Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По методике дорисовывания контурных изображений частей предметов (например, сломанной ветки, осколка разбитой вазы и т.п.) или простой геометрической фигуры (круга, квадрата, треугольника) можно изучить особенности развития у детей воображения (А. Дьяченко), определив тип решения задачи - дорисовать, чтобы в итоге получить картину.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к "навязыванию" ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы [7; 45].

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Вывод к главе 1

В первой главе нашей работы мы рассмотрели особенности воображения и закономерности развития воображения детей дошкольного возраста. На основе проведенного научно-теоретического исследования мы можем сделать следующие выводы.

Воображение принадлежит к высшим познавательным процессам. Оно является необходимой стороной любой человеческой деятельности. Воображение порождается потребностями, возникающие в жизни человека, и прежде всего потребностью изменить те или иные предметы окружающего мира.

Человек не может начинать работу, не представив себе готовый результат своего труда, поэтому оно возникло и развилось в процессе трудовой деятельности человека. Воображение - это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности, его развитие требует накопления соответствующего опыта и выработка умения мысленно соединять образы в новые сочетания и комбинации, умение представлять возможные изменения действительности. Такие умения образуются постепенно и проходят в своем формировании несколько этапов.

Жизнь младших дошкольников полна фантазий, которые являются их неотъемлемой частью. Это одна из особенностей детей. Детские фантазии вызывают у взрослых широчайшую гамму чувств - от восхищения, восторга, до осуждения, раздражения. Сюжеты детских фантазий могут быть самыми разнообразными: от рассказов невероятных историй в необычных поступков - личных или других людей. Детские фантазии возникают вследствие того, что жизненный опыт ребенка еще очень мал, мышление ребенка несовершенно, а на каждом шагу - встреча с новыми необычными предметами и явлениями, с миром неизвестного.


Преодоление "неопределенности" у детей становится возможным благодаря тому, что одновременно с накоплением представлений о предметах, явлениях, о связи между ними в психике ребенка происходит постоянное перекомбинация. Путем перекомбинации из весьма ограниченного количества впечатлений может возникнуть множество сочетаний, которые порождают новые связи между явлениями и предметами.

Если мы хотим, чтобы развитие ребенка было творческим, нужно развивать воображение дошкольников. Любой образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Следовательно, необходимо обогащать опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочную основу для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов окружающей действительности он оперирует, тем значимой и продуктивной будет деятельность его творческого воображения.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1.Принципы организации экспериментального исследования в психологии

Важно отметить, что для диагностирования определенного уровня развития психических свойств ребенка, его интеллектуального развития, специальных способностей, личностных качеств индивида и любого другого аспекта психологической действительности психолог должен обладать соответствующими методами и методиками.

Исследователи указывают на то, что для того, чтобы получить достоверные и надежные результаты исследования необходимо, чтобы психодиагностические методы, используемые в исследовании были научно обоснованными. По мнению Л.Д. Столяренко, Р.С. Немова и других, методы должны соответствовать требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность [17; 54].

Как правило, конкретные экспериментальные процедуры, применяемых в психологических исследованиях, строятся и основываются на основе тех или иных методических приемах и принципах, разработанных в психологии. Так для изучения определенных характеристик особенностей поведения и особенностей личности, включающие подробную инструкцию для испытуемых, четко заданную последовательность предъявления экспериментального материала и др. Эти способы представляют собой определенные обобщенные схемы будущей экспериментальной процедуры, исследователю надо конкретизировать в соответствии с целями и задачами исследования, месту и времени его проведения, возрастными, профессиональными и другими особенностями испытуемых [17; 66].


Психологи доказывают, что кроме методики, применяемой, на результаты психодиагностики влияет ситуация, ее понимание испытуемым, получаемая им инструкция, а также личность и поведение самого исследователя при тестировании Исследователь приступая к решению теоретической или практической задачи, должен прежде всего уметь видеть проблему в целом, уметь выделять социально-психологическую проблематику с общей совокупности, например, педагогических проблем, формулировать цели и задачи исследования в каждом отдельном случае. Выбирая тот или иной метод, исследователь должен четко осознавать его преимущества и недостатки что применяются к уже изученной сферы представлений, уметь комбинировать различные методы, проверяя их с помощью получаемых выводов и данных, знать пределы переноса экспериментальных результатов на поведение человека в обычной ситуации. Успешное проведение психологического исследования возможно лишь в случае хорошего знания теории и методологии возрастной, общей психологии [17; 70].

Психологи утверждают, что на сегодняшний день из всех существующих методик наиболее распространены тесты, которые определяются, как короткие стандартизированные пробы, испытания, которые позволяют в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам. Важно отметить, что разные исследователи выделяют различные типы тестов. В частности Л.Д. Столяренко по содержанию выделяет несколько групп тестов: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты. Современные тесты чаще всего создаются в виде бланковых методик [17; 73].

Следует помнить, что психолог несет всю ответственность за моральный ущерб, в том числе за убытки для соматического и нервно-психического здоровья, которые могут быть причинены исследуемом при неправильном проведении психодиагностического обследования. Поэтому проводить обследования имеет право только квалифицированный и подготовленный специалист, имеющий соблюдать профессионально-этические принципы психодиагностики.

Р.С. Немов утверждал, что, к людям, занимающимся психодиагностикой выдвигаются квалификационные требования: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик. Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, анализа и интерпретации данных. Очень важно также знание правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых позволяет получать достоверные результаты. При применении методик обязательно необходимо учитывать ситуацию, индивидуальные особенности испытуемых, их существующее положение и многие другие релевантные психодиагностических факторов [17; 77].


При проведении психодиагностики обязательным является соблюдение морально-этических норм:

1) Человека нельзя привлекать к обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, которые определены законом.

2) Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, свои мысли и чувства, которую сам не осознает.

3) Любой человек, если это не определено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4) Результаты психологического тестирования предлагаются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

5) При тестировании несовершеннолетних детей их родители или лица, их заменяющие имеют право знать результаты тестирования ребенка.

6) Если тестирование проводится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нем будут делаться выводы по результатам тестирования .

7) Основная ответственность за применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, которые ими пользуются [21; 190].

Следовательно, при использовании любых методов и методик в психологическом исследовании нужно учитывать определенные требования, которые к ним предъявляются. Методика должна быть валидной, надежной, точной и однозначной. Также при проведении исследования нужно учитывать саму ситуацию исследования, индивидуальные особенности изучаемого, понимание им инструкции, требований задачи, отношение к исследованию. На результаты влияет личность исследователя. При организации исследования следует опираться на разновидности методик, которые классифицируются в зависимости от содержания исследования. В частности выделяются тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты. Важно в исследовании соблюдать профессионально-этические нормы и правила психодиагностики и социально-этических принципов, поскольку исследователь несет полную ответственность за последствия влияния исследования на психическое здоровье человека [17; 86].


2.2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети младшего дошкольного возраста в количестве 15 участников.

Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С этой целью использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры", методика Роршаха, упражнение "Три цвета". Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

На основе проведенного формирующего эксперимента, который длился в течение учебного года (его основы освещены в подпункте 1.3 нашего теоретического исследования, что представляет собой вовлечение детей младшего дошкольного возраста к активной изобразительной деятельности, ручного труда и рисования) можно выявить уровень развития воображения детей младшего дошкольного возраста с помощью методик испытания (тесты испытания те же).

Таким образом, проведенное диагностическое исследование и его анализ обнаружили, что после выполнения различных развивающих игр и упражнений в течение года, которые давались детям младшего дошкольного возраста, были обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений среди детей, в отличие от тех, которые не имели подобных изобразительных занятий .

Эти данные свидетельствуют о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей младшего дошкольного возраста. Если не уделить соответствующего внимания обогащению образов воображения, развития его механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к его постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.

Для подведения итога можно сделать вывод, что необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческие. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.