ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 536
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
422
423
Вариант 1. Ведущий, постоянно обращаясь к участникам, cnpaJ шивает их, какие оценки и какие критерии выписать в таблице на доске! При этом у участников могут быть разные мнения. Задача ведущего не навязывать своих мнений и оценок, а именно организовать совместнс обсуждение. Роль ведущего на данном этапе — быть «статистом», задаю-| щим иногда уточняющие (или даже провоцирующие) вопросы и крат отражающим мнение большинства на доске.
После того как общими усилиями обозначены «универсальные кри*| терии», по каждому критерию оценивается каждая профессия с точ* зрения «справедливой оплаты труда». Например, используется 5-балль-| ная шкала, когда наибольший балл проставляется той профессии, которая больше соответствует требованиям данного критерия.
Можно даже использовать «коэффициент значимости» отдельных кри«> териев. Например, те критерии, которые значимы, помечаются знако* «х», а потом соответствующие баллы умножаются на 2 (см. табли! ниже).
Далее по каждой профессии просчитывается итоговый балл, что по зволяет сравнить несколько профессий и соответственно сравнить щ лученные результаты с «реальными» зарплатами данных работников.
Часто оказывается так, что профессии, реально оплачиваемые заме но ниже других, «по справедливости» признаются наиболее важными ■! требующими значительного увеличения заработков. Можно даже выр зить все это в пропорциях, еще более наглядно показывающих абсур ность реальной ситуации, связанной с оплатой труда.
Подобный вариант игры бывает достаточно сумбурным, но зато пс зволяет выразить свое отношение к проблеме не только «рассудочно* но и «эмоционально-чувственно», что для рефлексии своей позиции всегда бывает плохо.
Вариант 2. Этот вариант дальнейшего проведения игры предпол гает традиционную схему деловой игры, когда участники делятся на ми! рогруппы (по 5 — 7 человек), в каждой микрогруппе обсуждается ев вариант таблицы (она заполняется общими усилиями с соответству щим обсуждением), а затем представители каждой микрогруппы дела краткие доклады, которые сравниваются и обсуждаются уже всеми стниками игры-дискуссии.
Для организации такого варианта игры важно все рассчитать по вр мени: обсуждение в микрогруппах и доклады должны быть строго регл ментированы. Очень важно компактно отражать основные идеи ка микрогруппы, для чего лучше даже выписать их на доске (для микрогруппы — на своей части доски).
Заметим, что игра не предполагает строгой, «объективной» и тем I «окончательной» оценки значимости труда работников разных пс сий. Ее смысл — актуализировать саму проблему справедливости зарг ты, ведь, как уже не раз отмечалось, именно чувство справедливости! важнейшая основа для развития чувства собственного достоинства че века в труде.
В ходе обсуждения могут предлагаться довольно интересные и противоречивые (парадоксальные) критерии оценивания вклада разлк ных работников и оценки их труда. Условно можно выделить следуюи
Пример заполненной таблицы для игры-дискуссии «Заработная плата
работника (сокращенно — ЗПР)» (для оценки соответствия профессии
и критериев оценки труда используется условная 5-балльная шкала)
Коэфф. значим. | Универсальные критерии оценки справедливой оплаты труда | Профессии для сравнения | ||
уборщица в больнице | уборщица в коммерческом банке | педагог-психолог в школе | ||
Соотношение «реальных» заработков и заработков «по справедливости» | ||||
700-3000 | 1500-2000 | 1400-6000 | ||
(хх 2) | Время, затрачиваемое на работу | 5x2 = 10 | 4x2 = 8 | 5x2= 10 |
| Требуемый уровень образования работника | 3 | 2 | 5 |
| Нервные затраты | 4 | 2 | 5 |
(хх 2) | Физические затраты и профвредности | 5x2 = 10 | 3x2 = 6 | 2x2=4 |
| Возможности организации для поощрения своих сотрудников | 1 | 5 | 1 |
| Стаж, требуемый для хорошего освоения работы | 3 | 2 | 5 |
| Мало желающих работать по этой специальности | 5 | 2 | 3 |
(хх 2) | Высокая ответственность | 4x2 = 8 | 3x2 = 6 | 5x2 = 10 |
| Творческий характер труда | 2 | 2 | 4 |
| Необходимость специальной подготовки к работе в домашних условиях | 1 | 2 | 4 |
| Итого | 47 | 35 | 51 |
| Соотношение в % зарплат «по справедливости» (за 100 % — профессия, набравшая наибольший балл, т.е. педагог-психолог) и «реальных» зарплат | 92,1 | 68,6 | 100 |
| Соотношение в % «реальных» зарплат (за 100 % — профессия, реально оплачиваемая выше других, т.е. уборщица в банке) и зарплат, получаемых не в соответствии со сложностью выполняемой работы | 46,7 | 100 | 93,3 |
424
425
«линии противоречий» при формулировании и обсуждении подобнь критериев.
-
Творческий характер труда, с одной стороны, монотонный, рути*
ный труд — с другой. Проблема данного критерия в том, что мног
хотели бы считать себя «творцами», но ведь кто-то должен выполнять i
примитивную работу. И далеко не всегда занимаются такой примитив
ной работой люди с невысоким уровнем интеллекта: нередко примитив
ной работой должны (по разным причинам) заниматься достаточ*
умные и благородные люди. Тогда спрашивается: быть может, таким I
городным и умным людям надо платить повышенные зарплаты за
что они тратят свои таланты на рутинный, но общественно полезнь
труд, не реализуя свой несомненно больший творческий потенциа
И наоборот, те, кому посчастливилось выполнять творческую раб
уже этим должны быть счастливы, и их заработок должен быть меньи -
Труд, явно полезный для общества, с одной стороны, и труд, общ«|
ственно презираемый, но пока еще (на данном этапе развития обще
реально необходимый многим, — с другой. Например, труд проста
которую все презирают, но услугами которой часто многие, даже вполй
солидные люди пользуются. Или «труд» различных вымогателей, спек
лянтов и т.п., сам факт существования которых свидетельствует о то*
что в их услугах нуждаются многие доверчивые люди. Быть может, впс
справедливо то, что они нередко зарабатывают больше, чем честные •
женики, ведь деньги также достаются им не даром. Следует признать,
в общественном сознании образы выдающихся «прохиндеев» нередко вес ма популярны (например, образ Остапа Бендера и т.п.).
-
Труд, признаваемый большинством людей в качестве полезного,'
одной стороны, труд, который с точки зрения большинства бесполе
хотя объективно он и способствует общественному развитию, — с дру
Например, труд ученого-теоретика или деятеля культуры, писателя, ко
рого большинство современников явно недооценивают, хотя избран*
специалисты (которых очень мало) считают гением. Проблема состои
том, что деньги, необходимые для зарплаты, — у большинства. И если;
человек хочет хорошо зарабатывать и хорошо жить, то ему следует занят
тем, что понятно большинству и может им быть по-настоящему оценен|
Если же высококлассный специалист (гений культуры) позволяет себе «р
кошь» опережать в творческом развитии большинство своих современ»
ков и соотечественников, то, быть может, и расплачиваться за это он до
жен маленьким заработком и неизвестностью? -
Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе (или на даннс
предприятии), с одной стороны, этот же труд, но уже высоко оценив
емый в другом обществе-государстве (или на другом предприятии), —J
другой. Проблема состоит в том, что сам труд (качественно выполняем?)
работа) — один и тот же. Быть может, и получать должен больше
работник, который сумеет найти организацию (или государство),
его труд больше и лучше оценивают? -
Плохой работник, научившийся выгодно продавать себя на puv
труда и соответственно получающий большую зарплату, с одной стор
ны, отличный профессионал, который не умеет выгодно продавать се
на рынке труда и соответственно получающий маленькие деньги, —\
426
другой. Быть может, так и должно быть, ведь важен не сам труд, а то, как он продается?
Естественно, выделенные выше парадоксальные линии предназначены не для дискредитации честного и квалифицированного труда, а лишь для провоцирования открытой дискуссии. В такой дискуссии главной задачей ведущего (психолога) является не формирование правильной точки зрения, а формирование самой готовности к обсуждению столь непростой и злободневной проблемы, как справедливость в оценке и оплате труда. Для того и выделены парадоксальные линии обсуждения, чтобы участники игры-дискуссии лучше осознали сложность данной проблемы и возможные «ловушки» на пути к ее осмыслению. В каком-то смысле использование этих парадоксов в оценке труда позволит психологу работать «от противного», когда сами участники игры будут доказывать ведущему, что лучше все-таки, когда хорошую зарплату получают квалифицированные и честные работники, т. е. получают заработную плату «по справедливости».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
БЛАНКОВАЯ ИГРА-ШУТКА «БИЗНЕС-РИСК-МЕН»
Цель игры.
В шутливой, ироничной форме игра позволяет смоделировать некоторые особенности деятельности современных российских предпринимателей, связанные с риском, неизбежными нарушениями закона, возможностью оказаться за решеткой, а также с «благотворительностью», как ее понимают большинство бизнесменов. Все это важно для разговора с подростками о профессиональном и личностном самоопределении, ведь не секрет, что сейчас многие просто мечтают о том, чтобы стать бизнесменом и поскорее начать разъезжать в «мерседесе», забывая, что за все приходится расплачиваться.
Игра проводится сразу со всем классом (группой) и с каждым человеком в отдельности. Ведущий-психолог активно использует доску, а остальные участники играют с ведущим на своих бланках. Вся игра занимает около 20—30 мин.
Схема игры.
1. Ведущий рисует на доске бланк (см. ниже) и одновременно очень кратко объясняет смысл игры, о чем он еще неоднократно будет напоминать игрокам в ходе самой процедуры, а участники рисуют такой же бланк на своих листочках в клеточку.
Смысл и основные правила игры.
-
За 15 игровых ходов необходимо заработать как можно больше мил
лионов, как можно меньше побывать в тюрьме, да еще умудриться сде
лать побольше благотворительных взносов сиротам и нуждающимся. -
Коммерческие сделки можно заключать только на суммы в 100, 300
и 500 млн. условных денег (см. вторую колонку в бланке).
427
Например, игрок хочет в 1-й свой ход заключить сделку на 300 млн.^, и тогда он должен во второй колонке напротив 1-го хода проставить! цифру 300.
3. У каждого игрока есть возможность для подстраховки не более 5 раз|
обратиться за помощью к юристу. За каждое такое обращение придется
отдать юристу 50 % от всей суммы сделки за данный ход. Например, если!
за 1-й ход игрок заключил сделку на 300 млн., то, обратившись к юри-|
сту, он должен отдать ему 150 млн., а оставшиеся 150 млн. сразу записа
в колонку «Юрист» напротив 1-го хода. Если игрок к юристу не обращав ется, то соответственно записывается прочерк («—»).
4. Ровно 5 раз в процессе игры ведущий скажет: «Ревизия!» Если игрок!
обратился за данный ход к юристу, то ему нечего бояться и он продол-^
жает игру в обычном порядке. Но если он решил на юристе сэкономр
то, наверняка, у него имеются серьезные проблемы с законом, и тогд
ему придется отправиться в тюрьму. Во-первых, у него конфискуется вс
сумма за данный ход (игрок сам ее просто зачеркивает в своем бланке)
Во-вторых, срок пребывания в тюрьме определяется суммой сделки:
100 млн. беззакония — 1 год (пропускается 1 — данный — игровой ход
за 300 млн. — 3 года (пропускается 3 хода), за 500 млн. — 5 лет (пропуск
ется 5 ходов). В колонке «Тюрьма» напротив номеров соответствуюи
ходов проставляется буква «Т», означающая, что игрок в данных хода
не участвует. В-третьих, за данные ходы игрок не может делать больи
ничего, кроме как ждать окончания срока1. Каждый раз ведущий до
записывать на доске в колонке «Ревизия» букву «Р» (всего за игру рови
5 букв «Р»).
5. Для тех, кто не сидит в тюрьме, есть возможность не более 5
за всю игру сделать благородное дело для больных, сирот и всех ну
ющихся. Если игрок делает благотворительный взнос, то в графе «Благ
творительность» напротив соответствующего хода проставляется вся <
тавшаяся за данный ход сумма (в млн.). Например, если после обраи
ния к юристу у игрока осталось 150 млн., то он обязан отдать сиротам 1
все