Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности

1.2 Формирование и организация коммерческой деятельности

1.3 Опыт развития коммерческой деятельности в экономически развитых странах

2. Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.2 Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.3 Оценка финансовой деятельности ООО «Афродита»

3. Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.1 Недостатки финансовой и коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.2 Характеристика рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности на предприятии ООО «Афродита»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В качестве управляющих воздействий используются законы, указы, планы, программы, внутренние инструкции, а также материальные и нематериальные стимулы. Результатом непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и бухгалтерская отчетность и документация является обратная связь.

1.3 Опыт развития коммерческой деятельности в экономически развитых странах

Торговля в зарубежных странах на каждом этапе своего развития представляла собой одну из наиболее значимых сфер экономики.

По мере эволюции мировой экономики изменялись не только масштабы, но и форматы торгового бизнеса.

Во многих странах появлялись, преобладали и исчезали торговые предприятия разных форм от малых предприятий, кооперативных обществ до крупных торговых сетей.

Одним из самых мощных кооперативных движений в мире наблюдалось в 50-е годы в Великобритании. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов. Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г. снизилась до 22%.

Первые два магазина самообслуживания с прямым доступом к товарам были открыты еще в 1912 г. в Калифорнии. Это была «революционная» для того времени форма торговли, положившая начало развитию ее современных форм. Первый супермаркет в его современном понимании открыл в 1916 г. предприниматель из Мемфиса (США) К. Саундерс, а через семь лет созданная им сеть насчитывала уже 2 800 магазинов. Таким образом, сетевая торговля имеет почти вековую историю развития [9, c.61].

Бельгийцы и французы одновременно с американцами начали строить крупные магазины на окраинах городов по принципу трафика. Этот принцип до настоящего времени «Carrefour», «Cora», «Castorama», «Leroy Merlin» и др. используют при организации розничной торговли во Франции и Бельгии. Однако в таких странах, как Италия, Германия, Великобритания, розничная торговля продолжает развиваться в основном по традиционному принципу близости спальных районов, и только крупные оптово-розничные предприятия, обслуживающие малый бизнес, находятся обычно за пределами городов, рядом с транспортными потоками.


В западноевропейской розничной торговле послевоенного времени преобладали независимые магазины, объединенные в небольшие сети. Но уже спустя несколько лет голландская независимая и разрозненная розница не выдержала конкуренции сети «Albert», британская оказалась под властью «Tesco» (сейчас ее годовая прибыль до уплаты налогов достигает миллиарда фунтов стерлингов), в Германии начала заявлять о себе сеть «Metro» [9, c.61].

На сегодняшний день малые торговые предприятия широко распространены в западных странах (около 50% розничного товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса). Должный уровень организации торговли, высокое качество обслуживания и удобные часы работы делают их популярными у покупателей [8].

Преобладающей правовой формой предпринимательства в Германии является «индивидуальная фирма», т.е. предприятие, находящееся в собственности одного владельца. Следует отметить, что в Германии не принято отделять средний бизнес от малого. Малый и средний бизнес трактуются как единое понятие «миттельштанд» (средний слой).

Однако, сфера услуг в сегодняшней Германии крайне непочетна. С молчаливого согласия местных жителей сферу общественного питания, частных химчисток, маленьких продуктовых магазинов, табачных лавок, прачечных, парикмахерских, студий красоты, мастерских по ремонту обуви и пошива одежды также стали заполнять эмигранты. Подобная схема бизнеса вполне устраивает немцев, имеющих высокий образовательный и интеллектуальный уровень. Другое дело информационные технологии, биолаборатории, исследования в области химии и фармакологии, средств коммуникаций. Бундестаг всячески поощряет на этой ниве начинающих и уже состоявшихся предпринимателей. Недаром на долю малых компаний в Германии приходится до 60–70% всех зарегистрированных патентов и открытий [3, с.188].

Потребительские кооперативы наиболее развиты в Японии, Англии и скандинавских странах. В их состав входят магазины, занятые в основном розничной торговлей. Такие магазины принадлежат членам кооперативов, которые вносят капиталы (паи), получают сертификаты о владении, выбирают должностных лиц для управления хозяйственной деятельностью. От купли-продажи товаров кооператив получает прибыль, которая распределяется среди пайщиков соразмерно объему паевого взноса каждого члена в капитал кооператива.

Бизнес в США начал развиваться в период Великой Депрессии, неудивительно, что он находится на стабильно высоком уровне. Минуя эпоху Великой Депрессии, непосредственно малый бизнес в США, способствовал появлению рабочих мест, что подчеркнуло его социальную значимость [2, с.53].


Среди предприятий всех форм частной собственности, функционирующих в США, наиболее многочисленными являются индивидуальные (единоличные). На их долю приходится 75% от общего числа предприятий. Они подразделяются на следующие группы: мелкие с численностью занятых от 1 до 19 человек, малые – от 20 до 99, средние – от 100 до 499, крупные – более 500 человек. По количественному составу преобладают предприятия первых двух групп, которые именуются малым бизнесом [2, с.53].

Следует отметить, что эффективно функционирующие торговые предприятия США получают не менее 10% фактической прибыли от сбыта продукции. Концентрация капитала, целенаправленное предпринимательство и маркетинг способствуют повышению эффективности торговой деятельности. Специальные службы торговых фирм и компаний проводят маркетинговые исследования в целях расширения существующих рынков и развития рынков новых товаров.

Япония по своему экономическому уровню развития является второй страной после США. Япония – это страна частного предпринимательства. После войны американские оккупационные власти провели в стране экономические реформы. Тогда, в условиях разрухи, были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф, но в 80-х годах они снова перешли в частные руки. В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых [10].

Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих объемах промышленности Японии. Однако нужно отметить, что малый бизнес в Японии в большей степени представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.

Стимулирование предприятий малого бизнеса в Японии ведется на всех уровнях, начиная от властей центрального правительства и заканчивая самостоятельными союзами и объединениями малых предприятий. Центральные власти и местные органы самоуправления субсидируют на всех этапах жизненного цикла предприятия малого бизнеса, непосредственно участвующие в создании наукоемкого и высокотехнологичного производства. Для таких предприятий государство выделяет займы, обеспечивает кредитование малого бизнеса через предоставление поручительства и других видов кредитных гарантий. Также при централизованной поддержке государства в специальных центрах, некоммерческих организациях производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка [10].


Особое внимание придается не ценовой конкуренции, а конкуренции в области ассортимента, качества и обновления продукции. В этой связи стратегия японских производителей направлена на приспособление технологий к потребностям рынка. Опираясь на достоверные исследования конъюнктуры рынка, они одними из первых начали развивать массовый выпуск дешевой продукции высокого качества и тем самым добились значительных успехов в отраслях, производящих потребительские товары. В японской экономической модели диверсификация производства способствует насыщению рынка товарами.

Коммерческая деятельность охватывает движение товара от производителя к потребителю, включая поиск, оптовую закупку конкретного товара или группы товаров, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту розничной продажи, продажу и послепродажное обслуживание. В процессе участвуют различного рода оптовые и сбытовые организации-посредники различных видов собственности и организационно-правовых форм. Рассмотренные выше определения показывают¸ что коммерческая деятельность помимо торговли охватывает также разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением различных услуг.

Исходя из оценки становления и современного состояния хозяйственной и предпринимательской деятельности торговых предприятий зарубежных стран можно сделать вывод, что механизм рыночной экономики отрабатывался человечеством не один десяток лет, и многие освоенные элементы предпринимательства и коммерции и поныне используются на практике.

2. Характеристика коммерческой деятельности предприятия
ООО «Афродита»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Афродита»

Общество с ограниченной ответственностью «Афродита» является специализированным торговой организацией по реализации аварийно - спасательного и пожарно – технического оборудования, снаряжения и средств индивидуальной защиты.


ООО «Афродита» является юридическим лицом, его правовое положение определяется Гражданским Кодексом РФ и Уставом.

Общество имеет печать, торговую марку, торговый знак, штампы, бланки. Оно действует на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс.

Основной целью ООО «Афродита» является удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах, производимых и реализуемых организацией, а также получение прибыли в интересах работников организации.

Чистая прибыль организации образуется в соответствии и установленным порядком, после взаиморасчетов с бюджетными и другими, установленными законодательством платежи, подлежит распределению между участниками по итогам работы, пропорционально вкладам участников.

Имущество организации состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражена на самостоятельном балансе организации. Источниками формирования имущества капитала организации являются: имущество, доход, полученный от реализации, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления, кредиты банков и других кредиторов, иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Источником формирования ресурсов ООО «Афродита» являются прибыль (доход), амортизационные отчисления, а также кредиты и другие поступления.

Организационная структура ООО «Афродита» представлена на рис. 3.

Директор

Бухгалтер

Старший продавец

Продавец

Кладовщик

Грузчик

Рис. 3. Организационная структура ООО «Афродита»

Основные экономические показатели деятельности ООО «Афродита» представлены в таблице 1.

Анализ основных экономических показателей анализируемого предприятия выявил нестабильное экономическое положение в ООО «Афродита».

На протяжении всего анализируемого периода, на предприятии наблюдается рост выручки от продаж. В отчетном периоде на предприятии выручка от продажи в ООО «Афродита» увеличилась на 13,1%.

В 2014 и 2015 годах предприятие имело убытки от продаж в размере 11,2 тыс. руб. и 13,1 соответственно, продажи были не рентабельны (отрицательное значение показателя). Лишь в отчетном году у предприятия появилась прибыль от продаж в размере 651 тыс. руб.

На протяжении всего анализируемого периода предприятие имело чистую прибыль, сумма которой с 35,9 тыс. руб. в 2014 году увеличилась к 2016 году до 470,5 тыс. руб.