ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 537
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Пример заполненного бланка для варианта игры «Профконсультация» в работе с классом
Вопросы (позиции анализа ситуации выбора профессии) | Я консультирую (указать, кого именно — Ф.И.О.) | Я — учащийся (указать Ф.И.О.) | ||
Мои оценки ответов учащегося | Мои оценки собственных рекомендаций учащемуся | Оценки моих собственных ответов | Оценки рекомендаций консультанта | |
Выбираемая профессия | 3 | 5 | 5 | 3 |
Дальнейшее обучение после школы | 5 | 5 | 7 | 4 |
Кто и что может помешать достижению профессиональных целей | 5 | 6 | 7 | 1 |
Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям | 2 | 4 | 4 | 3 |
Резервный вариант профессионального выбора | 8 | 8 | 10 | 4 |
Примечание: если сами вопросы уже обозначены на доске ведущим, то участники могут проставлять только номера вопросов.
415
-
Далее ведущий предлагает каждому «учащемуся» и каждому «консуль- |
танту» на отдельных листочках бумаги оценить, насколько обоснованными *
и продуманными были ответы на вопросы («консультант» оценивает отве
ты «учащегося», а «учащийся» сам оценивает свои ответы). Например, от
вет на каждый вопрос может быть оценен по условной 10-балльной шкале.
После этого они показывают друг другу свои оценки и кратко обсуждают,
чьи оценки оказались наиболее удачными. -
Далее «консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из
обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую лучше выбрать про
фессию, куда лучше поступать, как лучше готовиться к поступлению,
какой лучше иметь резервный вариант. -
Далее и «консультант», и «учащийся» отдельно оценивают на своих
листочках, насколько эти советы-рекомендации оказались удачными,
также используя для этого условную 10-балльную шкалу.
После этого игроки меняются ролями, и игра возобновляется. Лучше обменяться ролями по команде ведущего где-то в середине урока (для! этого он заблаговременно несколько раз напоминает, когда произойдет * такой обмен ролями).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОВЕТЧИК»
Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально
организованной упрощенной процедурой групповой экспертной оценки
с элементами игры. u A
Целью процедуры является получение обобщенных представлений о,
профессиональном будущем каждого из участников на основании груп-|
повых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками. |
Занятие может проводиться с целым классом, но наиболее эффек-;| тивно эта методика при работе в подгруппе из 12—15 человек. Время; проведения — от 15 до 25 мин. Процедура включает следующие этапы.
-
Все участники вырывают из тетрадей чистые листочки.
-
Листочки кладут вертикально и делят на три равные колонки, т.е.|
делают бланк. -
Каждый участник выписывает в своем бланке фамилии и имена
всех присутствующих в классе (или в группе) под диктовку ведущего.|
Важно, чтобы все присутствующие были выписаны в одном и том же!
порядке. I -
Всем дается задание напротив каждой фамилии (включая собствен-|
ную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие!
учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному!
человеку. Желательно не пропустить никого. Желательно также отнестись!
к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это|
отводится примерно 7 — 10 мин. '! -
Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. БеретсЯ|
первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу жеа
зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После это-|
го берется второй листочек, зачитываются эта же фамилия и соответ-|
ствующие рекомендации и т.д. После того как зачитывается все по пер-|
вому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д.
416
Образец бланка для упражнения «Советчик»
Ф.И.О. всех учащихся в классе (в строго определенном порядке и по номерам) | Рекомендуемая профессия | Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 ... и т.д. | | |
Всем присутствующим ведущий может посоветовать повнимательнее прислушаться к советам своих товарищей, а что-то может для себя и пометить в тетрадях. По нашему опыту, в среднем 5 — 7 человек в классе обычно действительно что-то для себя записывают (правда, в основном это подростки-девушки).
К сожалению, и здесь возможны глупые шутки, но ведущий их просто не зачитывает и не обращает на это никакого внимания.
Если кто-то в классе попросит не зачитывать рекомендации своих одноклассников, то ведущий должен спокойно удовлетворить эту просьбу, предложив подростку после урока самому посмотреть советы, которые написали ему товарищи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «СМЫСЛЫ-СЮРПРИЗЫ»
Цель методики — помочь клиентам осознать свои основные жизненные смыслы и саму динамику их развития.
Методику можно проводить как индивидуально, так и в группе (классе). Общая схема проведения опросника.
-
Клиент (группа) рисует бланки (см. ниже). При этом названия эта
пов жизни психолог оглашает уже по ходу процедуры. -
Далее каждый записывает первый этап жизни, например «обучение
в старших классах в школе». -
В графе «Основные ожидания» записываются 1 — 2 самых важных
ожидания от жизни на этом этапе. Желательно, чтобы такие «ожида
ния» не были формальными, типа «хорошо учиться» и т.п. Качество
методики повышается в зависимости от степени искренности клиента. -
Далее в последующих графах записывают: «Примерный процент
реализации каждого ожидания»; «Сюрпризы жизни (то, что специально
не планировалось, но оказалось очень важным для жизни)»; «Общий
417
14 Пряж
процент счастья на данном этапе жизни». Опыт показывает, что основ*!
ная масса клиентов спокойно воспринимает словосочетания типа «про-3!
цент счастья» или «сюрпризы жизни». ■*.
-
Аналогично записывают следующие этапы и их характеристики.'
Перечень самих этапов может заранее составить психолог (это лучше
делать в гомогенных возрастных группах, например в студенческих ауди
ториях, когда у многих студентов этапы выстраиваются примерно оди- >■
наково, лишь с некоторыми различиями). Но можно после первого,
общего для всех этапа разрешить каждому записать этапы, характерные'!
именно для его жизни (это лучше делать в разновозрастных группах).,!
При этом может возникнуть вопрос: как быть с «ожиданиями» и «сюрп
ризами» предполагаемого будущего, ведь никто не знает, что нас ждет?-1
Ответ такой: каждый записывает свои предполагаемые ожидания;
и сюрпризы (тем более что и сюрпризы можно планировать и каждый'
втайне это делает, иначе жизнь была бы неинтересной, без сюрпри-^
зов-то!). -
После этого в оставшейся свободной части листа (или на обратной]
стороне листа) каждый кратко отвечает в письменном виде на три
роса:,
-
Какова общая тенденция в изменении ожиданий (от первого да|
последнего этапа)? -
В чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостно- ]
сти) и каков примерный процент реализации этого смысла?
-
Каков примерный процент общего счастья такой жизни?
7. При внешней своей простоте методика, особенно на последних!
этапах (при подведении итогов спланированной таким образом жизни)»
может оказаться не только достаточно сложной, но и обидной для
кто поначалу представлял свою жизнь слишком упрощенно. Наиболе сильные обиды возникают у тех, кто так и не обнаруживает какого-либ серьезного изменения (развития) своих смыслов со времени учебы школе до периода зрелости и старости.
8. При анализе результатов можно также деликатно посмотреть,
какой степени в «ожиданиях» и «сюрпризах жизни» проявились элитар
ные ориентации, например, в какой степени встреча со «знаменитым*
и «влиятельными людьми» (с элитой) помогла в решении карьерных
жизненных проблем (?), наблюдались ли элементы некоторого хвастой
ства по поводу своей сопричастности элите и т. п.
Бланк «Смыслы-сюрпризы»
| Основные | Примерный | Сюрпризы жизни | Общий |
| ожидания | процент | (то, что специально | процент |
Этапы жизни | (1-2 | реализации | не планировалось, | счастья |
| ожидания | каждого | но оказалось очень | на даннси |
| от жизни) | ожидания | важным для жизни) | этапе жиз* |
1. Обучение | | | | |
в старших | | | | |
классах школы | | | | |
418
Этапы жизни | Основные ожидания (1-2 ожидания от жизни) | Примерный процент реализации каждого ожидания | Сюрпризы жизни (то, что специально не планировалось, но оказалось очень важным для жизни) | Общий процент счастья на данном этапе жизни |
2. Поступление в вуз (или работа после школы) И т.д. | | | | |
Ответить на вопросы: 1) Какова общая тенденция в изменении ожиданий (от первого до последнего этапа)? 2) В чем же заключался главный смысл жизни (как некой целостности), а также каков примерный процент реализации этого смысла? 3) Каков примерный процент общего счастья такой жизни? |