. К сожалению, процессы профессионального творче остаются еще малоизученными. Но поскольку вопросы эти к не важны и обсуждать их надо, то можно воспользоваться обр ми, метафорами профессионального творчества, которые м помочь хотя бы некоторым психологам-профконсультантам.
Известный психофизиолог Г. Селье в несколько шутливой ф< так выделял основные этапы и общий механизм творческого ] цесса ученого (по аналогии с физиологическим процессом рождения): 1) любовь (или хотя бы желание что-то сделать в ке); 2) оплодотворение (фактами, явлениями, впечатления 3) созревание («вынашивание» идеи); 4) родовые схватки («зг но сказать пока не могу...»); 5) рождение (в науке это сю радость, чем боль); 6) обследование (осмысление «рожденног При этом Г. Селье признавался, что наиболее значим пятый («рождение идеи»), когда хочется рассказать об этом всему но вокруг «не находится никого, кто мог бы оценить значс моей находки» (Селье Г., 1987, с. 75 — 81). Таким образом, „, линное творчество нередко связано с внутренней готовность^ одиночеству и первоначальному непониманию.
Отталкиваясь от приведенных выше рассуждений (и нескс, видоизменив их), можно предложить образную модель творчес го процесса при разработке активизирующих профконсультг онных методик. Условно эту модель можно назвать «Цифербла творческого процесса» (основные действия психолога-проекти! щика).
В ней выделяются следующие основные этапы д е й| вий:
316
Все это можно представить в виде образной модели (рис. 6).
Рис. 6. «Циферблат» творческого процесса: большая стрелка показывает порядковый номер этапа, на котором находится психолог-проектиров-шик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики — см. в тексте); маленькая стрелка показывает порядковый номер попытки при разработки методики (сплошная линия, если предполагается дальнейшее совершенствование идеи, пунктирная — в случае отказа от совершенствования)
Общую логику конструирования конкретных активизирующих профконсультационных методик можно представить следующим образом:
317
Рассматривая организацию взаимодействия профконсульта* с клиентом, Н.Гисберс и И.Мур выделяют две основн] фазы и соответствующие им подфазы в професс* нальном консультировании (см.: Королева Т. В., 1994).
Фаза 1: предполагает определение цели и проблемы клим четкую формулировку его запроса и включает следующие под4
А — установление отношений взаимопонимания между nci логом и клиентом, включая определение ответственности того! другого;
Б — получение информации о клиенте (для лучшего понш ния клиента);
В — анализ информации о клиенте и соотнесение этой инс мации с целями и проблемами;
Г — выводы, вынесение консультационного диагноза.
Фаза 2. достижение целей консультации или решение проблв клиента, что предполагает две подфазы:
А — вмешательства психолога, выбранные на основе диагнс
Б — оценка использованных вмешательств.
Еще в 1970 г. Е.А.Климов выделил следующие ochobhl, действия (схему-алгоритм) проведения профконсультации (с* Климов Е.А., 1970):
-
рассмотреть медицинское состояние оптанта (если оно в
лом удовлетворительное, то выполнить действие 2, а если нет
действие 2а); -
провести по специальной программе вводную лекцию
беседу;
2а) порекомендовать медицинскую профконсультацию;
3) выявить у оптанта профессиональные мотивы;
312
-
выявить конкретные профессиональные интересы (если ин
тересы имеются, то выполнить действие 5, а если нет — 5а и
далее 56); -
обратиться к соответствующей справочной литературе;
5а) найти по справочнику профессии, пользующиеся спросом; 56) расширить у оптанта знание мира профессий;
-
определить соответствие мотивов оптанта с потребностями
и выявленных профессиях со стороны общества (если соответствие
высокое, то перейти к действию 7, если нет — к 7а, 76); -
выявить в классе группы по интересам;
7а) найти в справочнике сведения о неизвестных оптанту профессиях;
76) сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 56, либо к пункту Па и сделать этот переход;
-
определить специфику требований выделенных профессий
к работнику (если требования повышенные, то перейти к дей
ствию 9, если нет — к 9а); -
наметить программу психодиагностического обследования
оптанта (при необходимости вернуться к пункту 2а);
9а) наметить педагогическую программу для дальнейшей работы с подростком и перейти к пункту 11;
-
провести психодиагностическое обследование (если оптант
соответствует особым требованиям намеченной профессии, пе
рейти к пунктам 9а и 11, если нет — к пункту Па); -
повысить уверенность оптанта в правильности сделанного
выбора;
11а) наметить программу по бесконфликтной переориентации оптанта на более подходящую профессию (или область деятельности);
12) убедиться в положительном эффекте проведенной работы
(если все нормально, перейти к пунктам 3 и 4, а если нет —
наметить более углубленную научно-практическую профориента-
ционную работу с данным человеком).
При организации конструктивного диалога с клиентом особо остро стоит проблема взаимодействия и псевдовзаимодействия. Достаточно интересно анализирует «игры на приеме у психотерапевта» Э.Берн в своей известной книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» (Берн Э., 1988, с. 129—141).
В частности, он выделяет следующие игры:
«Оранжерея» — игра в психотерапию (формируется иллюзия «опыта психотерапевтического лечения»);
«Я всего лишь пытаюсь помочь вам» — заведомая уверенность «игрока» в том, что помощь будет неэффективна;
«Неимущий» — продолжение контакта, но как бы при условии, что ситуация не улучшается (разновидность предыдущей игры), — особенно распространена в службах, выплачивающих пособия (при
313
условии сохранения бедственного положения), применительнс российской действительности такие игры часто можно наблюх в Центрах занятости населения, когда безработные стремятся. быми путями получить пособия по безработице; примечателц что эта проблема специально обсуждается профконсультантам! их руководителями; проблема состоит в том, как выявлять та псевдоклиентов;
«Крестьянка» — постоянно демонстрируемый восторг клие* от умного консультанта, но без стремления воспользоваться рекомендациями;
«Психиатрия» — основная позиция психолога и подыгрыва щего ему клиента: «Я — целитель, потому что в дипломе так писано» (предполагается, что если все делать, как обычно прр то, то это и будет правильно) — играют и психологи, и клиеь
«Дурачок» — главный тезис клиента: «Я смеюсь вместе с вг над своими проблемами (но при этом мало что делаю для их решения)»;
«Калека» —- тезис: «Что вы хотите от такого... человека, как j
Ниже предлагается концептуальная схема организации вз модействия психолога с клиентом (табл. 9).
Таблица!
Концептуальная схема организации взаимодействия профконсультанта с клиентом
Основные этапы
консультации как
активизации оптанта
Организация и разв эмоционально-довер тельного контакта
П реимущественные задачи выделенных этапов
Окончание таблицы 9
Основные этапы консультации как активизации оптанта | Преимущественные задачи выделенных этапов | Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта |
2-й этап | Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы оптанта и определение путей ее решения | Повышение степени конструктивности (меньше эмоций) |
Начало реального взаимодействия (сотрудничества) | ||
3-й этап | Совместное с оптантом уточнение проблемы и целей дальнейшей работы | Доброжелательная конструктивность |
4-й этап | Совместное с оптантом достижение намеченных целей (возможно в течение нескольких консультаций) | Конструктивная работа (эмоции только по необходимости) |
5-й этап | Совместное подведение итогов всей работы, ее отдельных направлений или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с оптантом | Максимальная доброжелательность и эмоциональность (клиент должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма) |
Подготовительный этап
Реального контакта пока нет
1 -й этап
Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активност профконсул ьтанта (больше задавать вопросов и слушать оптанта, чтобы лучи понять его)
314
Предварительная оценка ситуации консультирования и выдвижение предварительной консультационной гипотезы
Р еальная встреча профконсультанта с оптантом (подготовка к взаимодействию)
О бщая оценка реальной ситуации консультирования:
помощь оптанту в формулировании проблемы; оценка условий консультирования; оценка профконсуль-тантом своей готовности помочь данному человеку
Естественно, нельзя воспринимать данную схему как некий «алгоритм» работы (это все-таки концептуальная схема). Например, с какими-то клиентами очень быстро удается совместно выделить цели и проблемы (иногда клиент может прийти с хорошо обоснованным пониманием своей проблемы), и тогда вся работа будет направлена на решение этой проблемы. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение проблемы (бывают случаи, когда клиент, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет ее разрешить, т.е. для него главным было понять, «увидеть» свою проблему).
Наконец, если так и не удается совместными усилиями определить проблему и выйти на реальное взаимодействие, то пРофконсультанту ничего не остается, как продолжать работу с данным клиентом в обычном (неактивизирующем) режиме, поскольку хоть какую-то помощь все равно надо оказать человеку.
315
13.6. Основы самостоятельной модификации и конструирования профориентационных методик!
Психолог-профконсультант, пытающийся активизировать! моопределяющихся клиентов, сам должен стремиться к тому,« бы занимать активную, творческую позицию в своей професс нальной деятельности. В частности, он должен стремиться не т( использовать уже готовые (разработанные кем-то) методы, привносить в работу (и в уже имеющиеся методы) что-то от i Поэтому разговор об активизирующей профконсультации неполным, если не затронуть вопросы, связанные с самое тельной разработкой и модификацией профконсультацио* средств. К сожалению, процессы профессионального творче остаются еще малоизученными. Но поскольку вопросы эти к не важны и обсуждать их надо, то можно воспользоваться обр ми, метафорами профессионального творчества, которые м помочь хотя бы некоторым психологам-профконсультантам.
Известный психофизиолог Г. Селье в несколько шутливой ф< так выделял основные этапы и общий механизм творческого ] цесса ученого (по аналогии с физиологическим процессом рождения): 1) любовь (или хотя бы желание что-то сделать в ке); 2) оплодотворение (фактами, явлениями, впечатления 3) созревание («вынашивание» идеи); 4) родовые схватки («зг но сказать пока не могу...»); 5) рождение (в науке это сю радость, чем боль); 6) обследование (осмысление «рожденног При этом Г. Селье признавался, что наиболее значим пятый («рождение идеи»), когда хочется рассказать об этом всему но вокруг «не находится никого, кто мог бы оценить значс моей находки» (Селье Г., 1987, с. 75 — 81). Таким образом, „, линное творчество нередко связано с внутренней готовность^ одиночеству и первоначальному непониманию.
Отталкиваясь от приведенных выше рассуждений (и нескс, видоизменив их), можно предложить образную модель творчес го процесса при разработке активизирующих профконсультг онных методик. Условно эту модель можно назвать «Цифербла творческого процесса» (основные действия психолога-проекти! щика).
В ней выделяются следующие основные этапы д е й| вий:
-
желание работать хорошо (и сделать что-то существен!
в данном направлении практической психологии; -
накопление эмпирического и теоретического опыта по,,
ной проблеме (или просто в ходе своей практической работы) -
осознание проблемы (как несоответствие между имек>1|
мися частями опыта или несоответствие между своими профес
нальными целями и средствами);
316
-
возникновение идеи (образа, первого варианта новой мето
дики, позволяющей решать выявленное противоречие); -
начало практической проверки методики (идеи), часто пред
лагающее преодоление первых (неизбежных) неудач и превра
щение пока еще неуклюжей идеи в более или менее работающее
средство; на данном этапе желательно не очень-то афишировать
сВой рискованный поиск, чтобы не стать преждевременно объек-
том насмешек и уничтожающей критики, т. е. самому стремиться
к некоторому «одиночеству» (почти по Г.Селье — см. выше); -
доведение методики до совершенства (в практической деятель
ности, а также в обсуждении с коллегами-психологами, но уже тог
да, когда в целом методика признана полезной и перспективной); -
неизбежное накопление отрицательного опыта (корректный,
опытный специалист, как правило, обнаруживает недостатки даже
в самых удачных методах работы, так как идеальных методов не
бывает); -
либо отказ от методики, либо желание усовершенствовать
ее и переход к последующему накоплению опыта и т.д. (повторе
ние цикла проектировочных действий).
Все это можно представить в виде образной модели (рис. 6).
Рис. 6. «Циферблат» творческого процесса: большая стрелка показывает порядковый номер этапа, на котором находится психолог-проектиров-шик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики — см. в тексте); маленькая стрелка показывает порядковый номер попытки при разработки методики (сплошная линия, если предполагается дальнейшее совершенствование идеи, пунктирная — в случае отказа от совершенствования)
Общую логику конструирования конкретных активизирующих профконсультационных методик можно представить следующим образом:
-
определение цели методики (какая проблема моделируется,
какой смысл методики) на примере профориентационной игры; -
конструирование подготовительного (доигрового) этапа;
317
-
определение общей игровой ситуации; -
определение игровых условий; -
определение процедурных дополнений; -
конструирование послеигрового этапа (обсуждение,
лексия игры); -
практическая проверка и постоянное совершенство!
данной игровой процедуры.