Файл: Демографическое прогнозирование (Сущность демографической политики).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1 Сущность демографической политики
1.2 Понятие и значение демографического прогноза
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГНОЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
2.1 Основные характеристики демографической ситуации в России
2.2 Прогноз демографической ситуации в России
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОГНОЗА ДЕМОГРАФИИ В РОССИИ
Несколько меньше беспокойства вызывают такие процессы, как отток на Запад высококвалифицированных кадров из России, «утечка мозгов» (14%), скученность населения в крупнейших городах (8%), незаселенность огромных просторов в Сибири и на Дальнем Востоке (3%). Преодоление демографической угрозы и обеспечение демографической безопасности России невозможно без правильного определения роли демографической составляющей в системе национальной безопасности. В России существует много различных институтов адаптации по линии Минздрава, по линии образования и социальной защиты.
Существует множество программ планирования семьи. Но крайне неоднозначное впечатление оставляет оценка деятельности многочисленных центров планирования семьи, фактически финансируемых иностранными организациями, в которых значительная часть занятий сводится к тому, чтобы обучить детей и молодежь защите от беременности и правильному использованию контрацептивной продукции. Никаких идеологических посылов в их программах нет. Существует много экспертиз изучения причин низкой рождаемости, но не все их выводы заслуживают внимания государственных органов и общества. Одно ясно: проблему демографического спада следует решать системно, но в этой системе не должно быть места ложным выводам. Отличить их от истинных нелегко, но в России есть профессионалы, которым можно доверять, и существует система открытого обмена научными и профессиональными знаниями.
Таким образом, для повышения эффективности современной государственной демографической политики необходимы: четкое определение органов, ответственных за реализацию демографической политики с выработкой критериев, позволяющих оценивать эффективность их работы; активизация усилий государства, в том числе в законодательной сфере по защите и пропаганде традиционных семейных ценностей; приведение целей и задач государственной миграционной политики в соответствие с целями и задачами государственной демографической политики в целом.
По прогнозам Росстата, численность населения России, в 2017 г. составляющая 146,9 млн. человек, к 2050 г. может сократиться до 132 млн. человек. Этот низкий вариант демографического прогноза допускает депопуляцию. Высокий вариант прогноза предполагает рост населения страны до 165,4 млн. человек. Согласно среднему варианту прогноза население России также будет расти и к 2050 г. достигнет 149,1 млн. человек.
Демографический оптимизм у нас преобладает. И на то имеются основания: благодаря ряду правительственных мер в последние годы удалось переломить негативные демографические тенденции, добиться роста рождаемости и снижения смертности. Заметим только, что средства на корректировку негативных демографических тенденций тратятся здесь и сейчас, а экономическая отдача от них поступит не ранее чем через два десятилетия.
По прогнозам Росстата, численность трудоспособного населения будет снижаться с 82,3 млн. человек в 2017 г. до 77,5; 79,2; 81,1 млн. человек согласно низкому, среднему и высокому вариантам прогноза на 2030 г. Снижение на первый взгляд небольшое — в пределах 2-6% за 13 лет. Но при этом предстоит обеспечить трудовыми ресурсами ежегодный прирост ВВП с темпами выше мировых. До 2050 г. ожидается дальнейшее сокращение численности трудовых ресурсов. Источником для дополнительного пополнения численности населения страны и его трудовых ресурсов может явиться международная миграция. Но при этом страна сталкивается с рядом серьезнейших трудностей.
Об этом свидетельствует опыт Германии и некоторых других стран Европы, создавших условия для преодоления депопуляции с помощью международной миграции. Однако самым значительным испытанием для Европы стал массовый плохо управляемый поток мигрантов последнего времени. По своим последствиям он сопоставим с революцией и кризисом. Миграционный кризис расколол Евросоюз, создал условия для распада ЕС, что раньше казалось немыслимым, а теперь начинает казаться неизбежным . Земляне — дети одной семьи. Мы плывем в одной лодке, но если население в погоне за благами скучится на одном борту, возможно крушение.
Для России европейский миграционный кризис — это всего лишь урок для раздумий. Катастрофического наплыва мигрантов в нашу страну пока не предвидится. Тем не менее в Россию направлен достаточно интенсивный поток мигрантов из ближнего зарубежья. Например, в 2015 г. в страну прибыло на четверть миллиона людей больше, чем ее покинуло. Показательны резкие изменения в структуре потока мигрантов в Россию. В 2016 г. по сравнению с 2000 г. примерно в 10 раз сократился выезд россиян в Германию и Израиль. Выезд в США уменьшился в 3,5 раза. При этом выезд на постоянное место жительства в Китай вырос с 0,6 до 8,8 тыс. человек. В последнее время в Китай выезжает больше жителей России, чем в Германию, Израиль и США вместе взятых. Но нужна ли стране международная миграция для пополнения трудовых ресурсов, если производительность труда в основных отраслях, как предполагается, будет ежегодно увеличиваться на 5%, а прирост ВВП вряд ли превысит 3-3,5%? Не пострадает ли от этого занятость коренного населения? Ведь при таком соотношении роста экономики и производительности труда образуется избыток рабочей силы. Разве что мигранты потребуются для выполнения самой низкоквалифицированной, непрестижной и плохо оплачиваемой работы…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
- Указ Президента РФ от 21.05.2014 N 636 (ред. от 03.04.2017) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"//"Собрание законодательства РФ", 28.05.2014, N 22, ст. 2754.
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2016) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"//[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
Научная и учебная литература
- Абрамова И.Е., Пономаренко Т.В. Российская политическая элита в контексте современного политического развития / И.Е. Абрамова, Т.В. Пономаренко // Теория и практика общественного развития. –2015. –№ 12. –С. 94 - 100.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. –2017. –№ 4-4 (48). –С. 100–108.
- Власов, А.В. Социально-демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы / А.В. Власов/ Вестник международного института экономики и права, 2018. №2 (15). С. 81-89.
- Игебаева Ф.А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 2. Ч. 1. С. 87-89
- Игебаева Ф.А. О целевых программах развития населения и семьи // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР. Материалы второй всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток, 7-8 декабря 2018. – С. 142-145.
- Материалы Российской научно-практической конференции. Липецк, МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: 2017. – 84 с.
- Медков В. М. Введение в демографию; Академический Проект, Фонд "Мир" - Москва, 2017. - 432 c.
- Роик В. Феномен «седеющего населения» — глобальная демографическая проблема // Человек и труд. 2018 № 24. С. 12 - 15
- Сайфутдинова Г. Б. Анализ перспективы родительства в России (на материалах республики Татарстан / Г. Б. Сайфутдинова, Ю.Е. Железнякова, Г.А. Ляукина, Р.Р. Тактамышева // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6 (Ч.1). С. 199 – 200
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. –2018. –№ 58. –С. 89–94.
- Якунин В. И., Сулакшин С. С. Факторный анализ в формировании государственных политик // Власть. 2018 № 9. С. 45 – 50
Электронные ресурсы
- Росстат: Предварительная оценка численности постоянного населения на 1 января 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :// www. statdata. ru /
- Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/find/
- Общие итоги миграции населения Российской Федерации. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/