ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основное направление поиска психолога-проектировщика i страивается в соответствии с общим пониманием практичес^ методики как совокупности внешних и внутренних средств тельности психолога, разрабатываемой и используемой с уче уровня развития клиентов и общей ситуации работы (см.: Пря ков Н.С., 1999, с. 50 — 51). Реально редко удается совершено! вать методику по всем позициям (имитационная модель, ncs техническая модель, своя собственная готовность, повышение! товности к участию в методике самих школьников и т. п.). И -при проектировании и использовании методики часто срабатвд принцип «компенсации»: что не получается в одном — ] пенсируется в другом (например, не удается развить свое ние, компенсируем это веселой, интригующей процедурой, да самому можно оставаться по-прежнему угрюмым, а дети бу думать, какой у них «веселый» и «жизнерадостный» психов как с ним «интересно» и «хорошо»). Нередко психолог выну придумывать какое-то средство для улучшения своего труд причине неудач в своей работе: либо ты что-то придумьн либо тебе лучше вообще поменять профессию. И не нужно 6ojj ся таких откровений, ведь известно, что с осознания своего не вершенства часто вообще начинается настоящее творчество. |
Нередко само конструирование методики можно сравн* построением дома из отдельных «кирпичиков» (конструкта элементов). Конечно, при этом должны уже быть общая ид<| замысел методики, но сами конструктивные элементы нер помогают существенно доработать методику. А иногда отдел! такие элементы («кирпичики») вообще могут стать основой методики (вся методика как бы «наращивается», «кристалл* ся» вокруг этого внешне скромного элемента).
Например, в основе проектирования активизирующего ливого профориентационного опросника «Моды» (см.: Пря ков Н. С, 1997, с. 334 — 339) лежало желание автора методики] то солидно обставить использование появившегося тогда тер]| «эпоха СШАизма», характеризующего сущность переживаемого сией периода. И в итоге получилась методика, позволяющая в; ливой форме рассматривать сложнейшие проблемы, cBH прогнозом изменения престижности многих профессий в бта шие годы, где престижность профессий анализировалась по; эпохе (в том числе и по настоящей эпохе — «эпохе США
изма»).|
318
Заметим, что при проектировании методики реально важно не тОдько объективное («правильное» и понятное для окружающих) стремление усовершенствовать свою работу, но и стремление пси-чоЛога-разработчика как-то заявить о том, что волнует его как специалиста и как гражданина своей страны, но что необязательно -разу будет с восторгом принято и одобрено окружающими (мы вновь обращаемся к теме одиночества и непонимания, о которой говорил Г. Селье, рассматривая творческий процесс, — см. выше).
Для облегчения проектирования (или модификации, доработ-ки) профориентационных игровых методик выделяются основ-ные конструктивные элементы профориентационных игр:
цели игры. Выделяются в соответствии с моделью профессио-напьного самоопределения, например с основными компонентами схемы построения ЛПП (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21 — 24);
общие игровые ситуации (основная схема игры):
конференция (когда все задают вопросы главным игрокам; например, в профориентационной игре «Пришельцы» у представителей другой цивилизации спрашивают, чем занимаются жители их планеты, какие у них имеются профессии, каково соотношение профессионального труда и досуга и т.п.);
соревнование, конкурс, викторина (когда какая-то команда демонстрирует лучшее время, количество заработанных очков и т.п.);
обсуждение конкретной ситуации (по схеме «общего собрания»);
придумывание новых ситуаций или новых игр в рамках уже обозначенной игры (например, необходимость придумать какую-то игровую ситуацию и предложить ее разыграть другой ксшанде);
ситуация «зеркала» (проигрывание ролей партнеров по игре);
передача эстафеты (последовательно разворачивающееся игровое действие);
совместная работа по группам (типа «деловой игры»);
игры-отгадывания (типа «ассоциации» и т.п.);
игры-демонстрации (представления);
игровые условия (привносят «изюминку» в общие игровые ситуации):
воображаемые перемещения во времени;
воображаемые перемещения в пространстве;
необычный внешний вид игрока или какого-либо объекта (или его изображение);
необычные называния обычных вещей (например, через ассоциативную связь);
игровая ответственность за жизнь и здоровье других игроков;
обмен ролями в ходе игры;
чередование ролей;
319
I
определенные правила игрового взаимодействия (в завизд ти от конкретной игры);
неожиданное введение новых правил и условий игры и т. ]
процедурные дополнения (позволяют еще больше «дорабс игровые ситуации и еще больше расширяют импровизациоь возможности игры):
ограничения временем;
игровые штрафы, наказания и специальные поощрения;
необходимый реквизит и костюмы;
специально организованное пространство («кружочки-пузь ки», когда все рассаживаются по кругу; организуется общий \ бочий стол, организуется пространство для каждой игровой пы отдельно и т.п.);
музыкальное сопровождение;
специальные паузы.
Для стимулирования и оптимизации методического творче будущих психологов-профконсультантов может быть использой специальная учебная игра «Ведущий» (см.: Пряжников Н. С, И
Общая логика организации учебной игры «1 дущий» следующая:
-
сначала демонстрируются несколько разнообразных
вых методик; -
затем некоторые простые методики предлагается npoi
(повторить) самим обучающимся (естественно, на добровол
основе); -
далее происходит знакомство с основами самостоятелы
конструирования игр и с конструктивными элементами
тельно на примере продемонстрированных игр); -
после этого каждый на листочке придумывает 1—2 вар»
та своих игр (или «идей» игр, или модификаций уже извес
игр, включая и только что продемонстрированные профорие!
ционные игровые процедуры); -
далее организуется работа в 2 —4 командах по 5 —7 челе
(листочки с идеями участников пускаются по кругу, каждый i
нивает все эти идеи, выбирается 1 — 2 наиболее удачные иде
готовятся выступающие от данной команды); -
после этого организуются выступления-обсуждения от i
дой команды (на этом этапе важно не столько «критиковат
«осуждать», сколько выделять удачные моменты и общими
лиями развивать их); -
если представленные игры получаются удачными (целс
ми, завершенными, понятными), можно попросить авторов
вести данные игры со всей группой, после чего можно вновь i
дить игру и предложить новые идеи по ее дальнейшей дораб
В игре «Ведущий» важно не столько непременно разрабс новую игру, сколько показать участникам саму возможность'
работы и вселить в них некоторую уверенность в том, что и они сами (при некоторой смелости и желании) также могут выступать р роли психологов-проектировщиков, а не только в роли «добросовестных исполнителей» уже кем-то придуманных методик.
На основе приведенных выше рассуждений о научно-методическом творчестве психологов-проектировщиков можно выделить различные уровни профессионального мастерства психолога. Можно также сравнить психолога-практика и психолога-теоретика по критерию творческой реализации себя в разрабатываемой и используемой методике (табл. 10).
Таблица 10 Сравнительные характеристики профессионального мастерства
Уровни профессионального мастерства | Характеристика деятельности психолога-практика | Характеристика деятельности психолога-теоретика |
1. Психолог-лаборант (гипотетический, поскольку формально психологов с начальным или даже со средним профессиональным образованием не готовят) | Может хорошо провести методику по инструкции; может работать по составленной кем-то программе | Может понять другого специалиста и воспроизвести его научную идею; может хорошо переводить иностранную литературу на русский язык, адаптировать ее и даже модифицировать |
2. Психологе высшим образованием (хороший специалист) | Самостоятел ьно составляет новые программы; может придумывать новые приемы работы, но все подстраивает только под себя | Может выделить принципиально новое (часто «сам себе понятен», но окружающие его понимают плохо, и методиками его пользоваться трудно); может хорошо разъяснять новые теоретические и практические моменты другим |
3. Ученый-проектировщик (творческий уровень) | Может придумывать новые методы работы для других специалистов, хотя не всегда может доступно объяснить суть этих эффективно работающих методик | Может сам разрабатывать новые концепции, выдвигать смелые идеи и стремиться к тому, чтобы эти идеи были понятны другим |
320
Чрнжникова
321
Вопросы для самопроверки
1. Какая организационная модель профориентационной помощи.
ше: когда психолог работает в конкретной школе или когда он раб
в специальном психологическом центре? Почему?
-
Какие приемы и действия психолога помогают поддерживать ,
циплину в классе? -
Зачем при планировании профориентационной работы специа
но подбираются резервные темы для обсуждения и резервные метод
Какими должны быть эти темы по содержанию и по процедуре?
Рекомендуемая литература
Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личное М.; Воронеж, 2002.
Пряжников Н. С. Подготовка ведущих профориентационных игр // ] Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1990. — № 4.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопр ления. — М., 1999.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионалы) самоопределения для подростков. — М., 2000.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профес нальной ориентации. — М., 2001.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 58
Глава 14
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
14.1. Профориентационное исследование и профориентационный эксперимент
Для практического психолога и профконсультанта очень важны вопросы, связанные с изучением субъекта трудовой деятельности. Это определяется следующими обстоятельствами: 1) необходимостью обобщения результатов собственного труда (для последующей корректировки своей работы и собственного профессионального роста, предполагающего грамотное написание различных статей, дипломов, диссертаций); 2) необходимостью постоянного обогащения теории и практики профессионального самоопределения личности, что предполагает получение новых теоретических и эмпирических данных.
На основании уточнения специфики понятий «исследование» и «эксперимент» в методологии и экспериментальной психологии в самом общем виде можно развести понятия «профориентационное исследование» и «профориентационный эксперимент» следующим образом.
Профориентационное исследование предполагает «исследование двух (или нескольких) переменных, характеризующих наличные индивидуальные различия людей и их поведения» (Готтс-данкер Р., 1982, с. 433). Применительно к психологии труда и профориентации можно добавить, что исследуются переменные, характеризующие изменения человека в ходе его развития как субъекта труда и субъекта самоопределения.
Профориентационный эксперимент предполагает проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) изменения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить различными средствами для проверки экспериментальной гипотезы. Экспериментами называются как реально выполняемые исследования, так и их мысленные образцы (см. там же, с. 452). Спецификой именно проф-°риентационного эксперимента является изучение определенного воздействия на профессиональное и личностное самоопределение человека. При этом сами такие воздействия могут создаться и инициироваться профконсультантом-исследователем, Другими специалистами, различными обстоятельствами и ситуа