Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности

1.2 Формирование и организация коммерческой деятельности

1.3 Опыт развития коммерческой деятельности в экономически развитых странах

2. Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.2 Характеристика коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

2.3 Оценка финансовой деятельности ООО «Афродита»

3. Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.1 Недостатки финансовой и коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»

3.2 Характеристика рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности на предприятии ООО «Афродита»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность любого предприятия является непременным условием его эффективной работы и развития во взаимодействии с внешней средой, охватывающей широкий спектр экономических и социальных вопросов. Поэтому необходимы знания этой среды и умения быстро реагировать на ее изменения и воздействие на внутреннюю структуру предприятия и результаты коммерческой деятельности – вот почему данная тема является актуальной.

Объектом работы является предприятие ООО «Афродита», предметом работы – коммерческая деятельность данного предприятия.

Целью написания данной курсовой работы является повышение эффективности предприятия ООО «Афродита».

Задачи работы:

1.Раскрыть понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности;

2 Изучить процесс формирования и организации коммерческой деятельности;

3. Рассмотреть опыт развития коммерческой деятельности в экономически развитых странах;

4. Дать краткую организационно-эконмическую характеристику деятельности предприятия ООО «Афродита»;

5. Исследовать коммерческую деятельность предприятия ООО «Афродита»;

6. Оценить финансовую деятельность ООО «Афродита»;

7. Выявить недостатки финансовой и коммерческой деятельности предприятия ООО «Афродита»;

8. Разработать рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности на предприятии ООО «Афродита».

Работа состоит введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Основные источники литературы, которые легли в основу написания данной работы – учебная литература, является надежной ввиду публикации в серьезных издательствах.

1. Теоретические основы коммерческой деятельности

1.1 Понятие, сущность и содержание коммерческой деятельности

Коммерция (cоmercium — торговля) — это вид торгового предпринимательства, который лежит в основе любой современной рыночной экономики [1, с.32].


В толковом словаре В.И. Даля дается определение коммерции, как «торг, торговлю, торговые обороты, купеческие промыслы». Другими словами, указанные выше понятия предполагают осуществление коммерческой сделку, продвижение товаров с намерением купить дешевле, а продать дороже, т.е., в широком смысле под коммерцией можно понимать любую деятельность, которая направлена на извлечение прибыли [5, с.28].

Разные толкования коммерции указывают на её многоаспектность. Коммерция может быть рассмотрена с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Вместе с тем, отмеченные различия, в общем понимании предметами коммерции являются операции купли-продажи товаров в сфере товарного обращения с целью удовлетворения потребностей различных групп потребителей, путем поступления необходимых потребителем товаров в собственность торгового предприятия для последующей реализации на розничном рынке [6, с.202].

Коммерческая деятельность является более узким понятием, чем предпринимательство. Предпринимательство представляет собой систему организации экономической, производственной, коммерческо-торговой, финансово-кредитной, страховой и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход в области промышленного производства, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг, финансов и т.д. Исходя из вышеизложенного, коммерческую деятельность следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности, при этом некоторые виды предпринимательской деятельности подразумевают осуществление операций по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов, услуг и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут иметь место во всех видах предпринимательства, но не являются для них главными и определяющими [5, с.54].

Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения. Помимо продукции продаются информация, деньги, новые технологии, интеллектуальный труд и другие ресурсы. Коммерция — движущий фактор потребительского рынка и его неотъемлемое условие.

Возрастающая роль коммерческой деятельности в общей системе организации работы предприятий, требует более полного раскрытия ее сущности, содержания и организации. Профессора Ф.Г. Панкратов и Т.К. Серегина в своих монографиях предлагают объективный подход к определению сущности и содержания коммерческой деятельности. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована в виде определения коммерческая деятельности торговых организаций и предприятий, которая охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» [1, с.118].


Организацию коммерческой работы в торговле авторы выделяют отдельно и дают ей следующую характеристику: «Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли». Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю [4, с.54].

Рассматривая коммерческую деятельность необходимо выделять ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. Коммерческая деятельность предполагает адекватную реакцию на изменения рыночной ситуации, что, в конченом итоге, содействует устойчивому положению предприятия на рынке в условиях жесткой конкурентной среды.

Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя, так как торговое предприятие существует для потребителей и благодаря им развивается и занимает новые ниши на рынке. Данный фактор предполагает концентрацию внимания и средств коммерческой деятельности на удовлетворении запросов и пожеланий.

Процессы и операции, происходящие в коммерции, базируются на основной формуле товарного обращения [11, c.6]:

Д – Т и Т' – Д' (1)

Однако на кажущуюся простоты взаимоотношений «товар-деньги-товар» коммерческая работа является более широким понятием, чем простая купля-продажа товара. Коммерция охватывает весь процесс деятельности с каждым контрагентом, по каждому поводу, в конкретных условиях, которая имеет две стадии:

  1. Закупка материальных ценностей. Для того чтобы бизнес состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить сложные оперативно-организационные и хозяйственные операции: изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение поставщиков товаров, налаживание с ними рациональных связей, представление им заявок и заказов, заключение договоров, организацию контроля за их выполнением, транспортировку конкретного товара к месту продажи, обеспечение его сохранности, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания, продажу и предоставление услуги.
  2. Переход товарной формы в денежную.

Существование двух стадий товарного обращения является закономерной причиной подразделения коммерческой деятельности предприятия на [11, с.102]:


  • закупочную (материально-техническое обеспечение);
  • сбытовую.

Таким образом, происходят процессы, связанные со сменой форм стоимости.

Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или, иначе говоря «делание» денег из ничего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса).

1.2 Формирование и организация коммерческой деятельности

Формирование и организация коммерческой деятельности на предприятии является сложным процессом, так как требует всестороннего анализа и оценки воздействующих факторов, увязанных с его задачами. Определенная сложность в развитии деятельности обусловлена также изменяющимися условиями внешней среды и возникающими потребностями рынка. Модель стратегии коммерческой деятельности предприятия может быть сформирована с учетом следующих факторов (рис. 1) [4, с.98].

Как видно из рисунка 1, организация и осуществление коммерческой деятельности на предприятии зависят от множества факторов, которые следует рассматривать в их взаимодействии и совокупности. На рис. 2. представлена модель процесса организации коммерческой деятельности на предприятии [4, с.100].

Факторы, определяющие стратегию коммерческой деятельности

Цели и задачи предприятия, обусловленные тенденциями развития рынка товаров

Мобилизационные возможности предприятия с ориентацией на коммерческую деятельность

Сложившиеся условия внешней среды

Показатели рынка товаров

На краткосрочный и ближнесрочные периоды, выражаемые количественными и качественными показателями

Производственные, экономические, финансовые, материальные и кадровые ресурсы

Факторы внешнего характера и степень их воздействия в пределах деятельности предприятия

Конкретный спрос потребителей, конъюнктура рынка, динамика цен на товары, конкурентные позиции

Рис. 1. Формирование коммерческой деятельности на предприятии

За исходные позиции в модели приняты:

  • факторы внешней и внутренней среды,
  • стратегия коммерческой службы,
  • развитие материально-технической базы,
  • расширение целевых рынков,
  • создание банка данных для информационного обеспечения, проведения маркетинговых исследований и другие факторы.

В процессе коммерческой деятельности предприятие вступает во взаимодействие с внешней средой. Поэтому необходимы знания этой среды и умение быстро реагировать на ее изменения и воздействие на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности.

Важнейшим условием в организации коммерческой деятельности предприятия является управление, прежде всего выявление характера и степени влияния названных факторов, а также принятие и реализация решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия [11, с.148].

Факторы внешней среды

Социально-экономическая, демографическая, правовая и культурная среда, поставщики товаров, покупатели, конъюнктура рынка, субъекты коммерческих связей, контрольные и инспекционные учреждения, банки; законодательные, нормативные акты и др.

Производственные, финансовые, экономические, товарно-материальные, информационные и кадровые ресурсы

На основе целей и возможностей предприятия с учетом условий внешней среды, состояния и расширения целевых рынков, получения реальной прибыли

Исходя из целей коммерческой деятельности, поставленных хозяйственных и коммерческих задач

Обновление средств производства, совершенствование технологий торговых и складских процессов

Ориентация на мотивы потребителей, платежеспособность покупателей, торгово-ассортиментное предложение

Разработка, принятие и реализация коммерческих управленческих решений

Факторы внутренней среды

Разработанная стратегия коммерческой деятельности

Образование коммерческой службы

Развитие материально-технической базы

Расширение целевых рынков товаров

Создание банка данных

Рис. 2. Модель процесса организации коммерческой деятельности
предприятия

Коммерческая деятельность на предприятии протекает в результате участия в ней сотрудниками различной квалификации, которые регулируют и управляют всеми процессами, проходящими на различных стадиях работы организации.

Усложнение производства превращает управление в особую категорию, которая требует вовлечения все большего и большего количества участников. Управление деятельностью любого предприятия предполагает наличие двух участников: управляющие и управляемые. Те, кто управляет, называют субъектами управления. К субъектам управления относят администраторов, руководителей, управляющих, директоров, менеджеров и т.п.. Объектами управления являются те, кем управляют — работники, коллективы, и то, чем управляют — экономика, коммерческое дело, торговые процессы и т.д. Взаимодействие субъектов и объектов с помощью управляющих воздействий и системы обратной связи позволяет целенаправленно управлять всесторонней деятельностью предприятия и оперативно реагировать на изменения внешней среды [6, с.152].