Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Невербальные средства коммуникации помогают создать и поддержать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; придают словесному тексту новые смысловые оттенки, направляют истолкование слов в правильное русло; способствуют выражению эмоций.
Если речь человека противоречит его невербальным сообщениям, то доверять следует именно невербальным проявлениям, так как многие из них человек совершает бессознательно.
За счет богатства и многообразия мимических возможностей тело человека способно транслировать большое количество образов, становясь эффективным инструментом доведения до окружающих людей важной и необходимой информации.
В этой работе мы дали определение невербальным средствам коммуникации, обозначили их роль в человеческом общении и рассмотрели подробно каждый элемент, - взгляд; мимику; пластику (позы и жесты); прикосновения (тактильный контакт); межличностную дистанцию; внешний вид (одежду, раскраску и другие украшения).
Если мы хотим наладить психологический контакт с собеседником, нам важно наладить в первую очередь именно зрительный контакт с ним. Очень важен доброжелательный, искренний и открытый взгляд в глаза собеседнику.
Мимика также является очень эффективным средством невербальной коммуникации. Согласно мнению ученых, наша способность воспринимать мимику других людей заложена в нас на генетическом уровне. Мы легко можем распознать радость на лице другого человека, мы издалека видим, что человек улыбается. Отрицательные эмоции нам распознавать сложнее, однако все они также видны на лице человека. То, что человек испытывает негативные эмоции, например, испуган, рассержен или недоволен, - также отображается на его лице, даже если он при этом не произносит слов.
Во время общения нужно следить за тем, чтобы то, что мы говорим не противоречило выражению нашего лица иначе мы не сможем донести до собеседника нужную информацию и общение не будет эффективным.
Позы, жесты, манера сидеть или стоять очень многое могут рассказать об эмоциональном состоянии человека, о его отношении к собеседнику, к теме разговора и показать его реакцию на то или иное предложение, событие.
Сопровождая свою речь, люди часто прибегают к жестикуляции, чтобы сделать ее более выразительной.
В тактильных прикосновениях часто выражаются эмоции человека и его отношение к собеседнику (например, человек резко одернул руку или, наоборот, обнял собеседника).
Во время общения между людьми всегда есть определенное межличностное пространство. Величина этого пространства основывается на тех нормах, которые приняты в данной культуре. Чтобы общение с людьми было эффективным, всегда необходимо помнить о соблюдении межличностного пространства. То, на каком расстоянии человек общается, также может отображать, как он относится к своему собеседнику. Если относится хорошо – на подсознательном уровне пытается дистанцию сократить; если, наоборот, отношение плохое – дистанцию увеличивает. Это также показывает его эмоциональное состояние в данный момент.
Внешний вид человека сильно влияет на отношение к нему окружающих людей (особенно не знакомых). По внешнему виду делают выводы о характере человека, об особенностях его личности, о его эмоциональном состоянии в данный момент. От удачно подобранной одежды часто зависит профессиональный и личный успех человека, поэтому к своей внешности надо относиться достаточно внимательно. И внимательно наблюдая за внешностью других людей можно лучше их понимать, что будет способствовать более эффективному взаимодействию.
Список использованных источников
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – 2-у изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 295 с.
- Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - № 11. – с. 23- 24
- Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012.- 175 с.
- Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 140 с.
- Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - №8 – с. 227 - 232
- Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – 256 с.
- Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. – 2012. - №2 – с. 103 - 106
- Психология делового общения: учебное пособие / И.И. Аминов – М.: Издательства «Омега-Л», 2009. – 304 с.
- Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – 292 с.
- Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.
- Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2012. - №2 – с. 73 -78
- Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 240
Приложения
Таблица 1
Взгляд и сопутствующие движения |
Трактовка |
Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх Движение головой и насупленные брови Улыбка, возможно, легкий наклон головы Ритмичное кивание головой Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Взгляд в сторону |
Подожди минуту, подумаю Не понял, повтори Понимаю, мне нечего добавить Ясно, понял, что тебе нужно Хочу подчинить себе Пренебрежение |
Прервать контакт Усилить контакт Продолжить контакт Продолжить контакт Действовать по обстановке Уйти от контакта |
Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
«Таблица составлена по: Учебнику Бороздиной Г. В. Психология делового общения – М.: ИНФРА-М, 2007»
Таблица 2
Разновидности жестов
Язык тела |
Что это значит |
Бодрая прямая походка |
Уверенность в себе |
Стоять, уперев руки в бока |
Готовность, агрессии |
Сидеть, расставив ноги |
Открытость, расслабленность |
Руки сложены на груди |
Защита, оборона |
Идти, руки в карманах, сгорбившись |
Подавленность, уныние |
Рука на щеке |
Оценка, размышление |
Трогать нос |
Ложь, сомнение |
Руки сложены за спиной |
Злость, опасение |
Ноги перекрещены в области щиколоток |
Опасение, недоверие |
Голова опирается на руку, глаза вниз |
Надоело |
Потирать руки |
Предвкушение |
Сидеть, сложив руки за головой, со скрещенными ногами |
Превосходство, уверенность в себе |
Открытые руки, видны ладони |
Искренность, открытость, невинность |
Пощипывание переносицы с закрытыми глазами |
Негативная оценка |
Постукивать пальцами |
Нетерпение |
Потрогать подбородок |
Попытка принять решение |
Грызть ногти |
Неуверенность в себе, нервозность |
Трогать или подергивать себя за ухо |
Нерешительность |
Трогать волосы (мужчина) |
Неуверенность в себе |
Трогать волосы (женщина) |
Желание привлечь мужское внимание |
-
Семечкин Н.И.Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 171 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 133 ↑
-
Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50 ↑
-
Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского Государственного педагогического университете. – 2014. - № 8. – С. 228 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега – Л», 2009.- С. 11 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 170 ↑
-
Психология делового общения : учебник /коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 192 ↑
-
Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 133 ↑
-
Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 70 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2004. – С. 172 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007. –С. 151 ↑
-
Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского Университета дружбы народов. – 2012. -№ 2. – С. 75 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 83 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 150 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 78 ↑
-
Психология делового общения : учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017 ↑
-
А. А. Оксюта: Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. - 2012. - №4- С. - 104 ↑
-
Психология делового общения : учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 185 ↑
-
Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского Университета дружбы народов. - 2012. №4. – С. 73 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 172 ↑
-
Психология делового общения: учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 186 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2007. – 142 С. ↑
-
А. А. Оксюта. Роль невербальных средств в межличностном общении. // Педагогика и психология образования. - 2012. - №4 - С. - 104 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 77 ↑
-
Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – с. 191 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 142 ↑
-
Психология делового общения.: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега – Л, 2009. – С. 12 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 174 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 173 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 73 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 142 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 78 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 175 ↑
-
Психология делового общения : учебник /коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 191 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 137 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 138 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 177 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 83 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 140 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 179 ↑
-
Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 198 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 135 ↑
-
Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012. – С. 170 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 179 ↑
-
Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 198 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 134 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 179 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега-Л, 2009. С 53 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 76 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 181 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 53 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 181 ↑
-
Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С.77 ↑
-
Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012.- С. 165 ↑
-
Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 149 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 182 ↑
-
Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 183 ↑
-
Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. -№11.- С. 343 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега-Л, 2009. – С. 62 ↑
-
Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - №11 - С. 343 ↑
-
Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – с. 102 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 54 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 57 ↑
-
Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – С. 103 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 58 ↑
-
Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 59 ↑