ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 527
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
407
и творческим трудом: кому-то приходится выполнять и менее при-влекательные работы. Более того, ориентация человека лишь на самые лучшие образцы самореализации может отторгаться многими людьми, и тогда такая «благородно» ориентированная проф^ ориентация может восприниматься как насилие над теми, кто не стремится к высотам духовного роста. Это получило название эко-| логического подхода в профориентации. Экологический подхс основан не только на праве человека делать выборы, с которым^ мы (как люди и как специалисты) не согласны, но и на известно» экологическом принципе, согласно которому лишь многообразий и оптимальное соотношение видов (в частности, видов и типо| людей) обеспечивают гармонию данной системы (в частности, щественной системы). Иными словами, в человеческом общест и дурак имеет право на существование, более того, право стат дураком также один из показателей свободы выбора. Поэтому ] альная этика профориентационной помощи не так проста и нальна, как иногда кажется.
5. Выявление и обоснование минимально необходимого пере^
ня профориентационных услуг, которые каждый человек долж«|
получать бесплатно и квалифицированно, а также перечня
луг, которые можно получать и в негосударственных консульт
тивных центрах. Это связано с тем, что любое уважающее
государство (и соответствующее руководство) должно быть о£
покоено тем, чтобы таланты граждан использовались на благо i
общества. А это означает, что полноценная профориентации
помощь — это не только личное дело каждого, это еще и важне
шая государственная (управленческая) проблема. И надо признат!
что сейчас в нашей стране эта проблема почти не решается. «Eel
ственный отбор» талантов в условиях стихийного «рынка труд
приводит к тому, что талантливые люди зачастую не реализу
себя полностью, вынужденные просто бороться за свое сущее
вание, и общество в целом пока не очень-то развивается. В
реального счастья нет. Хотя есть счастье, выставленное напо*
в чем-то очень фальшивое.
-
Разработка основ развития личности самого профконсульт
та и совершенствование на этой основе образовательных прог
(включая и программы повышения квалификации, и програ
дополнительного образования) для работы с психологами-щ
консультантами. -
Постепенное перенесение акцента с подходов, орие*
ванных на способности человека (прежде всего, нигелле*
ные и коммуникативные), на подходы, в основе которых ле
приоритет морально-волевой готовности к реализации своих:
ненных и профессиональных планов. Ведь часто успеха достиг
не столько умные, сильные и красивые, сколько именно воле!
люди, а в основе настоящей (не декоративной) воли все-т
должна быть идея (смысл, благородная или просто великая цель). И проблемы здесь могут быть не только теоретические — на уровне обоснования смены парадигмы профориентационной работы, но и практические, поскольку для многих клиентов, руководителей и «заказчиков» тема воли (да еще морально-волевой готовности!) очень непривычная и болезненная.
8. Определение (уточнение) возможных критериев успеха в карьере. Неразработанность данного вопроса часто приводит к тому, что люди, особенно молодые, просто оказываются дезориентированными и в итоге стремятся к ложным идеалам. А последующее прозрение бывает слишком запоздалым. Сюда же можно отнести и критерии успеха для самих психологов-профконсультантов, ведь нередко именно они оказываются «сапожниками без сапог» — помогая самоопределяться другим людям, сами нередко считают себя неудачниками (и дело не только в унизительной зарплате).
Для того чтобы подчеркнуть сложность обозначенных выше проблем, приведем в завершение слова Эразма Роттердамского: «Чаще побеждает тот, кого не принимали всерьез».
408
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ fl
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ПРИШЕЛЬЦЫ»
Цель игры — помочь подростку в осознании труда как ценности, а| также роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра прово-| дится в рамках урока и предназначена для учащихся X—XI классов.
Общая схема игры.
По желанию из класса выбираются 2—3 человека — гости с дальней планеты, которые неожиданно оказались в данном городе и в данной шко ле. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывани на Земле ограничено 15 мин. На срочно созванной пресс-конференг. необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с не?1 известной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг дру
Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главнь сведения о своей планете, уровне развития их культуры и производства, i также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (осталь| ная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.
В течение 3 — 4 мин пришельцы готовятся в коридоре (думают, что иь рассказать о своей цивилизации, а может, даже придумают и свой внещ$ ний вид, который можно будет изобразить на доске). Ведущий в класс объясняет остальным участникам (журналистам), как надо вести себя пресс-конференции. В частности, каждый журналист должен придумат какой информационный орган он представляет, и перед тем, как задав вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует ] стников игры и делает ее более «солидной», более похожей на настояи пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими понятными. Вопросы могут относиться к самым разным сторонам жизи инопланетян, но задаваться в тактичной и вежливой форме.
Далее в класс приглашаются инопланетяне, и начинается сама иг сначала гости кратко (в течение 3 — 5 мин) делают свое сообщение, затем отвечают на вопросы журналистов.
В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового кон<| ликта в межличностный. Например, журналистам вдруг не понрави образ жизни чужой цивилизации. Если это «потребительское общее («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес
тей нередко идут язвительные реплики типа «дегенераты», «идис «свиньи». При таком развитии игры ведущий не должен радоваться соз тельности класса и тем более поощрять ее, иначе неизбежны настояг. (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и i дожить участникам игры вести себя более солидно.
410
Через 15 мин гости (по условию игры, связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто исчезают, т.е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи. В течение 5 — 7 мин каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать: 1) каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли на основании того, что их интересует и как они задавали свои вопросы); 2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (может, по каким-то линиям такое сотрудничество стоит развивать, когда есть чему поучиться, а по каким-то линиям лучше не сотрудничать).
Важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими — не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5 — 2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои имя и фамилию, а название агентства (или название своей планеты — для пришельцев).
Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом1. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассивных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры является подготовкой к основному ее обсуждению.
В ходе обсуждения важно определить, каков же самый главный критерий развития общества. Ведущий выписывает все предложения учащихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2 — 3 самых важных критерия, однако в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне
с другими критериями, предложить и свои критерии.
Например, это может быть возможность самореализации, предоставляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его части — элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, он не предполагает ущемления возможностей самореализации других людей. Идеальным способом такой самореализации является свободный, творческий, общественно полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (формальные или «нормальные») рамки существующих профессий.
Если общество ограничивает возможности самореализации определенной части своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновременно улучшая и само общество, членами которого они являются.
1 При проведении игры с большой аудиторией (от 50 и более участников) зачитываются лишь некоторые мнения, отобранные в случайном порядке (или наиболее интересные сообщения, быстро отобранные помощниками ведущего).
411
приложение г!
ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»
Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является) специально организованная ситуация, в которой школьники помогают! друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации} под наблюдением и контролем со стороны психолога.
Возможны различные варианты организации такой взаимопомощи! подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Есте-'| ственно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределе-| нии в ходе подробных игровых процедур, поскольку главное предназна-, чение данных методик — сформировать у подростков готовность анали-1 зировать различные ситуации профессионального самоопределения