Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональное воображение предполагает группировку образов с эмоциональным состоянием. Основную роль в его развитии и в становлении детского творчества играет символ, усвоение ребенком символических способов. В символическом образе фиксируется преимущественно эмоциональное отношение ребенка к действительности. Если эмоциональное воображение является доминирующей, то причины эмоций не осознаются ребенком, что приводит к попытке субъективного символического воспроизводства смысла ситуации. Эмоционально насыщенные символы позволяют детям полностью погрузиться в ситуацию и выразить свое отношение к ней.

Исследования последних лет (Веракса Н.Е., Дьяченко О.М., Лаврентьева Ю.Ф., Спиваковская А.С.) позволяют выделить индивидуальные различия в развитии воображения детей в зависимости от доминирующего вида, а также специфические механизмы каждого вида воображения и средства его развития в дошкольном возрасте.

Проблемным в осознании природы воображения является вопрос о связях воображения, которые находят свое проявление в игре, рисовании, речеобразующей деятельности, с действительностью. В противовес мнению о первичном отсутствие границ между реальностью и фантазией зарубежных ученых (Дилалл Л., Уотсон М.), отечественные ученые (Вовчик-Голубая М.В., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Репина Т.О.) утверждают, что независимо от яркости и глубины эмоциональности образов ребенок хорошо выделяет реальное от воображаемого. Но через свою впечатлительность, чувствительность сам оказывается под влиянием чувств, навеянных вымышленным сюжетом. Даже для того, чтобы что-то определить, символизировать в своих представлениях, ребенок должен это что-то выделить в действительности, оттолкнуться от нее. Л. С. Выготский для подтверждения мысли, что воображение неразрывно связана с реальностью, указывает на существование различных форм такой связи, на основе чего делает вывод о необходимости постоянного обогащения когнитивного и эмоционального опыта детей как основы для развития творческого воображения [4; 9].

В исследовании особенностей развития воображения в дошкольном возрасте ученые как самый значимый факторов называют игру, познания реальности и детское творчество. Именно в игре ученые видят источник художественного творчества ребенка. Игра, по мнению Л. С. Выготского, - это узел, который связывает через воображение потребности, эмоции, желания ребенка и ту действительность, в которой она действует [4; 11].

Л. С. Выготский, а за ним А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин считали, что в игре зарождаются и другие виды детской деятельности, которые имеют существенное значение для развития воображения ребенка. Игра и воображение связаны сложным диалектическим связью, взаимно дополняют и обогащают друг друга как по содержанию, так и за развитием способов действий. Детское творчество, по своему характеру, рождается именно в игре: "Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что она рисует. Ребенок драматизирует и придумывает словесный текст своей роли. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого отмежевались все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка, которая служит подготовительной степенью его художественного творчества "[17; 202]. Но и позже, когда из общей синкретической игре выделяются более или менее самостоятельные виды детского творчества, они не станут отдаленными друг от друга, а останутся похожими с игрой по своей природе и характеру (одномоментностью творческого акта, отсутствием длительной работы над произведением и связанностью с переживаниями ребенка).


Т. Рибо в анализе продуктов детского творчества (сказок, историй, созданных детьми) выводит четыре основные стадии развития воображения в период дошкольного детства. На первой стадии ребенок становится способным к превращению представлений (в одном предмете он начинает видеть другой). На второй стадии воображение проявляется в анимизме - оживлении игрушек. На третий - в перевоплощении в играх в разные роли и образы. И, наконец, только на четвертой стадии начинается собственно художественное творчество, сущность которой проявляется в перекомбинировании образов. Подходящими являются указания Т. Рибо об условиях, благоприятных для развития творческого воображения. Одна из них стала классической рекомендации для педагогов, стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. Т. Рибо выделил сознательное творческое действие от "произвольного" творчества. Эти причины фактически существуют, но их действие происходит в скрытый форме мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательного работы мозга. М.В. Вовчик-Голубая изучала закономерности соотношения между деятельностью детей и их воображением. Она отмечала, что у детей младшего дошкольного возраста возбудителем фантазии и необходимой предпосылкой создания образа становится активная внешняя деятельность с предметами или без них. В среднем дошкольном возрасте элементы замысла частично предшествуют практическом действии. В игре, рисовании, рассказы появляются сначала элементы планирования, а действия направляются на реализацию элементов замысла. Но сам замысел рождается в процессе деятельности и тесно с ней связан. В старшем дошкольном возрасте дети создают образы фантазии во внутреннем плане, и уже эти образы становятся стимулами внешней активной деятельности [19; 230].

Природу связи художественного творчества и воображения исследовал С. Л. Рубинштейн, который утверждал, что формирование воображения происходит именно в творческой деятельности, в зависимости от вида которой специализируется и сам процесс воображения. О силе и характере художественного воображения ученый писал, что воображение создает в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем отличающихся от наших тусклых и стертых в повседневной обыденности восприятия, чудесно живой, преобразованный и одновременно более реальный мир, чем тот, который дан нам в повседневной восприятии. Отойти от сущего, чтобы глубже проникнуть в него, - такова логика художественного творчества, характеризующий ее сущность. Автор подчеркивал значительную роль воображения как прежде существенной предпосылки усвоения знаний, требующие умений представлять конкретные ситуации, которые не имели места в предыдущем опыте ребенка, причем изучения языка и речи - залог усвоения ребенком разнообразного опыта. Во-вторых, воображение - существенная предпосылка художественного воспитания. Ребенок с неразвитым воображением не почувствует то влияние искусства, которое оно оказывает на внутреннюю жизнь открытого к нему субъекта, способного в восприятии воссоздать в своем воображении жизнь, изображенное в художественном произведении [20; 17].


Значительный вклад в проблему развития воображения дошкольников сделал Н.Н. Подъяков, который принципиально по-новому подошел к изучению вопросов психического развития детей, а именно - исследования внутреннего противоречия как его источника. Необходимым условием развития воображения, мышления детей ученый считает экспериментирования во всех его видах и формах, в том числе и в процессе художественно-речевой деятельности. От внутренней активности ребенок идет к самостоятельному поиску, после чего наступает этап саморазвития, когда он использует новые знания и способы действия. Квинтэссенцией этого процесса является этап творчества, на котором новые результаты экспериментов становятся основой этого творчества. Следовательно, роль воображения в формировании детского творчества очевидна, поскольку способность воспроизводить, создавать разнообразные художественные образы распространяет, развивает творческий потенциал ребенка, формирует эстетическое отношение к окружающей среде. Анализ особенностей развития воображения детей доказывает, что она является одной из ключевых составляющих речеобразующей деятельности младших дошкольников [18; 44].

Восприятие литературных произведений, осознание их содержания и средств выразительности рассматривалось в различных аспектах. По данным исследований, процесс восприятия произведений искусства требует определенной творчества, он связан с активной соответствующей позицией воспринимающего (Бахтин М.М., Выготский Л.С., Мелик-Пашаев А.А., Овсянико-Куликовский Д. М.), осознанием логики изложения поступков героев художественного произведения (Гурович Л.М.). Художественное восприятие должно быть "мыслящим" (Якобсон П.М.), оно содержит осознание идейного содержания, эстетическую оценку литературного текста и следующий эмоциональный отклик (Кучерова В.Н., Никифорова А.И., Стрелкова Л.П.) [18; 71].

Процесс художественно-эстетического восприятия исследовался в различных направлениях: изучалось понимание сказки детьми раннего возраста (Славина Л.С., Таллер Л.А., Циванюк Н.А.); особенности восприятия поэтических произведений младшими дошкольниками (Андросова В.М.); анализировалась роль иллюстрации в восприятии литературного текста (Иванец И.И., Репина Т.А.); проявлялось умение понимать сюжетную линию и отношения между персонажами (Алиева Т.И., Болтунов И.Л., Бодрова Е.В., Гурович Л.М., Кудрина Г.Я.), а также умение сочувствовать героям произведений (Виноградова А.М., Стрелкова Л.П.); индивидуальные различия в процессе восприятия детьми литературных произведений (Таллер Л.А.); особенности понимания детьми значения образных выражений (Колунова Л.А., Кулибчук Л.Н., Харченко В.К.), взаимопроникновение процессов эмоционально-эстетического восприятия и словесного творчества (Алиева Т.И., Запорожец А.В., Леушина Г.М ., Танина Л.В., Титаренко Т.И., Хоменко А.А.).


Результаты исследований свидетельствуют об активной личностную позицию ребенка по литературному произведению. Именно такое глубокое проникновение является толчком к развитию фантазии, пробуждает творческий взлет мысли ребенка, связывая процессы восприятия и речеобразующей деятельности. А. В. Запорожец называет слушания сказок и творческие игры ведущими способами формирования способности действовать мысленно в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможно себе представить никакую творческую деятельность. Эту же черту художественной деятельности отмечает Е. А. Фльорина в анализе изобразительной деятельности ребенка. Она доказывает, что дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их. И. Г. Фихте также подчеркивал двойную взаимопроникаемую связь художественно-эстетического восприятия и речеобразовательную деятельности. "С одной стороны, восприятие текста возбуждает мысль человека, стимулирует активность мышления и совершенствует речь. С другой, - отточив и исправив на пробном камне своего творчества личные способности, человек продолжает воспринимать, но отныне более тонко и остро чувствует, правильно понимает, глубже обобщает "[12; 126].

Т. И. Алиева отмечает наличие целостного эстетического пространства, которое строит ребенок вокруг художественных произведений. С одной стороны, его содержательностью обусловлено осознания текста, на которое влияет, во-первых, само содержание, структура, характер чтения или рассказывания произведения, во-вторых, средства отображения окружающего мира, состоящие у детей под влиянием предыдущего жизненного и художественного опыта. С другой стороны, в этом эстетическом пространстве переплетаются и сочетаются вместе субкультурные (созданные детской сообществом) и индивидуальные образные строения: литературные сюжеты, жизненные представления и воспоминания о давно известные образы и сюжеты. Именно поэтому С. Ф. Русова настаивала на тактическом вмешательстве воспитателя в процесс восприятия. Надо дать ребенку возможность насладиться воспринятым, прежде чем начинать обсуждение. "Поскольку при слушании сказки, - отмечает автор, - ребенок все забывает и в глубине своей духовной сущности создает себе волшебное царство, где каждая мечта может осуществляться, то воспитателю следует очень осторожно обращаться наряду с мнимым сказочным миром, подбирать привлекательные формы обсуждения представлений и впечатлений, надо давать ребенку материал, который способствовал бы развитию чувства красоты во всех ее проявлениях "[7; 50].


Ученые отмечают, что восприятие литературных произведений не возникает в готовом виде, оно формируется в связи с ходом общего психического развития. Ребенок проходит долгий путь от наивного участия в изображаемых событиях в более сложных форм эстетического восприятия. Характерные особенности осознания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений ученые объясняют конкретностью мышления, небольшим жизненным опытом, непосредственным отношением к реальной жизни, ситуационность цели и поведения, недостаточной заторможенностью их рефлексов (Запорожец А.В., Леушина Г.М., Никифорова О. И.). С этих позиций специалисты объясняют специфичность осознания детьми словесных образов, подчеркивают важность обучения пониманию значения средств выразительности как условия осознания целостного художественного образа (Колунова Л.А., Сомкова О.М., Ушакова О.С.). Только на определенном этапе развития и только в условиях целенаправленного воспитания, как утверждают ученые, оказывается возможным формирование эстетического восприятия, и на этой основе - развитие детского художественного творчества.

1.2 Психологические условия развития воображения у детей младшего дошкольного возраста

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

  • детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
  • юность - сочетание вымысла и деятельности, "трезвого расчетливого рассудка";
  • зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Рассмотрим этапы развития воображения у детей дошкольного возраста[6; 53].

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Воспроизводимые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества. Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение со взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость различных видов деятельности.