Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У. Лаббером была предложена классификация касаний в зависимости от их распространенности и культурных ограничений использования:

1) прикосновения, имеющие врожденную базу и распространенные во всем мире (например, прижаться к другому человеку, испугавшись чего-нибудь);

2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами в знак приветствия);

3) социально нормированные прикосновения (дружеские объятия, поцелуи);

4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).[47]

Остановимся подробнее на типах тактильного контакта: Профессиональные прикосновения – используются врачами, мастерами по маникюру, стилистами, массажистами. Большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, так как понимают, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации; Ритуальные касания – к ним можно отнести рукопожатие, или поцелуй в щеку при встрече друзей. Изначально рукопожатие служило средством демонстрации мирных и дружественных намерений, но со временем данное приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом; Межличностные касания – эти прикосновения являются проявлением симпатии, привязанности, родства. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания.

Рукопожатие. Рукопожатие является важным атрибутом любой встречи. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.[48] Рукопожатие слишком сухих рук, очень короткое и вялое, говорит о безразличии. И наоборот, продолжительное и повышенная влажность рук показывают сильное волнение. Слегка удлиненное рукопожатие в сочетании с улыбкой и открытым взглядом свидетельствует о дружелюбном отношении. Но все же надолго задерживать в своей руке руку партнера не надо, так как у него может возникнуть при этом чувство раздражения.

Также следует учесть разницу в традиции рукопожатия у представителей разных культур. Например, при встрече с восточными партнерами, не следует слишком сильно и долго сжимать ладонь. А что касается американских и западноевропейских предпринимателей, - они любят активные и энергичные рукопожатия.

Некоторые люди при общении при помощи тактильных средств могут совершить ошибки, которые могут иметь негативные последствия для дальнейших взаимоотношений. Это, например, вдавливание пальцем или постукивание по затылочной области. Употреблять данный вид прикосновения очень нежелательно, так как никто не любит, когда трогают его голову или волосы. Дружеское объятие со спины – такой вид тактильного общения обычно применяют к очень близким друзьям, но с малознакомыми людьми отношения, скорее всего, будут испорчены Прикосновение посторонними предметами – такое обращение будут терпеть недолго, поскольку подобное прикосновение расценивается как обращение к слугам, либо попытка возвышения себя над другими. Прикосновения способствуют передаче нервных импульсов в головной мозг, который, обрабатывая данные сигналы, определенным образом реагирует на них, например, похлопывание по плечу товарища может показать дружелюбный характер, а удар может вызвать агрессию. Тактильные средства в большей мере, чем другие невербальные средства общения, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. При неадекватном использовании личностью данных средств во взаимодействии с собеседником могут возникнуть непредвиденные, неприятные ситуации, или даже конфликты.


В целом, мужчины и женщины прикасаются друг к другу с одинаковой частотой, но существуют и специфические различия, обусловленные некоторыми, в частности, возрастными факторами. Джуддит Холл и Элен Веккиа сообщают, что в разнополых парах до 30 лет к тактильному контакту мужчины прибегают чаще, чем женщины. В более позднем возрасте инициативу прикосновений в разнополых парах перехватывают женщины. Исследовательницы обнаружили также, что мужчины предпочитают касаться кистей рук, в то время как женщины – самой руки.[49]

Тактильный контакт – это всегда прямой физический контакт с другим человеком. Под тактильным контактом подразумевается прикосновение одного человека к другому[50]. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, первое, с чем он сталкивается, это тактильные ощущения. Тактильные средства в большей мере, чем другие невербальные средства общения показывают, насколько близки собеседники, то есть их статусно-ролевые отношения. Использовать тактильные средства можно не всегда и не в любых ситуациях. Также в тактильных прикосновениях часто выражаются эмоции человека и его отношение к собеседнику (например, человек резко одернул руку или, наоборот, обнял собеседника).

2.5 Межличностная дистанция

Во время общения между людьми сохраняется определенное межличностное пространство. Это пространство в своей основе имеет нормы, принятые в данной культуре. Межличностную дистанцию можно рассматривать как средство коммуникации, производное от тактильного канала общения. Антрополог Эдвард Холл дал ей название «психологии пространства».

Холл выделил четыре основные дистанции, служащие показателем того, в каких отношениях находятся взаимодействующие люди: интимная, личностная, социальная, официальная (публичная) дистанции[51].

Рассмотрим их подробней:

- Интимная зона – является расстоянием между людьми до 0,5 метра. Эта дистанция говорит об очень близких отношениях собеседников (исключая случаи, когда люди находятся на близком расстоянии в магазине или транспорте). Когда происходит уменьшение межличностного пространства вынужденно, это обычно вызывает дискомфорт;

- Личностная зона – это расстояние между собеседниками от 0,5 до 1,25 метра. Как правило, такая зона характеризует общение людей, которые хорошо знакомы и имеют дружеские отношения[52];


- Социальная зона – это расстояние в пределах от 1,25 до 3,5 метра. Данное расстояние сохраняется у людей, которые вовлечены в деловые отношения или иные социальные взаимодействия (например, преподавателя и студента, финансового консультанта и клиента, продавца и покупателя);

- Официальная (публичная) зона – простирается в пределах от 3,5 до 7,5 метра. Эта дистанция говорит о совершенно официальном характере общения (например, дистанция с официальными лицами, публичные выступления).

Выделенная Холлом классификация свидетельствует о том, что чем ближе отношения между собеседниками, тем меньше между ними дистанция[53]. Дистанция между хорошо знакомыми людьми, как правило, имеет тенденцию к уменьшению. Люди часто используют дистанцию, чтобы передать другим людям свое к ним отношение. Если нужно установить с человеком более близкие отношения, то вероятней всего, во время общения будет сделана попытка сократить дистанцию, и наоборот, чем негативней отношение к человеку, тем большую дистанцию во время общения с ним хочется иметь.[54]

Этот поведенческий эффект нашел подтверждение в исследованиях, и в частности, в эксперименте Г. Розенфельда, который просил участниц (студенток) пообщаться с каким-нибудь собеседником (обычно тоже студентом, помощником исследователя). В одном случае студентки должны были выказывать собеседнику свое дружеское расположение, в другом – избегать проявления дружеских чувств. В первой ситуации студентки садились на расстоянии от 1 до 1,5 метра от ассистента исследователя, во второй – от 2 до 2,5 метра от него.[55]

Традиция – тоже очень важный фактор. Например, жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общения.

Рассмотрим этот вопрос подробней:

- Позиция углового расположения – является наиболее благоприятной для общения руководителя с подчиненным, учителя и ученика, поскольку у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами и жестикулирования. Угол стола служит своего рода «успокоительным барьером», который защищает от неожиданных выпадов. Их взгляды не перекрещиваются и при обсуждении трудных моментов, всегда есть возможность направить глаза на неподвижный объект, чтобы сосредоточиться на формулировке ответа[56].


- Конкурирующе-оборонительная позиция – обычно применяется в наиболее острых обсуждениях, спорах и дискуссиях. Собеседники расположены друг напротив друга, что позволяет хорошо видеть выражения лица, жесты, которые в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов, могут часто изменяться. Барьер в виде стола между ними обеспечивает относительную безопасность в случае, если мирное обсуждение вдруг перейдет в фазу активного размахивания руками или желания схватить оппонента за грудки. В данном случае положение напротив друга помогает не упустить невербальные сигналы собеседника и вовремя на них отреагировать.

- Независимая позиция – свидетельствует о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола и это отрицательно влияет на процесс коммуникации. Если сделать попытку изменить положение и сесть поближе, другой человек может в этом случае демонстративно встать и покинуть помещение. Эта форма общения за столом является самой негативной[57].

- Позиция направленного сотрудничества – в данном случае между участниками разговора нет никаких физических барьеров, они сидят рядом. Их общение носит интимно-доверительный характер. В такой позиции можно обсудить большой спектр вопросов и тем, так как собеседники полностью принимают друг друга.

Также следует отметить, что на создание определенного психологического климата большое значение оказывает и форма стола. Например, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, которые являются равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения суббординации.[58] Если говорить о круглом столе, то он, наоборот, помогает в создании неофициальности и непринужденности и более подходит для общения людей одного социального статуса.

Во время общения между людьми всегда есть определенное межличностное пространство. Величина этого пространства основывается на тех нормах, которые приняты в данной культуре. Чтобы общение с людьми было эффективным, всегда необходимо помнить о соблюдении межличностного пространства. То, на каком расстоянии человек общается, также может отображать, как он относится к своему собеседнику. Если относится хорошо – на подсознательном уровне пытается дистанцию сократить; если, наоборот, отношение плохое – дистанцию увеличивает. Это также показывает его эмоциональное состояние в данный момент.


2.6 Одежда, раскраска и другие украшения

Вопреки распространенному мнению о том, что в первобытном обществе существовала система социального равенства, факты свидетельствуют об обратном. Именно на заре человеческой истории раскраска, украшения и татуировки стали использоваться как невербальные средства коммуникации, передающие информацию о многих вещах, но прежде всего сигнализирующие о социальном статусе человека.

Все, что в обыденном мнении современных людей рассматривается как средство украшения «дикарей», на деле изначально по большей части выполняло информационную функцию и служило своего рода социальным паспортом первобытного человека. Принадлежность к определенному племени, роду, оповещение о том, что племя находится в состоянии боевых действий, скорбь и празднества, беды и радости, голод и процветание – все это передавалось в виде ритуальной раскраски определенных цветовых тонов, узоров, «украшений», татуировок, словом, посредством символов. В последующие эпохи большую часть информационной функции вместо нательных знаков начала выполнять одежда, став таким образом еще одним средством коммуникации.

В обществах, разделенных на социальные слои, классы, касты, сословия, профессиональные корпорации, одежда и, конечно, украшения стали символическими репрезентами принадлежности к определенному социальному слою, показателем знатности или безродности, богатства или нищеты, власти или безвластия.[59]

Наиболее наглядно эту функцию выполняет униформа, например, различные мундиры, а также профессиональная одежда – врачей, рабочих, продавцов и т. д. При этом как в прошлые века, так и сегодня униформа оказывает на людей очень большое психологическое влияние. Исследования Муаро свидетельствуют о том, что люди в полицейской униформе оцениваются испытуемыми как более справедливые, отзывчивые, умные и честные, чем люди в обычной гражданской одежде (Чалдини, 1999).

Конечно, украшения, одежда, раскраска (словом, внешний вид человека) как средства коммуникации могут сообщать не только о власти, статусе, богатстве, профессии, гендерной принадлежности либо сексуальной ориентации. Они могут сообщать также и об эстетическом вкусе, пристрастиях, характере, темпераменте, уме или глупости человека и даже о складе его мышления[60]. Также внешний вид человека отображает, в каком эмоциональном состоянии он находится.