Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

На территории РФ формы подтверждения соответствия могут носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и порядок их оплаты. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в течение пяти дней с момента представления документов. Отказ в регистрации допускается только в случае непредставления документов или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименованием ранее зарегистрированной системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.


Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Первой формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия. Оно осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органов по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать наименование и местонахождение заявителя, а также изготовителя продукции; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия. Кроме того, в декларации должны содержаться заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и о принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях и измерениях, сертификате системы качества; срок действия декларации о соответствии; иные сведения. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы и документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Второй формой обязательного подтверждения соответствия была обязательная сертификация, которая с 2009 г. уступила место декларированию производителем соответствия качеству. В стране приняты два варианта подтверждения качества и вообще возможности попадания товара на рынок. Это обязательная сертификация и декларирование соответствия. Как известно, процесс сертификации заключается в установлении того, что тот или иной товар соответствует утвержденным и регулируемым государством нормам. Однако, чтобы товар сертифицировать, его необходимо отправлять на государственную проверку, которая отнимает достаточно много времени. И если в случае с производством продуктов питания, авиаприборов и других «стратегических» товаров, от которых напрямую зависит здоровье людей, сертификация обязательна, то существующий способ декларирования соответствия производят сами предприниматели. Оно дешевле и быстрее.


Так, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии из объектов обязательной сертификации, куда входило более 2,5 тыс. позиций, из которых 75% подлежали сертификации, перевело в объекты декларирования соответствия только 69 позиций. К ним относятся силовые трансформаторы, специализированные контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов и др. В ноябре 2009 г. Правительство РФ сократило перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, с 78 до 54%. От этой дорогостоящей процедуры освобождены производители массовых товаров, например бытовой химии, парфюмерии. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Организационную структуру обязательной сертификации образуют:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, иные компетентные организации;

органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, или иной системе, признанной им.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в надлежащем порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в надлежащем порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Сертификация включает следующие четыре основных этапа:

первый — подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель;

второй — рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявки и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации;


третий — оценка соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. На этом этапе осуществляется проверка по определенной схеме образцов продукции, выполнения работ и оказания услуг. Испытание образцов проводят в испытательных лабораториях;

четвертый — принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Результаты и ход испытаний документируются в форме протоколов и представляются заявителю и в орган по сертификации. После анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции выдается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, в том числе за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, за реализацию такой продукции без сертификата или без знака соответствия, а также за необоснованную выдачу сертификата соответствия. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ). Предусмотрена и уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, которые подлежат обязательной маркировке знаками соответствия (ст. 1711 УК РФ). Таким образом, Федеральным законом «О техническом регулировании» определены единые подходы к регулированию процессов производства и оборота продукции, упорядочению системы стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. К сожалению, важной проблемой технического регулирования является отсутствие современной испытательной базы и новейших методик испытаний выпускаемой продукции. Аккредитованные лаборатории и центры часто получают несопоставимые результаты, не позволяющие соотнести проверяемый товар с аналогом, эталоном или образцом и реально оценить его


3.1 Правовое регулирование установления и применение цен на товары, работы и услуги

Цена является денежной формой стоимости произведенных товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг. Применительно к работам и услугам используют термин «тариф» как синоним термина «цена». Цены и тарифы прежде всего используются в товарно-денежных отношениях для расчетов за товары (продукцию), работы и услуги. Неустойка (штраф, пени) и убытки, вызванные нарушением договорных обязательств, также исчисляются в денежном выражении с „ использованием цены.

Цена — важнейший инструмент формирования и функционирования рынка. Свободное ценообразование — один из неотъемлемых элементов рыночных отношений. С другой стороны, с ценами связаны развитие экономики и социальные интересы граждан. Поэтому государство оказывает влияние на ценообразование и ценоприменение, используя при этом различные формы воздействия. Государство определяет порядок установления и применения цен и контролирует его соблюдение. В предусмотренных законодательством случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем утверждения фиксированных цен, либо установления предельного размера цены, либо предельного уровня рентабельности. Пределы вмешательства государства в ценообразование и ценоприменение, способы прямого или косвенного воздействия на цены определены нормативными актами. В условиях либерализации цен важное значение имеет государственный контроль за соблюдением цен, применение санкций к предпринимателям, нарушающим порядок установления и применения цен. Функциональным органом, анализирующим процессы ценообразования на товарных рынках, ведущим статистическое наблюдение за рыночными и регулируемыми ценами, координацию деятельности органов государственного управления в области ценообразования, является Департамент Минэкономики РФ по политике цен. В субъектах Федерации созданы специальные органы ценообразования для решения вопросов, связанных с установлением и применением цен. Эти органы контролируют соблюдение государственной дисциплины цен. На предприятиях торговли и общественного питания контролировать соблюдение дисциплины цен вправе органы государственной инспекции по торговле и качеству товаров.

Взависимости от порядка установления цен различаются рыночные, регулируемые и фиксированные цены.

Рыночная — цена продукции (товара, работ или услуг) складывающаяся на рынке без прямого вмешательства государства. В отличие от рыночной регулируемая цена определяется при прямом государственном воздействии на нее путем установления верхнего предела цены, предельного уровня рентабельности, предельного уровня наценок, скидок либо нормативов определения цен предпринимателями. Фиксированная — твердо установленная цена.