Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, поскольку ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

2.2.1. Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

Данная методика, являясь, по сути "миниатюрной моделью творческого акта" (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры как части, деталей каких-либо целостей и достраивает реконструирует их. Детям были предложены задания. На бумаге изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Дорисовывают их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей. Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа - оригинальные изображения во всех 3-х случаях, ребенок рисует сюжет, в который включает несколько объектов, имеющих заданную фигуру (мальчик рисует космос, все планеты и солнце круглые: (исходная фигура - круг).

2 группа - оригинальные изображения в 2-х случаях, ребенок рисует сюжет, в который включает объект с деталями (девочка собирает цветы).

3 группа - оригинальные изображения в одном случае, к изображенному объекту прилагаются различные детали (лицо девочки с бантом).

4 группа - нет оригинальных изображений, ребенок дорисовывает заданный элемент, создает рисунок отдельного объекта, но без деталей, изображения схематической (например, шарик с ниткой, мороженое на палочке).

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.


Данные заносились в таблицу 1:

Таблица 1

Таблица подсчета оригинальных изображений

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5

33%

4

27%

2

13%

4

27%

Графически можно увидеть полученные результаты на рисунке 1:

Рисунок 1 - График подсчета оригинальных изображений

Вывод: представленные результаты показали, что в работах в основном 3, 4 группы оригинальные изображения выполнены мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг - солнце, шарик;

Квадрат - телевизор, портфель, дом;

Треугольник - елка, дом, человек.

Далее с детьми проводили эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, поскольку выяснили, что уровень развития воображения у детей не высокий.

Данные повторного исследования заносим в таблицу 2:

Таблица 2

Сводные данные после эксперимента

Методика Торренса

Группы

1

2

3

4

Количество детей

8

5

2

0

%

54

27

13

0

Графически можно увидеть полученные результаты на рисунке 2:

Рисунок 2 - Сравнение результатов до и после эксперимента

2.2.2. Методика «Три цвета»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Мы предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь листочек. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.

Полученные данные заносились в таблицу 3:

Таблица 3

Сводные данные по методике «Три цвета»

1 испытуемый

3 испытуемых

5 испытуемых

6 испытуемых

4 названия

7%

3 названия

20%

2 названия

33%

1 название

40%


Графически полученные результаты можно увидеть на рисунка 3:

Рисунок 3 - Сводные данные по методике «Три цвета»

Результаты повторного исследования заносим в таблицу 4:

Таблица 4

Сводные данные повторного исследования по методике «Три цвета»

„Три цвета”

Группы

1

2

3

4

Количество детей

1

3

5

6

%

7

20

33

40

Графически можно увидеть результаты на рисунке 4:

Рисунок 4 - Сравнительные данные первичного и повторного исследований по методике «Три цвета»

2.2.3. Модифицированный тест Роршаха

Данная методика активно развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход проведения. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей:

  • одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом .7 человек - 46%
  • другие указывают на сходство с одним объектом. 5 детей - 33%
  • третьи могут установить сходство с несколькими объектами .3 детей - 20%

Полученные результаты исследования можно увидеть на рисунке 5:

Рисунок 5 - Результаты исследования по методике теста Роршаха

Вывод: необходимо научить детей выделять целое, часть из пятна.

Рассмотрим данные после серии занятий в таблице 5.

Таблица 5

Данные повторного исследования теста Роршаха

Тест Роршаха

Группы

1

2

3

Количество детей

3

3

9

%

25

25

50

Рисунок 6 - Сравнительные данные двух исследований по тесту Роршаха

Вывод к главе 2

Если мы хотим, чтобы развитие ребенка было творческим, нужно развивать воображение дошкольников. Любой образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.


Таким образом, проведенное диагностическое исследование и его анализ обнаружили, что после выполнения различных развивающих игр и упражнений в течение года, которые давались детям младшего дошкольного возраста, были обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений среди детей, в отличие от тех, которые не имели подобных изобразительных занятий .

Эти данные свидетельствуют о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей дошкольного возраста. Если не уделить соответствующего внимания обогащению образов воображения, развития ее механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к ее постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.

Для подведения итога можно сделать вывод, что необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческие. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, поскольку ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания нашей работы, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей младшего дошкольного возраста. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Ввиду важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в младшем дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Важным фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающих способы получения впечатлений.


Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено преобразующей активностью ребенка, который растет, и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что у детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у младших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидактическая игра.

В процессе работы мы достигли поставленной цели, а именно, мы исследовали развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста.

В процессе достижения поставленной цели, нам были выполнены следующие задачи, мы:

1. Рассмотрели психологическую сущность воображения.

2. Исследовали в литературных источниках взгляды ученых на развитие воображения у детей.

3. Определили психологические условия развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.

4. Исследовали особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте.

5. Обосновали методическую возможность эмпирического исследования особенностей развития воображения в дошкольном возрасте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО "ЦГЛ "Рон", 2000. - 112с.
  2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Веккер Л.М. Психические процессы. - Т.1 - л., 2003. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278- 295.
  4. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 2005. № 2. с.114 - 123.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т.2 - М.: Просвещение, 2004.
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. - № 6. с.52 - 59.
  7. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 2008. - № 1. с.44 - 51.
  8. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып.76.М.: Просвещение, 2004.
  9. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 2009.
  10. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольноевоспитание. 2005. - № 2. с.41 - 46.
  11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 2006. /Трудности в определении воображения: 3 - 7. Воображение и практическая деятельность: 8 - 30. Воображение как отражение действительности: 31- 85. Воображение и научное познание мира: 86 - 131/.
  12. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М. 2005. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 - 39. Воображение и игровая деятельность: 83 - 97. Чувственное отображение и воображение: 113 - 122. Воображение и мышление: 122 - 138/.
  13. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся вузов.— М.: Просвещение, 2007.—352 с.
  14. Лейтес Н.С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 2005. №7. с.98 - 108.
  15. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 2008. /Воображение и память: 141 - 165/.
  16. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. -Тбилиси, 2005.
  17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебныхзаведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательскийцентр Владос, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
  18. Никифорова О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. – СПб.: Питер, 2009.
  19. Розетт И.М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследованиевнутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 2003. / понятие фантазии: 13 - 24. Теоретические концепции фантазии: 25-78. Психологические механизмы фантазии: 169 - 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 - 270.
  20. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т.1 - М., 2005.
  21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В.Н. - Ярославль: "Академия развития", 2008. - 240с.