ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 526
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
циями (например, ситуацией сложного нравственного выбора в современной России, перед которым оказались многие самоопре-
323
деляющиеся люди), а также инициироваться самим клиентом (л следуемым). Во всех этих случаях профконсультант-исследоват изучает результаты естественных и искусственных воздейс на самоопределяющегося человека. При таком понимании пр ориентационный эксперимент неизбежно включает в себя и менты профориентационного исследования, поэтому в дальн^ шем изложении профориентационный эксперимент будет под зумевать и исследовательские элементы.
14.2. Общая логика и основные компоненты профориентационного исследования
При построении общей логики и содержания научно-иссле вательской работы необходимо: 1) уточнить обосновываемый! зультат; 2) в соответствии с этим результатом уточнить осное вопрос работы; 3) свести основной вопрос к вспомогатель доступным для ответа вопросам; 4) дать ответы на эти вог (получив вспомогательные результаты). На их основе дать < основной вопрос (см.: Дружинин В.Н., 1994. с. 66).
И.В.Усачева и И.И.Ильясов выделяют следующие ком! ненты научно-исследовательской работы: 1) ин<] мационный (получение информации об уже имеющихся зна ях, их обобщение, компрессия, фиксация), продуктом котор является библиографический и содержательный обзор коне рующего характера по данной теме; 2) аналитико-критиче (анализ и критика имеющихся знаний, постановка пробле» продуктом которого является аналитический обзор; 3) ее " но исследовательский компонент (проведение теоретическс экспериментального исследования для получения нового зь фиксации промежуточных результатов исследования), где Щ дукт — новые знания; 4) трансляционно-оформительский понент, продуктом которого является сообщение (научный ■ содержащее описание проделанной работы и полученных татов (см.: Усачева И. В., Ильясов И.И., 1980, с. 4).
Традиционно выделяют следующие основные элеме] (этапы) организации и проведения профорие) ционного исследования (эксперимента): определение• и актуальности (проблемы) исследования, определение и предмета; выдвижение экспериментальной гипотезы и за! емых положений (важно, чтобы гипотеза и защищаемые поле способствовали обогащению психологического знания и ли требованию научной новизны); обозначение целей и определение основных этапов исследования; обозначение риментальной базы исследования и выборки испытуемых; ее ление плана (содержания) работы; подбор и обоснование
д исследования (в соответствии с изучаемыми параметрами); доведение эмпирического исследования; обобщение и анализ полученных результатов; построение системы выводов и рекомендаций (на основании результатов исследования); оформление научного сообщения в виде текста (статьи, отчета, курсовой или дипломной работы).
Ниже кратко рассматриваются элементы организации и проведения психологического изучения человека как субъекта труда с учетом специфики профориентационного исследования (эксперимента).
14.2.1. Определение темы и актуальности исследования
При формулировании темы не следует стремиться к «глобальным» формулировкам типа «Психологические закономерности профессионального самоопределения» (это тема добротной докторской диссертации). Чем ниже уровень исследования, тем конкретнее должна звучать тема и отраженная в ней проблема. По негласным правилам количество слов в названии темы не должно превышать двенадцати.
Актуальность (проблема) исследования часто определяется противоречием, возникшим в результате изменения представлений об изучаемом явлении или противоречием в самом рассматриваемом объекте.
Например, Е. А.Климов еще в 1983 г. выделял следующие проблемы (противоречия), порождающие необходимость профориентации и профконсультации: 1) расхождение между потребностью общества в определенных кадрах и личными планами людей; 2) противоречие между недостаточной информированностью человека о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора; 3) противоречие между потребностями человека в деловых советах и недостатком (а подчас и отсутствием) подлинно компетентных советчиков; 4) противоречие между незнанием учащихся о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора хоть «чего-то» и «как-то»; 5) противоречие между профессиональными планами человека и его стойкими личными качествами; 6) противоречие Между планами подростка и планами его родителей; 7) противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем отечественной педагогики и психологии и неразработанностью прикладах вопросов профконсультации (в настоящее время наблюдается °братное противоречие: между множеством методик и заброшен-н°стью содержательно-смысловой основы профконсультационной Работы); 8) противоречие между высокими требованиями воспи-ания молодежи в школе к уровню культуры труда на производ-
324
325
стве и реальным уровнем этой культуры в конкретных случа настоящее время и здесь ситуация несколько изменилась: совред ная российская школа все меньше соотносится с культурой,! производстве и говорить нечего); 9) противоречие между ваниями трудовых постов и стойкими личными качествами дей; 10) противоречие между требованиями плановости экс мики и тенденциями к стихийному профессиональному самс ределению (в настоящее время, наоборот, противоречие ме стихийным, диким рынком труда и стремлением хоть как-то; рядочить самоопределение) (см.: Климов Е.А., 1983, с. 21 —; Можно выделить следующие общие варианты peai ной (объективной) актуальности данного исследоват
10) необходимость развития (и саморазвития) конкреЦ
психологов, совершенствования внутренних средств их пр
сиональной деятельности (в том числе профобучение и пер
готовка) и т.п.
Поскольку исследование можно рассматривать и как вз действие самого исследователя с элементами изучаемой а то правомерно говорить и о личной актуальности (значимС данного исследования для профконсультанта. Определение | личной актуальности хотя и не включается в формальную туру работы, но позволяет психологу лучше понять смысл исследовательской деятельности.
1 Естественно, предлагаемые варианты актуальности, а впоследствии и| анты объектов, предметов, целей и т.д. носят обобщенный характер и в ко! ных исследованиях должны быть несколько уточнены.
Возможная личная (субъективная) актуальность данного исследования для самого психолога:
В качестве примера в приложении представлены образцы тем профориентационных исследований.
14.2.2. Определение объекта и предмета исследования
«Определяя объект исследования, — пишет В. В. Краевский, — следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции рассматривает данное исследование... Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток объять необъятное... Формулирование предмета исследования — результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования» (Краевский В. В., 1994, с.124—125).
При этом, как справедливо замечает В.Н.Дружинин, понятие «объект психологического исследования» по своим качествам будет тождественно понятию «субъект исследования», поскольку и в том и в другом случае познает и действует человек, а когда человек познает человека, то всегда возможна смена позиций (в любых других науках, кроме психологии, такое немыслимо; например, образец горной породы никогда не сможет «наблюдать» ^следующего его минеролога) (см.: Дружинин В.Н., 1994, с. 66). Рассмотрение предмета психологического исследования приводит к выделению «двух основных противоречий психологического экс-ПеРимента: противоречия между задачей экспериментатора исследовать испытуемого как объект и невозможностью решить эту за-Да без включения испытуемого в качестве субъекта эксперимен-
326
327
тальной деятельности» (там же). Еще С.Л. Рубинштейн подче вал, что «для принятия испытуемым экспериментальной экспериментатор должен перейти вместе с испытуемым на Щ цию участника совместной деятельности, направленной на ] ние общей жизненной задачи, выходящей за пределы эксг ментальной ситуации» (цит. по: Дружинин В.Н., 1994, с. 74),|
При определении возможного объекта профориентацио* исследования можно исходить из предположения о многоуро^ вой организации психического, которое в разных своих проя ниях (и на разных уровнях) характеризуется способное! самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутре* активности (см. главу 9).
Назовем уровни организации психического как возмоа объекты профориентационного исследования:
панпсихическое (мировой разум, «другой» разум и т.п.) влияние на профессиональное и личностное самоопредел| данного человека или определенных общностей людей. К сол нию, выделение данного объекта нетрадиционно для курсов дипломных работ в силу сложности корректного определения | психического, поэтому мы не рекомендует конкретным прс сультантам и студентам «рисковать» с выделением подос объекта;
биопсихическое на уровнях: нейропсихического, психоф* логического, зоопсихологического;
индивидуальное психическое (как некая самостоятельная повторимая целостность, относящаяся не только к челове* и к другим живым существам, обладающим психикой). № дуальные особенности человека, влияющие на его профессио* ное становление;
психология человеческой личности как высшего уровня раз! индивидуального психического (профессиональное, жизне* личностное самоопределение);
общественное сознание на уровнях: семьи, группы, коллекЦ общества, человечества — и его влияние на самоопределение дей;
идеальное психическое (образы «героев», «антигероев», в* представления о боге и черте), также оказывающее влияь самоопределение в труде и профессии;
опредмеченное (закодированное) психическое, различные
тели человеческой культуры: тексты, предметы быта, соору (в идеале — вся «ноосфера»), что также может оказывать ственное влияние на самоопределение конкретных людей;
бессознательное в разных своих проявлениях: коллектив^ индивидуальное, прошедшее через сознание и изначальн^ осознаваемое и т. п. Бессознательное как малоизученный по* фактор профессионального выбора и становления субъекта'
328
парапсихическое (биополе), т.е. непознанное психическое (как 5олее точное определение «биополя»). Мы также не стали бы рекомендовать включать подобные «объекты» в свои исследовательские работы, особенно в случаях, когда эти работы могут сильно поплиять на дальнейшую профессиональную судьбу.
Об этом специально приходится говорить, поскольку некоторые наиболее «настойчивые» студенты не хотят мириться с тем, что их весьма экзотические интересы не находят понимания со стороны преподавателей, что может даже послужить причиной отсева таких студентов. Например, выдающийся ученый Г. Селье отмечал, что «из вузов часто уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведения», что «даже в лучших вузах некоторые курсы разработаны из рук вон плохо, ряд лабораторных работ просто не нужны, а экзаменационные вопросы глупы... но в любом случае студент, если он достаточно сильная личность, может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... Типичный «кандидат на отсев» не ленив, он просто не гибок...» (Селье Г., 1987, с. 53 — 54).
Возможные предметы исследования (как конкретизированные объекты):
329
1
шению проблем данного человека (при совместной работе тодиками и т.п.);
- память (знание о мире профессий, способы запоминай^
обходимой профессиографической информации и т.п.);
Для большей конкретизации предмета ниже предлагаются рианты различных характеристик компоне! личного профессионального плана (ЛПП), кс могут выступать в качестве более конкретных зависимых nef ных в профориентационном экспериментальном исследо!
осознание ценности честного, общественно полезного труда \ ностно-нравственная основа самоопределения):
осознание необходимости профессионального образования:
общая ориентировка в мире профессионального труда (мак формационная основа выбора):
- широта (полнота) знания профессий разных типов;
общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стра-не и прогнозирование ее изменения (прогнозирование изменения престижности выбираемой деятельности и всего образа жизни):
_ реалистичность в оценке ситуации в стране;
- подверженность стереотипам общественного сознания в оценке
с1,туации;
_ внутренняя и внешняя активность по осмыслению (пониманию) ситуации в стране;
_ способность увязывать ситуацию со своими личными профессиональными перспективами и др.;
выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности:
выделение дальних профессиональных целей (мечты самоопределяющегося человека):
выделение важных жизненных целей и их согласование с профессиональной мечтой:
выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели:
знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основа выбора):
знание своих достоинств и недостатков, которые могут повли-Ять на успешность достижения целей:
I!
323
деляющиеся люди), а также инициироваться самим клиентом (л следуемым). Во всех этих случаях профконсультант-исследоват изучает результаты естественных и искусственных воздейс на самоопределяющегося человека. При таком понимании пр ориентационный эксперимент неизбежно включает в себя и менты профориентационного исследования, поэтому в дальн^ шем изложении профориентационный эксперимент будет под зумевать и исследовательские элементы.
14.2. Общая логика и основные компоненты профориентационного исследования
При построении общей логики и содержания научно-иссле вательской работы необходимо: 1) уточнить обосновываемый! зультат; 2) в соответствии с этим результатом уточнить осное вопрос работы; 3) свести основной вопрос к вспомогатель доступным для ответа вопросам; 4) дать ответы на эти вог (получив вспомогательные результаты). На их основе дать < основной вопрос (см.: Дружинин В.Н., 1994. с. 66).
И.В.Усачева и И.И.Ильясов выделяют следующие ком! ненты научно-исследовательской работы: 1) ин<] мационный (получение информации об уже имеющихся зна ях, их обобщение, компрессия, фиксация), продуктом котор является библиографический и содержательный обзор коне рующего характера по данной теме; 2) аналитико-критиче (анализ и критика имеющихся знаний, постановка пробле» продуктом которого является аналитический обзор; 3) ее " но исследовательский компонент (проведение теоретическс экспериментального исследования для получения нового зь фиксации промежуточных результатов исследования), где Щ дукт — новые знания; 4) трансляционно-оформительский понент, продуктом которого является сообщение (научный ■ содержащее описание проделанной работы и полученных татов (см.: Усачева И. В., Ильясов И.И., 1980, с. 4).
Традиционно выделяют следующие основные элеме] (этапы) организации и проведения профорие) ционного исследования (эксперимента): определение• и актуальности (проблемы) исследования, определение и предмета; выдвижение экспериментальной гипотезы и за! емых положений (важно, чтобы гипотеза и защищаемые поле способствовали обогащению психологического знания и ли требованию научной новизны); обозначение целей и определение основных этапов исследования; обозначение риментальной базы исследования и выборки испытуемых; ее ление плана (содержания) работы; подбор и обоснование
д исследования (в соответствии с изучаемыми параметрами); доведение эмпирического исследования; обобщение и анализ полученных результатов; построение системы выводов и рекомендаций (на основании результатов исследования); оформление научного сообщения в виде текста (статьи, отчета, курсовой или дипломной работы).
Ниже кратко рассматриваются элементы организации и проведения психологического изучения человека как субъекта труда с учетом специфики профориентационного исследования (эксперимента).
14.2.1. Определение темы и актуальности исследования
При формулировании темы не следует стремиться к «глобальным» формулировкам типа «Психологические закономерности профессионального самоопределения» (это тема добротной докторской диссертации). Чем ниже уровень исследования, тем конкретнее должна звучать тема и отраженная в ней проблема. По негласным правилам количество слов в названии темы не должно превышать двенадцати.
Актуальность (проблема) исследования часто определяется противоречием, возникшим в результате изменения представлений об изучаемом явлении или противоречием в самом рассматриваемом объекте.
Например, Е. А.Климов еще в 1983 г. выделял следующие проблемы (противоречия), порождающие необходимость профориентации и профконсультации: 1) расхождение между потребностью общества в определенных кадрах и личными планами людей; 2) противоречие между недостаточной информированностью человека о мире профессий и требованием сознательности и самостоятельности выбора; 3) противоречие между потребностями человека в деловых советах и недостатком (а подчас и отсутствием) подлинно компетентных советчиков; 4) противоречие между незнанием учащихся о правилах выбора профессии и необходимостью обязательного выбора хоть «чего-то» и «как-то»; 5) противоречие между профессиональными планами человека и его стойкими личными качествами; 6) противоречие Между планами подростка и планами его родителей; 7) противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем отечественной педагогики и психологии и неразработанностью прикладах вопросов профконсультации (в настоящее время наблюдается °братное противоречие: между множеством методик и заброшен-н°стью содержательно-смысловой основы профконсультационной Работы); 8) противоречие между высокими требованиями воспи-ания молодежи в школе к уровню культуры труда на производ-
324
325
стве и реальным уровнем этой культуры в конкретных случа настоящее время и здесь ситуация несколько изменилась: совред ная российская школа все меньше соотносится с культурой,! производстве и говорить нечего); 9) противоречие между ваниями трудовых постов и стойкими личными качествами дей; 10) противоречие между требованиями плановости экс мики и тенденциями к стихийному профессиональному самс ределению (в настоящее время, наоборот, противоречие ме стихийным, диким рынком труда и стремлением хоть как-то; рядочить самоопределение) (см.: Климов Е.А., 1983, с. 21 —; Можно выделить следующие общие варианты peai ной (объективной) актуальности данного исследоват
-
недостаток эмпирических фактов; -
необходимость новых классификаций и теоретических i
щений;
-
недостаток конкретных теоретических моделей (гипс
концепций, теорий), отвечающих современному уровню ра
тия профориентации; -
необходимость критического осмысления (анализа) cj
ствующих взглядов, установок, обобщений, теорий, а также|
шествующих методов и конкретных методик; -
недостаток практических и экспериментальных методик|
решения конкретных профориентационных задач; -
необходимость более строгого обоснования гипотезы,
рии, экспериментального или практического метода, метол -
необходимость постановки (и обоснования!) новой пр
мы, выдвижения новой гипотезы; -
необходимость проведения конкретного исследования <
дачей практических рекомендаций; -
необходимость оказания психологической помощи, вс
ствия (преобразование сознания, психологическая поддер|
психологическая профилактика);
10) необходимость развития (и саморазвития) конкреЦ
психологов, совершенствования внутренних средств их пр
сиональной деятельности (в том числе профобучение и пер
готовка) и т.п.
Поскольку исследование можно рассматривать и как вз действие самого исследователя с элементами изучаемой а то правомерно говорить и о личной актуальности (значимС данного исследования для профконсультанта. Определение | личной актуальности хотя и не включается в формальную туру работы, но позволяет психологу лучше понять смысл исследовательской деятельности.
1 Естественно, предлагаемые варианты актуальности, а впоследствии и| анты объектов, предметов, целей и т.д. носят обобщенный характер и в ко! ных исследованиях должны быть несколько уточнены.
Возможная личная (субъективная) актуальность данного исследования для самого психолога:
-
бескорыстное служение науке, человечеству; -
стремление к славе: а) ситуационной; б) отсроченной, пред
лагающей «вхождение в историю»; -
соображения карьеры, материального благополучия; -
самоутверждение: а) в собственных глазах; б) в глазах зна-
ч11мых людей (включая врагов); -
деятельность «по инерции» (от скуки, от неопределенности,
от страха, просто потому, что «больше ничего делать не умеет»); -
самообман как бегство от более сложных и интересных ва
риантов организации исследования; -
одновременное решение личных проблем (преодоление труд
ностей контакта, неврозов и т.п.), т.е. актуальность преобразова
ния собственного сознания; -
подлинный познавательный интерес, активное и «здоро
вое» любопытство и т.п.
В качестве примера в приложении представлены образцы тем профориентационных исследований.
14.2.2. Определение объекта и предмета исследования
«Определяя объект исследования, — пишет В. В. Краевский, — следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции рассматривает данное исследование... Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток объять необъятное... Формулирование предмета исследования — результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования» (Краевский В. В., 1994, с.124—125).
При этом, как справедливо замечает В.Н.Дружинин, понятие «объект психологического исследования» по своим качествам будет тождественно понятию «субъект исследования», поскольку и в том и в другом случае познает и действует человек, а когда человек познает человека, то всегда возможна смена позиций (в любых других науках, кроме психологии, такое немыслимо; например, образец горной породы никогда не сможет «наблюдать» ^следующего его минеролога) (см.: Дружинин В.Н., 1994, с. 66). Рассмотрение предмета психологического исследования приводит к выделению «двух основных противоречий психологического экс-ПеРимента: противоречия между задачей экспериментатора исследовать испытуемого как объект и невозможностью решить эту за-Да без включения испытуемого в качестве субъекта эксперимен-
326
327
тальной деятельности» (там же). Еще С.Л. Рубинштейн подче вал, что «для принятия испытуемым экспериментальной экспериментатор должен перейти вместе с испытуемым на Щ цию участника совместной деятельности, направленной на ] ние общей жизненной задачи, выходящей за пределы эксг ментальной ситуации» (цит. по: Дружинин В.Н., 1994, с. 74),|
При определении возможного объекта профориентацио* исследования можно исходить из предположения о многоуро^ вой организации психического, которое в разных своих проя ниях (и на разных уровнях) характеризуется способное! самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутре* активности (см. главу 9).
Назовем уровни организации психического как возмоа объекты профориентационного исследования:
панпсихическое (мировой разум, «другой» разум и т.п.) влияние на профессиональное и личностное самоопредел| данного человека или определенных общностей людей. К сол нию, выделение данного объекта нетрадиционно для курсов дипломных работ в силу сложности корректного определения | психического, поэтому мы не рекомендует конкретным прс сультантам и студентам «рисковать» с выделением подос объекта;
биопсихическое на уровнях: нейропсихического, психоф* логического, зоопсихологического;
индивидуальное психическое (как некая самостоятельная повторимая целостность, относящаяся не только к челове* и к другим живым существам, обладающим психикой). № дуальные особенности человека, влияющие на его профессио* ное становление;
психология человеческой личности как высшего уровня раз! индивидуального психического (профессиональное, жизне* личностное самоопределение);
общественное сознание на уровнях: семьи, группы, коллекЦ общества, человечества — и его влияние на самоопределение дей;
идеальное психическое (образы «героев», «антигероев», в* представления о боге и черте), также оказывающее влияь самоопределение в труде и профессии;
опредмеченное (закодированное) психическое, различные
тели человеческой культуры: тексты, предметы быта, соору (в идеале — вся «ноосфера»), что также может оказывать ственное влияние на самоопределение конкретных людей;
бессознательное в разных своих проявлениях: коллектив^ индивидуальное, прошедшее через сознание и изначальн^ осознаваемое и т. п. Бессознательное как малоизученный по* фактор профессионального выбора и становления субъекта'
328
парапсихическое (биополе), т.е. непознанное психическое (как 5олее точное определение «биополя»). Мы также не стали бы рекомендовать включать подобные «объекты» в свои исследовательские работы, особенно в случаях, когда эти работы могут сильно поплиять на дальнейшую профессиональную судьбу.
Об этом специально приходится говорить, поскольку некоторые наиболее «настойчивые» студенты не хотят мириться с тем, что их весьма экзотические интересы не находят понимания со стороны преподавателей, что может даже послужить причиной отсева таких студентов. Например, выдающийся ученый Г. Селье отмечал, что «из вузов часто уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведения», что «даже в лучших вузах некоторые курсы разработаны из рук вон плохо, ряд лабораторных работ просто не нужны, а экзаменационные вопросы глупы... но в любом случае студент, если он достаточно сильная личность, может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... Типичный «кандидат на отсев» не ленив, он просто не гибок...» (Селье Г., 1987, с. 53 — 54).
Возможные предметы исследования (как конкретизированные объекты):
-
отклонения психического развития (проблема нормы пси
хического) и их влияние на профессиональное самоопределение; -
различные сферы психического:
-
ценностно-смысловая сфера (ценностные ориентации, смыс
лы труда, ощущение собственной значимости в труде и т.п.); -
эмоционально-мотивационная сфера (потребности, мотивы,
профессиональные и жизненные планы; установки, эмоции, чув
ства, переживания, общая удовлетворенность, связанные с про
фессиональным выбором); -
когнитивная сфера (мышление, творчество, интуиция, «внут
ренняя речь» при решении мыслительной задачи профессио
нального выбора, при построении профессиональных планов
и т.п.); -
коммуникативная сфера (язык, речь, невербальные средства
общения), важная, например, в ходе организации профконсуль-
тационного взаимодействия; -
операциональная сфера (операции, действия, поступки, дея
тельность), отражающая уровень готовности к реализации наме
ченных профессиональных перспектив; -
перцептивная сфера (ощущения, восприятие), важная, на-
пРимер, при ориентации на профессии с особыми требованиями
к восприятию; -
внимание, важное для определенных видов труда, а также
пРи организации совместной с профконсультантом работы по ре-
329
1
шению проблем данного человека (при совместной работе тодиками и т.п.);
- память (знание о мире профессий, способы запоминай^
обходимой профессиографической информации и т.п.);
-
модели развития (саморазвития) психики самоопреде
щегося человека на различных этапах и уровнях ее оргаш
(конфликтность развития); -
сам исследователь как субъект своей профессиональной!
тельности (проблемы рефлексии психолога-исследователя|
условие его развития и развития психологии профессионал!
самоопределения); -
другие специалисты (включая психологов) как с\
труда; -
методы психологии самоопределения и конкретные
дики как предмет специального анализа (их эффективно
лесообразность, надежность и т.п.); -
развитие самой психологической науки (в частности,!
фессионального самоопределения), ее история, перспе*
тенденции, проблемы и т.п.
Для большей конкретизации предмета ниже предлагаются рианты различных характеристик компоне! личного профессионального плана (ЛПП), кс могут выступать в качестве более конкретных зависимых nef ных в профориентационном экспериментальном исследо!
осознание ценности честного, общественно полезного труда \ ностно-нравственная основа самоопределения):
-
уровень осознания (по критерию обоснованности и самс
тельности суждения); -
ценностно-смысловая направленность (эгоистическая i
труистическая, «нормальная» или оригинальная и др.); -
уровень личностного принятия данной ценностной уст
и готовность реализовать ее практически; -
факторы (внешние и внутренние), способствующие фор!|
ванию различных ценностных установок, и др.;
осознание необходимости профессионального образования:
-
уровень обоснованности и самостоятельности суждею -
готовность практически реализовать данную позицию; -
подверженность стереотипам общественного сознания;
лизации данной позиции и др.;
общая ориентировка в мире профессионального труда (мак формационная основа выбора):
- широта (полнота) знания профессий разных типов;
-
степень упорядоченности (систематизированное™)
мации о профессиях в сознании самоопределяющегося че -
факторы формирования макроинформационной основ
фессионального самоопределения и др.;
общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стра-не и прогнозирование ее изменения (прогнозирование изменения престижности выбираемой деятельности и всего образа жизни):
_ реалистичность в оценке ситуации в стране;
- подверженность стереотипам общественного сознания в оценке
с1,туации;
_ внутренняя и внешняя активность по осмыслению (пониманию) ситуации в стране;
_ способность увязывать ситуацию со своими личными профессиональными перспективами и др.;
выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности:
-
наличие (или отсутствие) смысла; внешние и внутренние при
чины этого; -
уровень осознания смысла; -
степень самостоятельности при выделении смысла (подвер
женность стереотипам общественного сознания); -
степень согласованности смысла будущего профессионально
го труда с другими важными жизненными смыслами и др.;
выделение дальних профессиональных целей (мечты самоопределяющегося человека):
-
уровень осознанности и обоснованности при выделении даль
них целей; -
ясность, конкретность целей; -
устойчивость целей; -
реалистичность целей; -
согласованность со смыслом будущего труда и другими, вне-
профессиональными смыслами и т.п.;
выделение важных жизненных целей и их согласование с профессиональной мечтой:
-
уровень согласованности с профессиональными смыслами и
целями (по критерию непротиворечивости); -
реалистичность данных целей и т.п.;
выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели:
-
степень согласованности со смыслом и дальней целью; -
ясность, конкретность целей; -
устойчивость целей; -
реалистичность целей и др.;
знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основа выбора):
-
полнота информации о выбираемой профессии, учебном за
ведении, месте работы; -
уровень самостоятельности при получении и осмыслении кон
кретной профессиографической информации и т.п.;
знание своих достоинств и недостатков, которые могут повли-Ять на успешность достижения целей:
I!