Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Костюм, точнее, все, что входит в это понятие – прическа, аксессуары, косметика – причисляют к так называемым среднеустойчивым составляющим внешности человека. Являясь средством общения в социуме, одежда остается показателем половозрастной и статусно-ролевой идентификации человека. Язык костюма не просто презентует внешность конкретного лица, но и многое о нем сообщает, а именно явными ста- новятся: самооценка личности, отношение субъекта к костюму, уровень притязаний субъекта, его отношение и степень зависимости от социума. Поэтому существует такое многообразие требований к одежде и другим элементам костюма. [61]

Мы часто слышим фразу: «По одежке встречают». Это действительно так, поскольку во многих случаях именно внешний вид является решающим фактором при принятии важных решений. Например, при устройстве на работу. В данном случае одежда выступает как знак профессионализма.[62] Если кандидат претендует на должность, например, банковского служащего, он должен выглядеть соответственно этой должности: - строгий деловой стиль в одежде; аккуратная стрижка или прическа; отсутствие яркого макияжа и крупных украшений для женщин. Если внешность не будет соответствовать должности, на которую человек претендует, его вряд ли примут на работу, даже если его образование, опыт и личные достижения соответствуют вакансии.

Также очень важно внимательно продумывать свой внешний вид, если предстоят важные деловые переговоры. Например, следует избегать красного цвета в одежде (красный цвет воспринимается как агрессия); розового (розовый цвет выдает слишком романтичную натуру) и прочих элементов во внешнем виде, которые будут мешать эффективному деловому общению.

При существующих и существовавших функциях костюма современные исследователи выделяют две основные: утилитарную и информационно-эстетическую. Если к костюму относится как к своеобразному языку, то наиболее интересной представляется коммуникативная функция. Знания «языка» костюма позволяет изучать проблемы личности в костюме, а также влияние одежды на стиль поведения человека, определение взаимоотношений в общественной жизни и многое другое. Исследуя невербальные способы общения, автор многих публикаций по этим проблемам Е. Петрова, приходит к заключению, что «визуальные знаки сис- темы «костюм» имеют общественно-историческую природу, социальный генезис. В одежде происходит фиксация, сохранение определенного общественно-исторического опыта, а в онтогенезе – его усвоение» . В ком- муникации костюм реализует три основные функции общения. Аффективно-коммуникативная функция реализуется, сообщая о состоянии владельца костюма, его настроении, характере, отношении. Костюм, сообщая определенную информацию о человеке, которому принадлежит, способен воздействовать на других людей, провоцируя их на разного рода действия или, наоборот, сдерживая от каких-либо поступков. В этой ситуации костюм выполняет регуляторно-коммуникативную и информационно-коммуникативную функции. Наблюдая отдельные типы одежды, мы можем заметить, что практически всегда существует преобладание одной из функций. Но в полной мере реализоваться костюм может только в движении. Информационно-коммуникативная система «костюм» ярче и точнее раскрывается, существуя в другой системе – кинесике.[63]


Внешний вид человека, предпочитаемый им стиль одежды, цвета, которые он выбирает, аксессуары, украшения, - оказывает на окружающих большое психологическое воздействие.[64] По внешнему виду судят о человеке, о его характере, темпераменте, особенностях его личности и даже об интеллекте и эмоциональном состоянии. Одежда является своеобразной «оберткой» человека, по которой о нем складывают мнение другие люди. От того, как человека воспринимают в обществе, зависит качество его жизни, поскольку все мы живем в социуме. Если человек хочет быть успешным, он должен уделять внимание своему внешнему виду и задумываться, какое впечатление его внешность производит на окружающих. Например, если человек среднего возраста оденет одежду, предназначенную для подростков, он будет в ней выглядеть нелепо. Соответственно, в таком виде он вряд ли может рассчитывать на уважительное отношение окружающих (в первую очередь, незнакомых), поскольку о нем сделают выводы, что он, скорее всего, не серьезен и инфантилен. Или если человек оденет две вещи разных стилей, которые абсолютно не сочетаются друг с другом (например, строгий деловой жакет и шорты), о нем также будут сделаны негативные выводы окружающими.

Одежда, язык хотя и безмолвный, но достаточно громкий. Известно, что первое, и зачастую самое верное впечатление о собеседнике мы составляем по тому, как он одет. В одежде, как и во всем, что мы выбираем, отражается наша неповторимая индивидуальность, а происходит это зачастую абсолютно бессознательно. Так же бессознательно и окружающие воспринимают эту информацию. Одежда может стать и средством внутренних перемен, поскольку наряд – лучший друг фигуры и души – универсальный, самый простой и беспроигрышный путь к гармонии. Именно одежда может сбалансировать не только любой силуэт, но и повлиять на те или иные черты характера и поведение человека. [65]

Конечно, нельзя утверждать, что надев «правильную одежду», человек сразу устроится на желаемую должность и будет эффективно взаимодействовать с окружающими. Это зависит от многих составляющих: уровня коммуникабельности, образования, опыта, личных и профессиональных достижений, навыков, умения себя презентовать. Однако, как мы уже сказали, по одежке встречают, и именно внешний вид часто имеет решающее значение при принятии важных решений.

Однако сколько бы дельных и грамотных советов ни давали дизайнеры, стилисты, визажисты и другие специалисты, занимающиеся вопросами моды и стиля, одного универсального для всех людей рецепта, как выглядеть красиво, модно, стильно и современно, не существует. Каждому из нас подходит свой цвет, свой стиль и фасон, определенная форма стрижки и укладки. Поэтому при выборе одежды, аксессуаров, цветов и пр. каждый человек ориентироваться не только на модные тенденции и тренды, но также и на собственный вкус, ощущения и здравый смысл.


Очень важна также и степень опрятности человека. Какой бы стиль человек не предпочитал, у него обязательно должны быть чистые ухоженные волосы, чистая одежда (если это классический стиль, - хорошо выглаженная одежда), ухоженные ногти. Человек, который одет бедно, может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Таким образом, цель одежды, аксессуаров – повысить значимость человека в обществе, помочь ему правильно себя презентовать, повысить эффективность межличностного взаимодействия.

Цвет одежды, который человек выбирает, также оказывает значительное влияние на восприятие человека другими людьми.

Установлено также, что и мужчины, и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже меняются.[66]

Красный – символизирует физическую силу, страсть и энергию. Внутренне соответствует холерическому типу темперамента. Также это цвет агрессии. Скорость движения красного автомобиля всегда субъективно воспринимается выше, чем аналогичная скорость автомобилей другого цвета. Также это цвет опасности. Пожарные машины всегда красного цвета. Человек, предпочитающий этот цвет – активный, смелый, деятельный и решительный. Красный часто воспринимается как символ могущества. Если человеку не хватает уверенности в себе, стоит добавить в гардероб красный цвет.

Что касается собеседования или деловых переговоров, вещи красного цвета лучше не одевать. Так как этот цвет слишком яркий, агрессивный, - это будет мешать эффективному взаимодействию с менеджером по персоналу или деловыми партнерами[67].

Розовый – более мягкий, спокойный и женственный цвет. Это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее.[68] Люди, которые предпочитают розовый цвет – натуры романтичные, впечатлительные и эмоциональные. Если требуется показать свою солидность, добиться повышения в должности или при устройстве на работу, одежда розового цвета не подойдет, поскольку в ней сложно произвести впечатление уверенного и серьезного человека.

Зеленый – это цвет природы. Он действует успокаивающе. Люди, которые предпочитают зеленый цвет, являются настойчивыми, целеустремленными, последовательными. Они очень разборчивы в людях, несговорчивы, упрямы и часто бывают критичными по отношению к себе и к другим. Этот цвет соответствует флегматическому типу темперамента.


Желтый – это яркий, солнечный и оптимистичный цвет. Символизирует спокойствие, общительность, непринужденность, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от жизни. Соответствует сангвиническому типу темперамента. Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще. К тому же, если желтого цвета в одежде слишком много, человек может восприниматься не серьезно. Следует избегать грязно-желтых оттенков, так как они ассоциируются с желчностью.

Бирюзовый – освежает, бодрит, вдохновляет и способствует общению. Люди, предпочитающие бирюзовый цвет, это, как правило, творческие натуры, романтичные, с тонким эстетическим вкусом.

Коричневый – символизирует основательность, надежность и серьезное отношение к жизни. Это цвет земли, а значит, - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет часто предпочитают мужчины.

Серый – способен вызывать отрицательные ощущения, так как часто ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, скукой. Серый – любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение.[69]

Синий – это цвет неба, его обычно связывают с духовной чистотой. Синий является олицетворением рассудительности, спокойствия, скромности. Ассоциируется с творческим началом. Он несет в себе безмятежность, но также может восприниматься как холодный и отчужденный. Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет вызывает доверие к собеседнику, символизирует работоспособность и надежность.

Черный – многие считают этот цвет деловым, шикарным и изысканным. Для делового костюма одним из самых распространенных цветов является именно черный цвет. Официанты, например, носят черно-белую униформу в знак того, что они наделены определенными полномочиями в пределах своей должности, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане аристократичной, солидной и респектабельной.

В тоже время, этот цвет символизирует мрачность. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский – показатель того, что пессимистические настроения временами развеиваются.

Преобладание в гардеробе конкретного цвета многое говорит о темпераменте человека, о его характере. Также выбор определенного цвета показывает эмоциональное состояние человека.


Таким образом, внешний вид человека сильно влияет на отношение к нему окружающих людей (особенно не знакомых). По внешнему виду делают выводы о характере человека, об особенностях его личности, о его эмоциональном состоянии в данный момент. От удачно подобранной одежды часто зависит профессиональный и личный успех человека, поэтому к своей внешности надо относиться достаточно внимательно. И внимательно наблюдая за внешностью других людей можно лучше их понимать, что будет способствовать более эффективному взаимодействию.

Заключение

Невербальные средства коммуникации выполняют огромную роль в человеческом общении. Они передают больше половины информации и проявляют эмоциональное состояние человека. Эту информацию люди получают, наблюдая за мимикой, жестами, позами, взглядами других людей. Многое считывается на бессознательном уровне, однако, чтобы правильно понять невербальные сигналы другого человека, данный вопрос необходимо изучать.

Научно доказано, что невербальные средства коммуникации возникли в результате эволюции и культуры. Человек сохранил в арсенале своего поведения многое из животного прошлого. В пользу эволюционного происхождения многих компонентов невербального общения говорит также то, что одни и те же состояния и эмоции в разных культурах выражаются одинаковыми средствами.

В то же время, значение некоторых жестов, поз, движений в разных культурах имеет разное значение. Это свидетельствует о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Эффективность общения зависит не только от того, понимают ли собеседники слова друг друга, но и от их умения правильно оценить невербальные символы: мимику, жесты, позу, движения.

Невербальные средства общения часто называют «языком тела». С помощью них проявляются эмоциональные состояния человека. В последнее время в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения возрос, так как стало ясно, что данный компонент социального поведения человека играет в жизни общества гораздо более важную роль, чем было принято считать ранее. Если речь человеку контролировать достаточно легко, то контролировать свое тело гораздо сложнее, а иногда и вовсе невозможно. Например, никто не может влиять на размер своих зрачков, - а ведь именно зрачки характеризуют эмоциональное состояние человека. Хорошее знание всех особенностей невербальной коммуникации позволяет правильно «считывать» мимику, позы, жесты, голос, дыхание, взгляд, - что способствует эффективному межличностному взаимодействию и решению вопросов и проблем.