Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Невербальные сообщения всегда имеют ситуативный характер, они обычно непроизвольны и спонтанны, по ним можно хорошо понять эмоциональное состояние участников коммуникации.

Глава 2 Элементы невербальной коммуникации

Во многих случаях то, как мы говорим, важнее тех слов, которые мы произносим. Большое количество средств невербальной коммуникации у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать с другими людьми. Многим высшим животным, которые живут стаями, например, собакам, обезьянам, дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом. Интересно, что первым, кто проявил научный интерес к коду жестов, был Чарльз Дарвин (работа «О выражении эмоций у человека и животных»).[10]

Благодаря невербальному общению человек начинает развиваться еще до того, как научился разговаривать.

Важной особенностью невербального общения является то, что оно осуществляется с помощью всех органов чувств человека. Невербальные средства коммуникации передают огромную информацию о личности человека: его темперамента, личностных свойств и качеств, эмоционального состояния, социального статуса, уровня коммуникабельности[11]. Главная роль невербального общения заключается в получении многосторонней информации о человеке. Эту информацию мы получаем через взгляд, мимику, пластику (позы, жесты) и внешний вид человека. Все эти средства являются элементами невербальной коммуникации, в которых проявляется эмоциональное состояние человека. В этой главе рассмотрим подробно каждый элемент.

2.1 Взгляд

Взгляд является важнейшим средством коммуникации. Всем известна фраза: «Глаза – зеркало души». С помощью взгляда человек может выразить большое количество эмоций: «радостный взгляд»; «недовольный взгляд»; «ласкать взглядом»; «смущенный взгляд»; «настырный взгляд» и т.д. Для людей исключительно важно воспринимать взгляды и глаза окружающих.

О значении взгляда свидетельствуют данные, приведенные Кэролом Изардом, который пишет, что уже трехнедельные младенцы начинают отвечать на внимательный взгляд смотрящего на них человека (Изард 1980).

Взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые выполняет речь (Аргайл, 1990; Атватер, 1988). Это следующие функции:


- служить источником информации;

- регулировать межличностное взаимодействие;

- служить показателем социальной близости;

-служить индикатором социального статуса (или стремления к доминированию);[12]

Глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с собеседником, взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения.[13]

В человеческом общении взгляд выполняет одну из важнейших коммуникативных функций, частота и длительность взгляда могут указывать на характер отношения к данному партнеру и к тому, что человек говорит. В рамках русской культуры взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела, и в зависимости от этого он несет различную информацию о характере общения. Так, деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз и создает серьезную атмосферу. Социальный взгляд сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению. Интимный взгляд распространяется от уровня глаз вниз на другие части тела. У мужчин интимный взгляд более выражен и точнее распознается женщинами, чем наоборот.[14]

Замечено, что человек пытается скрыть информацию или лжет, если мало смотрит в глаза собеседнику.

Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая свидетельствует о том, как относится собеседник к тем или иным сообщениям.[15]

Большую информацию о собеседнике несут зрачки, точнее, их реакция (сужение или расширение) на ситуацию или на собеседника.

Расширение зрачков свидетельствует о дружелюбном и позитивном расположении собеседника, о том, что он заинтересован предлагаемым делом. Сужение зрачков, наоборот, указывает на негативное отношение и не заинтересованность.

Есть интересный факт, связанный со зрачками, которым пользуются опытные игроки в карты, помогающий им выигрывать. Они внимательно наблюдают за величиной зрачков соперника – если зрачки расширились, - значит ему достались хорошие карты, и наоборот.

Что касается турецких и китайских торговцев, то они, назначая цену на товар, смотрят на зрачки покупателя, - если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то его зрачки расширяются.


Визуальный контакт является очень важным элементом общения. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника[16]. Также взгляд на собеседника помогает сосредоточить внимание и лучше запомнить важную информацию.

Взгляд помогает в обмене репликами, поскольку большинство высказываний без участия глаз было бы абсолютно бессмысленным. 
Например, собеседники в Интернете часто нуждаются в разнообразных смайликах, которые заменяют такие средства невербального общения как обмен взглядами и выражения лица. Ведь не видя друг друга, намного сложнее передать испытываемые эмоции. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, стараясь улучшить их программные характеристики, обычно всегда включают и стараются расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы как, например, Аська, очень велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети.
Также взгляд помогает людям в выражении интимности, откровенности.

Визуальный контакт является своеобразным регулятором разговора[17]. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении речи говорящий, обычно, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, очередь говорить теперь Ваша».

Люди в целом чаще поддерживают зрительный контакт, когда обсуждают приятные темы, если они искренне заинтересованы в комментариях и реакции человека или когда пытаются влиять на другого человека. Наоборот, люди избегают прямых взглядов, когда говорят на темы, вызывающие дискомфорт, когда не заинтересованы в обсуждаемой теме или человеке, когда растеряны, им стыдно или они пытаются что-то скрыть (Вердербер Р., Вердербер К., 2003).[18]

Таким образом, взгляд и разные его «оттенки» является мощным средством невербальной коммуникации. При описании эмоционального состояния героя в художественной литературе часто именно взгляду авторами уделяется особенно большое внимание. Внимательно наблюдая за взглядом собеседника, мы имеем возможность понять, в каком эмоциональном состоянии он находится.

Если мы хотим наладить психологический контакт с собеседником, нам важно наладить в первую очередь именно зрительный контакт с ним. Очень важен доброжелательный, искренний и открытый взгляд в глаза собеседнику.


2.2 Мимика

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.[19]

Функциями лица являются (Крейдлин Г. Е., 2002): эмотивная, т.е. передача эмоций; коммуникативная, т. е. передача определенной информации и отражение отношений; регулятивная (установление контакта, поддержание его и выход из контакта).[20]

Человеческое лицо — это система, несущая целый комплекс информации. На нем отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере, принадлежности к социальному слою, степени привлекательности, а также возрасте, поле и расовой принадлежности. Человеческие эмоции порождают типичную мимическую реакцию, связанную с деятельностью лицевых мышц. Современные физиологи утверждают, что каждая базовая эмоция связана с конкретной мышечной реакцией, при этом лицо принимает конкретное выражение. Эмоциональная мимика не передается путем статических или медленных сигналов, но они могут оказывать существенное влияние на наше субъективное восприятие конкретного эмоционального выражения, а значит, и влияют на вербальную составляющую коммуникации[21]

Кэрол Изард полагает, что человеческое лицо служит для других людей самым значимым социальным стимулом.[22] Выражение лица – это один из главных показателей чувств. Легче всего люди распознают положительные эмоции - счастье, радость и любовь. Трудно воспринимаются обычно отрицательные эмоции – гнев, печаль, отвращение. Эмоции, как правило, ассоциируются с мимикой следующим образом:

- гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- удивление – брови подняты, глаза широко открыты, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

- печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

- страх – брови приподняты и сдвинуты. В центре лба появляются морщины. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты;[23]


- счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.[24]

Врачи, художники и фотографы хорошо знают, что лицо человека асимметрично, и поэтому правая и левая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Некоторые ученые объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет воображением, эмоциями и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются таким образом, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Так как работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Что касается положительных эмоций, они отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Но оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь некоторых нюансов выражения.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.[25]

Что касается улыбки, она, как правило, выражает дружелюбие, хорошее расположение к собеседнику и потребность в его одобрении[26]. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения очень зависит от конкретного региона и культурны: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Так как улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством.

П. Экман и У. Фризен, изучая разного рода улыбки, обнаружили, что искусственная или фальшивая улыбка не образует под глазами тех складок, что появляются при обычной улыбке. Человек, улыбающийся фальшивой улыбкой, не способен сознательно воспроизвести эти складки под нижними веками (Экман П., Фризен У., 2010).[27]

Лицо человека очень экспрессивно отражает его чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда человек нечаянно задел кого-то или совершил не большую ошибку, он инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.