Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, организационная структура организации - это установленное (конституированное) формальное разграничение отношений и объективированного профессионального опыта в организации для достижения ее целей; определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Организационная структура ИП Тарпищев представлена на рис. 3 (в скобках указано число сотрудников).

Рисунок 3 - Организационная структура ИП Тарпищев

Директор:

-осуществляет оперативное руководство текущей деятельностью и несет всю полноту власти и ответственности за повседневную деятельность компании;

-обеспечивает выполнение решений ИП Тарпищев;

- действует от имени ИП Тарпищев по доверенности;

- имеет право первой подписи под финансовыми документами;

-представляет его во всех государственных органах, учреждениях, организациях, в судах и арбитраже в Российской Федерации и за рубежом;

-заключает от имени ИП Тарпищев контракты, договоры, совершает сделки и иные юридические акты, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и иные счета;

-утверждает штатное расписание, осуществляет найм и увольнение персонала, применяет меры поощрения и налагает взыскания.

Директору непосредственно подчиняются подразделения основного производства и основные функциональные отделы через заместителей руководящих определенными участками работы. Бухгалтерия ИП Тарпищев осуществляет разработку и реализацию учетной политики предприятия, формирует и предоставляет в фискальные органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговую отчетность. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер. В его подчинении находятся бухгалтер по учету материальных запасов и основных средств, бухгалтера по учету расчетов с покупателями в количестве 2 чел., бухгалтер по внутренним расчетам и бухгалтер - кассир.

Отдел снабжения отвечает за бесперебойную поставку товаров и прочих материально – производственных запасов. В штат отдела входит три сотрудника. Менеджер по персоналу осуществляет работу по подбору и отбору персонала, его адаптации, разрабатывает планы повышения квалификации, готовит материалы по аттестации работников, осуществляет работы по кадровому учету. Таким образом, делаем вывод, что организационная структура ИП Тарпищев является линейно - функциональной (в линейную структуру введены функциональные связи).


Данные структуры управления (линейно-функциональные) наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. К таким организациям относится и ИП Тарпищев.

2.2 Анализ системы управления организацией

Формулы, позволяющие выполнить оценку существующей системы управления организацией, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика показателей эффективности системы управления ИП Тарпищев за 2013-2017 гг.

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение за 2017-2013 гг., %

Изменение за 2017-2016 гг., %

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

341020

375210

395220

399220

414100

21,43

3,73

2. Прибыль от продаж, тыс. руб.

38147

39966

40740

40084

39440

3,39

-1,61

3. Среднесписочная численность персонала, чел.

39

40

40

41

42

7,69

2,44

4. Численность руководителей, чел.

7

7

7

7

7

0,00

0,00

5. Затраты на управление, тыс. руб.

11382

12210

13440

14248

15967

40,28

12,06

6. Количество квалифицированных кадров по штатному расписанию, чел.

35

36

36

40

40

14,29

0,00

7. Количество квалифицированных (аттестованных) кадров фактически, чел.

32

32

31

33

32

0,00

-3,03

8. Норма управляемости высшего и среднего управленческого персонала, чел.

5

5

5

5

5

0,00

0,00

9. Фактический уровень сферы контроля директора

13

13

13

13

13

0,00

0,00

10. Фактический уровень сферы контроля главного бухгалтера

5

5

5

5

5

0,00

0,00

11. Количество работников, прошедших курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки (ЧП), чел.

11

11

10

10

9

-18,18

-10,00

12. Общее количество управленческих решений (Кобщ.)

750

755

760

764

775

3,33

1,44

13. Количество нереализованных управленческих решений (Кнер)

110

115

117

119

122

10,91

2,52

14. Количество выполненных некачественных решений (Рн)

12

16

18

20

25

108,33

25,00

15. Коэффициент надежности системы управления (1 – стр.13 / стр.12)

0,85

0,85

0,85

0,84

0,84

-1,26

-0,20

16. Коэффициент качества управленческих решений (стр.12 – стр.13 – стр.14) / стр.12

0,84

0,83

0,82

0,82

0,81

-3,23

-0,95

17. Уровень выручки на 1 рубль затрат на управление (стр. 1 / стр. 5)

29,96

30,73

29,41

28,02

25,93

-13,44

-7,44

18. Экономичность труда в ОСУ (1 – стр. 5 / (стр. 1 – стр.2))

0,962

0,964

0,962

0,960

0,957

-0,52

-0,31

19. Занятость персонала в аппарате управления (стр. 4 / стр.3)

0,179

0,175

0,175

0,171

0,167

-6,70

-2,34

20. Коэффициент обеспеченности квалифицированными кадрами (стр. 7 / стр.6)

0,914

0,889

0,861

0,825

0,8

-12,47

-3,03

21. Коэффициент эффективности организационной структуры (стр.2 / стр. 5)

3,35

3,27

3,03

2,81

2,47

-26,27

-12,10

22. Уровень управляемости директора (стр. 9 / стр.8)

2,6

2,6

2,6

2,6

2,6

0,00

0,00

23. Уровень управляемости главного бухгалтера (стр. 10 / стр.8)

1

1

1

1

1

0,00

0,00

24. Коэффициент повышения квалификации кадров (стр. 11 / стр. 3)

0,28

0,28

0,25

0,24

0,21

-24,03

-12,14

25. Количество претензий по качеству работ

26

48

72

22

24

84,61

50,00


Как показывают результаты исследования – занятость персонала в аппарате управления в 2013-2017 гг. снизилась, что обусловлено ростом численности рядовых работников при сохранении численности руководителей. При этом, как показывают данные таблицы 2 – уровень управляемости директора существенно выше нормы.

Это объясняется тем, что ему непосредственно подчинен главный бухгалтер, офис-менеджер, начальник отдела оптовых продаж, старший мастер участка общестроительных работ, старший мастер участка отделочных работ. Кроме того, директор напрямую осуществляет руководство мастерами участка монтажа строительных конструкций.

В результате существенной перегруженности директора управленческими функциями - в организации отмечено снижение коэффициента качества управленческих решений.

Также следует отметить, что в организации отмечено снижение надежности системы управления. Одна из причин этого заключается в том, что система документооборота организации не автоматизирована.

За счет высокого уровня текучести персонала в 2013-2017 гг. отмечено снижение коэффициента обеспеченности квалифицированными кадрами (Кобк) с 0,914 до 0,8.

Если Кобк > 0,95 – высокоэффективное использование имущества по качественному критерию;

0,95 > Кобк > 0,90 – эффективное использование;

0,90 > Кобк > 0,85 – недостаточно эффективное использование;

Кобк < 0,85 – низкая эффективность использования имущества[5].

В нашем случае в организации отмечается низкая эффективность использования имущества, переданного учредителями, т.к. Кобк = 0,8.

Коэффициент повышения квалификации кадров снизился за 2013-2017 гг. с 0,28 до 0,21. Социальный ориентир равен 0,2, т.е. каждый работник должен проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет. Таким образом, коэффициент повышения квалификации кадров находится в пределах нормы.

В результате выявленных недостатков, в 2013-2017 гг. наблюдается снижение коэффициента эффективности организационной структуры и снижение экономичности труда в организационной структуре управления. Основная причина этого снижение качества выполняемых работ.

2.3 Проблемы организации эффективного контроля в процессе управления


Динамика экономических показателей ИП Тарпищев за 2013-2017 гг. представлена в табл. 3.

Таблица 3

Динамика экономических показателей ИП Тарпищев за 2013-2017 гг.

Наименование показателя

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение за 2017-2013 гг., %

Изменение за 2017-2016 гг., %

1. Выручка от продаж, тыс. руб.

341020

375210

395220

399220

414100

21,43

3,73

2. Полная себестоимость продаж, тыс. руб.

302874

340444

360980

366446

384460

26,94

4,92

3. Прибыль от продаж, тыс. руб.

38147

39966

40740

40084

39440

3,39

-1,61

4. Прочие доходы, тыс. руб.

128

170

191

205

210

64,06

2,44

5. Прочие расходы, тыс. руб.

130

174

187

191

195

50,00

2,09

6. Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб.

38145

39962

40744

40098

39455

3,43

-1,61

7. Единый налог, тыс. руб.

7629

7992

8149

8020

7891

3,43

-1,61

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

30516

31970

32595

32079

31564

3,43

-1,61

9. Среднесписочная численность персонала, чел.

39

40

40

41

42

7,69

2,44

10. Производительность труда работников, тыс. руб. на 1 чел. (стр.1 / стр.9)

8744,1

9499,0

9880,5

9737,1

9859,5

12,76

1,26

11. Уровень рентабельности (стр. 3 / стр.2) х 100%

12,59

11,74

11,29

10,94

10,26

-

-

12. Среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

15,2

16,1

17,5

18,1

19,8

30,26

9,39

13. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

7114

7631

8400

8905

9979

40,28

12,06

14. Зарплатоемкость (стр. 13 / стр.1), руб. / руб.

0,021

0,020

0,021

0,022

0,024

15,53

8,03

Выручка от продаж за 2013-2017 гг. выросла на 21,43%, а за отчетный 2017 год на 1,19%. Производительность труда персонала снизилась в 2017 году на 1,22%. При этом полная себестоимость продаж увеличивалась большими темпами, нежели выручка.


Это обусловлено ростом цен поставщиков, транспортных – компаний и т.д. Необходимо отметить, что ИП Тарпищев в связи с высокой конкуренцией не могло существенно повышать цены. В результате прибыль от продаж за 2013-2017 гг. выросла всего на 3,39%, а в 2017 году отмечено сокращение прибыли от продаж на 1,61%.

За счет превышения прочих доходов (доходы от финансовой деятельности, от аренды и т.д.) над прочими расходами (расходы по налогу на имущество, аренду и т.д.) ИП Тарпищев имеет прибыль от прочей деятельности. Таким образом, налогооблагаемая прибыль выше прибыли от продаж. Но, несмотря на это, в 2017 году по сравнению с 2016 годом налогооблагаемая прибыль организации, а также чистая прибыль сократились на 1,61%. Необходимо отметить, что темпы роста заработной платы в 2017 году положительны при снижении производительности труда, что говорит о недостаточной эффективности использования фонда оплаты труда на предприятии. Данный факт подтверждает рост зарплатоемкости.

В результате делаем вывод, что в 2017 году предприятие ИП Тарпищева хоть и достигло своей цели – получило прибыль, но при сохранении существующей тенденции в области падения прибыли через насколько лет возможна убыточность работы организации.

Основная причина снижения темпов роста выручки – рост количества претензий к качеству работ вследствие ненадлежащего контроля в системе управления.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ИП ТАРПИЩЕВ

3.1 Предложения по совершенствованию организации контроля в процессе управления

Для совершенствования контроля в процессе управления предлагается реализовать следующие мероприятия:

1. С целью организации эффективного контроля за вновь принятыми сотрудниками предлагается ввести систему наставничества.

2. Предлагается внести изменения в организационную структуру организации - ввести должность заместителя директора. Кроме того, в качестве руководителя монтажного участка предлагается ввести должность старшего мастера (без увеличения численности – из числа мастеров).