Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (Психологическая сущность воображения и основные аспекты его изучения в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Показателями достижений функционального развития ребенка в каждый возрастной период является новообразования, которые определяют его сознание, отношение к окружающей среде, его внутренняя и внешняя жизнь.

В психологии различают центральные и производные новообразования. Они имеют системный характер и составляют единое целое (Л. Выготский). Но те новообразования, которые были центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными в другом (Б. Ананьев). Эту закономерность следует учитывать в воспитательной работе с детьми, определяя ее содержание и направленность. [5]

Центральным новообразованием психического развития детей младшего дошкольного возраста является воображение (Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.) [16; 39].

Воображение - один из важных психических процессов, непосредственно входит в любой творческий процесс человека на разных этапах его жизни и обеспечивает усвоение различных форм человеческой культуры в онтогенезе. Воображение формируется вместе с любознательностью ребенка еще в раннем возрасте, но своего интенсивного развития и особое значение приобретает именно в дошкольном возрасте.

Благодаря воображению дошкольник овладевает сферой своего возможного будущего, любая детская деятельность (рисование, лепка, конструирование и др.) приобретает целенаправленный характер. Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предсказаний, предположений, когда решается любая задача. Г. Костюк подчеркивал важную роль воображения в развитии способности у ребенка понимать то, что он воспринимает: схватить целое, раскрыть в нем определенные признаки, черты, свойства, надо выйти за пределы непосредственного созерцания. С развитием воображения и речи дети овладевают произвольными познавательными процессами: ставят цель, например, запомнить, направляют свои усилия на ее достижение.

Наряду с репродуктивным воображением, образы которого становятся сложнее (например, во время слушания рассказов, сказок, просмотра иллюстраций к ним) развивается продуктивное воображение, позволяющее ребенку создавать новые образы согласно замыслу. Поэтому дети рисуют сюжетную картину на свободную тему, придумывают животных, которых не существует, придумывают новое окончание сказки подобное. Продукты их рисование, лепка, устного творчества приобретают самобытности, оригинальности, отличаются новым неожиданным решением. В свойствах воображения (живость, скорость и богатство образов) кроются все способности ребенка: познавательные, художественные, музыкальные. Любознательность и воображение психологи считают основой формирования личности ребенка (Л. Божович), его желаний, интересов, чаяний [15; 150].


Воображение принимает непосредственное участие в создании образа своего "Я", позволяет верить в свои возможности, рисковать, когда ребенок выполняет новую задачу, рассчитывать на успех. Все это дает основание утверждать, что развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста должно быть важнейшей задачей воспитательного процесса.

Возникновение новообразований происходит способом активного присвоения ребенком структурных компонентов ведущей деятельности, поэтому главным источником развития воображения у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В условиях игры ребенок моделирует реальность (воображаемая ситуация, роль взрослого, предметы-заменители, символический характер игровых действий и их результатов), воспроизводит их содержание, апробирует различные схемы выполнения или строит собственный сюжет, преодолевает стереотипы собственного поведения и т.п. Игра носит активный, творческий импровизационный характер и выполняет знаково-символическую функцию. Она является той почвой, на которой растут воображение, речь и мышление. Мотивация игры обеспечивается ее добровольностью: ребенок вступает в игру по собственному желанию. Его непринужденное поведение (в любое время может выйти из игры) характеризуется широкими возможностями собственного выбора и удовлетворением потребности в самореализации, в самоутверждении. Именно поэтому ускорение привлечения ребенка к более "серьезным" (по мнению взрослых) видов деятельности, почти не оставляют времени на детские игры (коллективные сюжетно-ролевые, игры с правилами и др.), действует не в пользу детского развития, прежде всего воображения [21; 74].

Функции воображения связанные с ситуациями неопределенности, проблемности, с осознанием противоречий. Именно поэтому руководство взрослого на стандартное решение задачи, на одинаковые ответы детей на поставленный вопрос, на групповое подражания единого образца - все это затормаживает развитие воображения. Внимание взрослых к интересам детей, одобрение их любознательности, побуждение к самостоятельности, стимулирования независимости, наоборот, стимулирует развитие воображения. Особенно вредно пренебрежительное отношение к детскому фантазированию, размышлению, небывальщине т.д.

Младший дошкольный возраст является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития нравственной сферы личности ребенка. В этом процессе важную роль играет эмоциональная воображение, на основе чего возникают предусмотренные эмоции. Ребенок начинает представлять последствия своих действий и поступков, как для себя, так и для других людей. Лишь благодаря воображению человек может пережить боль, страдания другого ребенка, которому сделала больно, даже те же эмоции, сочувствовать ей. Эмоциональная воображение дает возможность регулировать свое поведение, контролировать себя в отношениях с другими: "Если я так сделаю, друг обидится". Раскрытие смысла и поведения средством эмоционального предвидения (А. Запорожец) играет ведущую роль в духовном росте ребенка, в формировании у него нравственных чувств и в социальной форме поведения (умение прийти на помощь, согласовать свои действия с действиями товарища, уступить т.д.). Без эмоционального воображения не может развиться симпатия (сострадание), без него нельзя воспитать у ребенка доброту, сопереживание [14; 100].


Сила эмоционального воображения настолько велика, что с его помощью можно гораздо эффективнее воздействовать на ребенка, избегая нежелательного поведения, чем с помощью уговоров, нареканий, криков. Таким образом, эмоциональное воображение, предусмотренные эмоции выполняют регулирующую функцию в процессе усвоения ребенком социальных норм поведения.

В младшем дошкольном возрасте у детей богатое, яркое, бурное воспроизводящее воображение. Дети легко представляют сказочные страны, сказочных героев.

Особое внимание уделяется формированию и развитию, как упоминалось выше, творческого воображения. На основе собственного жизненного опыта у детей появляются новые образы и дети переходят на высшую ступень - от простого произвольного комбинирования переходят к логически обоснованному построению новых образов. Воспитатель для этого использует творческие задания: придумать конец сказки или рассказа, представить город через 100 лет, описать жизнь на другой планете, описать картину или героя подобное.

Под влиянием обучения происходит переход от познания внешней стороны событий к познанию их сущности. Мышления дошкольников начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и событий, что дает возможность делать первые обобщения, выводы, проводить первые аналогии, строить элементы умозаключений. На этой основе начинают формироваться первые научные понятия. В этот период осуществляется переход от наглядно-образного, конкретного мышления, присущего дошкольникам, до понятийного, научно-теоретического мышления. Младшие школьники учатся определять известные им понятия, выделяя общие и существенные признаки объектов, решать все более сложные познавательные и практические задачи, выражая результаты в суждениях, понятиях, суждениях, умозаключений.

На основе воображения происходит развитие мыслительных функций дошкольников. Анализ сначала имеет преимущественно практический действенный и образно-языковой характер. Дети постепенно переходят от элементарного анализа, когда не учитывается лишь какая-то часть предмета, к комплексному, стараясь при этом рассмотреть все части и свойства познаваемого предмета. Но в настоящее время они еще не умеют устанавливать взаимосвязей между ними.

Объектом анализа выступают предметы, явления, процессы, поступки людей, языковые явления.

У младших дошкольников постепенно анализ связывается с синтезом, хотя последний еще долго будет оставаться труднодоступным мыслительным процессов. Операции анализа и синтеза сочетаются в сравнении объектов, развитие которого во многом зависит от того, как часто учитель дает задание ученикам на сравнение различных объектов, сопоставления, выделения подобных и отличительных признаков.


Под влиянием требований учебной деятельности постепенно совершенствуются и способы обобщения. Учитель должен проводить специальную работу, направленную на формирование у дошкольников умений группировать, классифицировать объекты, обобщать усвоенные знания и использовать результаты этих обобщений в новых познавательных и практических ситуациях.

Исследованиями психологов установлено также, что воображение тесно связано с регуляцией самочувствие человека. Оно выполняет функцию психологической защиты личности от травмирующих и угнетающих воздействий, от угнетающих эмоций, создавая (в воображении) такие ситуации, которые компенсируют неудачи, снимают фрустрацию (З. Фрейд). Так, ребенок может избавиться от психотравмирующего жизненного воздействия через многократное варьирование ситуации и игры, пока не избавится от своих обидчиков. Если жизненный конфликт приобретает глубокий или устойчивый характер, дети прибегают и к фантазированию, создают сюжет, в котором обидчик сожалеет о своем поступоке или сам попадает в беду.

Недостаточное развитие воображения приводит к устойчивым негативным переживаниям, к навязчивым страхам, тревожности: у ребенка снижается самооценка, нарушаются контакты с окружающими, возникает чувство одиночества, разочарования. Такие дети уже требуют особого внимания со стороны детских психологов.

Таким образом, развитие воображения в дошкольном возрасте тесно связан как с формированием познавательных способностей ребенка, его общим интеллектуальным развитием, так и со становлением его личности, ее нравственного самочувствия.

1.3 Особенности развития воображения в младшем дошкольном возрасте

С помощью специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности.

В психологии познавательных процессов не выработано единого способа развития воображения. В каждом из предлагаемых способов, авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими ее от других психических процессов.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей [13; 14].


Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Она является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности [11; 86].

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в то, что отражает свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. Так что же это такое "изобразительная деятельность", или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-тактильные анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше и больше узнать о ребенке, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.

Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен представить в своем воображении, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. [8; 35].

Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.