Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности

1.2 Формирование и организация коммерческой деятельности

1.3 Опыт развития коммерческой деятельности в экономически развитых странах

2. Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.2 Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.3 Оценка финансовой деятельности ООО «Афродита»

3. Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.1 Недостатки финансовой и коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.2 Характеристика рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности на предприятии ООО «Афродита»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В связи с тем, что выручка от продаж и чистая прибыль в 2016 году возросли, предприятие смогло увеличить среднегодовую заработную плату на 1,4%.

Таблица 1.

Основные экономические показатели деятельности ООО «Афродита» за 2014-2016 гг.

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение

Темпы роста, %

2015 -2014 гг.

2016 - 2015 гг.

2015 /

2014 гг.

2016 / 2015 гг.

Выручка от продажи товаров, продукции, услуг, тыс. руб.

2919,58

3434,80

3883,90

515,22

449,11

117,65

113,08

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб.

2551,48

3001,74

3036,00

450,26

34,26

117,65

101,14

в том числе материальные затраты

1530,71

1874,28

2093,20

343,58

218,92

122,45

111,68

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-11,17

-13,14

650,98

-1,97

664,12

117,65

-4953,77

Чистая прибыль, тыс. руб.

35,95

42,06

470,50

6,11

428,44

117,01

1118,65

Среднегодовая численность персонала, чел.

6

6

6

0,00

0,00

100,00

100,00

Фонд заработной платы персонала, тыс. руб.

735

824

836

88,78

11,89

112,07

101,44

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

10,21

11,45

11,61

1,23

0,17

112,07

101,44

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

1199,40

1122,35

1047,03

-77,05

-75,32

93,58

93,29

Рентабельность продаж, %

-0,38

-0,38

16,76

0,00

17,14

Производительность труда, тыс. руб.

486,60

572,47

647,32

85,87

74,85

117,65

113,08

Фондоотдача, руб./руб.

2,43

3,06

3,71

0,63

0,65

125,72

121,21

Рентабельность основных производственных фондов, %

-0,93

-1,17

62,17

-0,24

63,34

Материалоемкость продукции, руб./руб.

0,52

0,55

0,54

0,02

-0,01

104,08

98,77


Анализ эффективности использования основных ресурсов предприятия выявил достаточную обеспеченность и рост эффективности использования основных средств предприятия – увеличение фондоотдачи на 0,64руб./руб. как в 2015, так и в 2016 гг., а также снижение фондоемкости на протяжении всего анализируемого периода.

Трудовые ресурсы также эффективно используются в ООО «Афродита» это подтверждает рост производительности труда на 17,6% и 13,1% в 2015 и 2016 соответственно.

Анализ эффективности использования материальных затрат выявил, что на 1 руб. выручки от продаж в 2016 году приходится 0,5 руб. материальных затрат. Следует отметить рост финансовой и экономической рентабельности, свидетельствующих о росте эффективности предпринимательской деятельности.

2.2 Характеристика коммерческой деятельности предприятия
ООО «Афродита»

Коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа предприятия ООО «Афродита» Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управления коммерческой деятельностью предприятия. Система управления носит достаточно динамичный характер, направленный на адаптацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тенденциям развития рынка.

При управлении коммерческой деятельностью ООО «Афродита» выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.

Планирование - одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий.

Сущность организации как функции управления состоит в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей. Организация управления включает также оперативное регулирование, под которым подразумеваются текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретной рыночной ситуацией.


Учет как функция управления коммерческой деятельностью представляет собой документальное оформление поступлений, приемки, реализации товаров и их движения в торговом предприятии. Благодаря учету обеспечивается сохранность материальных ценностей и денежных средств, контроль за торговыми процессами и результатами коммерческой деятельности.

Под контролем подразумевается активное слежение за исполнением управленческих воздействий, проверка соблюдение документов, регламентирующих коммерческо- предпринимательскую деятельность торгового предприятия. Контроль вместе с учетом информирует ООО «Афродита» о результативности торговых процессов и служит средством корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения.

Функции коммерции обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней среды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется коммерческая деятельность ООО «Афродита»

На ООО «Афродита» существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков:

  • репутация и имидж;
  • количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
  • соблюдение сроков, графиков поставки;
  • уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена \ качество, цена \количество);
  • условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
  • взаимоотношения с заказчиками;
  • дополнительные услуги.

С этой целью ООО «Афродита» рассчитывает рейтинги потенциальных поставщиков, проводит ранжирование и определяет наилучшего партнера.

Договор поставки заключается на самом предприятии ООО «Афродита», где обговаривают все условия (предмет поставки, условия поставки и расчет за товар, качества товара, цена товара, ответственность сторон, разрешение споров, срок действия договора и т.д.) подписывается в двухстороннем порядке. С некоторыми поставщиками заключается договор о том, что товар берется под реализацию и деньги отдадут при продажи их товара с магазинной накруткой. Поставщики привозят товар, договорившись по телефону либо сами говорят, когда приедут следующий раз. Но на предприятии плохо проходит организация приемки по качеству. И руководителю предприятия необходимо усилить контроль за качеством. За последние несколько лет серьезных нарушений со стороны поставщиков не было, а со стороны ООО «Афродита» были неоднократные нарушения сроков оплаты за товар. Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны при заключении договора, определяют перечень документов среди них сертификат качества на товар, счет-фактур (паспорт на определенный товар), товарно-транспортная накладная.


Закупка товара является важной составляющей частью коммерческой деятельности ООО «Афродита». Организационные закупки товаров являются необходимым условием создания оптимальных товарных запасов, повышения товарооборачиваемости, получения прибыли и удовлетворения спроса населения. Весь процесс закупочной работы ООО «Афродита» состоит из предварительных, собственно-закупочных и заключительных коммерческих операций.

К предварительным операциям по закупке относятся:

  • Изучение покупательского спроса
  • Изучение источников поступления и поставщиков товаров
  • Составление заявок и заказов на поставку товаров
  • Разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.

Собственно-закупочные операции включают в себя:

  • Заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров
  • Уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров
  • Приемку товаров и их оплату поставщикам

Заключительные операции по закупкам подразделяются:

  • Оперативный учет выполнения договора поставки
  • Оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договора поставки
  • Контроль за ходом выполнения закупочной работы.

В качестве критериев принятия решений при осуществлении мероприятий сбытовой политики в ООО «Афродита» применяются:

  • величина товарооборота;
  • доля рынка;
  • расходы по сбыту;
  • имидж каналов сбыта, т. е. организаций, обеспечивающих распределение и сбыт товаров.

При подготовке продукции к отправке покупателям большое внимание ООО «Афродита» уделяется правильному оформлению документов, используемых при расчетах с покупателями. К ним в первую очередь относятся документы, удостоверяющие количество, качество и комплектность отгружаемых товаров:

  • спецификация, подтверждающая, что товар поставлен по номенклатуре и в количестве, предусмотренным контрактом:
  • сертификат качества, подтверждающий, что товар перед отправкой проверен поставщиком на соответствии техническим требованиям контракта;
  • упаковочный лист, в котором указывается, в каких упаковках содержится какой товар и в каких количествах;
  • транспортный документ, подтверждающий принятие товара к перевозке;
  • комплектовочная ведомость, указывающая, какими частями комплектной поставки являются отгружаемые детали;
  • счет на оплату отгружаемых товаров.
  • Счет имеет следующие реквизиты:
  • номер и дата его выписки поставщиком;
  • наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика;
  • наименование товара, его количество, цена и сумма, на которую отгружен товар, с выделением НДС;
  • номер контракта.

Важным вопросом деятельности предприятия является отладка системы скидок и наценок, применяющейся предприятием.

На предприятии ООО «Афродита» применяются скидки:

-от объемов;

-от условий оплаты;

-накопительные.

Скидки от объемов регулируют охват предприятием мелких и средних клиентов, в той или иной мере способствуют сокращению расходов предприятия. Скидки от объемов не привязывают покупателя к предприятию как единственному поставщику. Если покупатель купил товара у ООО «Афродита» на сумму:

  • свыше 100000 – скидка 10%
  • свыше 50000 – скидка 5%
  • свыше 10000 – скидка 1%

Скидки (наценки) от условий оплаты стимулируют оборачиваемость средств, служат для компенсации потерь от невозврата и задержки возврата средств, являются на сегодня единственной основой, на которой возможно сотрудничество предприятия с государственными оптовыми базами.

Накопительные скидки стимулируют долгосрочную «верность покупателя предприятию.

При разработке или проверке системы скидок на предприятии ООО «Афродита» учитываются следующие факторы:

-цели и стратегии предприятия;

-тактические задачи;

-соотношение цен на товар и расходов на доставку;

-реально сложившиеся цены в регионах;

-ценовая политика конкурентов;

-пропускная способность предприятия по обслуживанию покупателей.

2.3 Оценка финансовой деятельности ООО «Афродита»

Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия неразрывно связано с анализом финансового состояния. Анализ финансового состояния начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта, изменения ее на конец года в сравнении с началом по данным баланса.

Анализ активов ООО «Афродита» представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Анализ активов предприятия

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

Отклонение

Структура, %

2015- 2014 гг.

2016- 2015 гг.

2014 год

2015 год

2016 год

отклонение

2015 /2014 гг.

2016 /2015 гг.

1. Внеоборотные активы, в т.ч (1100 ф.1)

1252,5

1093,3

1107,9

-159,2

14,6

53,6

61,6

59,3

8,0

-2,3

- нематериальные активы

0,6

0,5

0,4

-0,1

-0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

- основные средства

1198,9

1045,8

1048,3

-153,2

2,5

51,3

58,9

56,1

7,6

-2,8

- прочие внеоборотные активы (

53,1

47,1

59,2

-6,0

12,2

2,3

2,7

3,2

0,4

0,5

2. Оборотные активы (1200 ф.1)

1085,7

682,6

761,3

-403,1

78,7

46,4

38,4

40,7

-8,0

2,3

- запасы и затраты (1210 ф.1)

642,3

375,4

371,1

-266,9

-4,2

27,5

21,1

19,9

-6,3

-1,3

- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (1220 ф.1)

21,8

15,1

40,8

-6,8

25,7

5,2

5,2

11,8

0,0

6,6

- дебиторская задолженность (1230 ф.1)

418,6

290,4

346,5

-128,2

56,1

17,9

16,4

18,5

-1,6

2,2

- денежные средства (1250 ф.1)

3,0

1,8

2,9

-1,2

1,1

0,1

0,1

0,2

0,0

0,1

Итого (1600 ф.1)

2338,2

1775,9

1869,2

-562,3

93,3

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0