Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, в ходе эволюции улучшались эмоции, а также мышцы, зрение и слух. Он считал, что система эмоций более развита у человека, ввиду того, что наравне с биологическими у него существуют физиологические потребности. Главнейшие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму про отклонения в его внутренней среде, такие как: голод, жажда, и активизирует соответствующую программу действий. Окончание целеустремлённых действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, который однозначно фиксируется в памяти, как «получение награды». В защиту своей позиции П. К. Анохин приводит пример, когда хищник целеустремлённо преследует свою жертву в течение многих дней, и этот процесс сопровождается как негативными переживаниями (голод), так и переживаниями позитивными (процессом насыщения). Так: "ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяющей вектор, то есть направление поведения, целеполагание и формирование акцептора результата действия" [2].

Эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, называются ситуативные, и позволяют скорректировать свое поведение и достичь назначенной цели.

Таким образом, основную информационную нагрузку в биологической теории несет ее знак, который маркирует программу поведения и придает последней определенную направленность[2].

Ю. И. Александров рассматривает идею эмоций с позиции системной психофизиологии. Более глубоко определить место эмоций в системе организации мозговых процессов помогает системный подход. С точки зрения этого подхода проводится разделение между поведением и эмоциями, причем последние определяются как феномен сферы чувств, эквивалент сознания. При таком понимании эмоций становится необходим другой акцент на понимании самого сознания. В соответствии с представленным материалом: «эмоции характеризуют реализацию систем, которые формируются на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивают минимальный уровень дифференцировки ("хорошо-плохо"). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития вызывает прогрессивное увеличение дифференциации в соотношении организма и окружающей среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных результатов адаптивного поведения " [1].

До сих пор не существует единой точки зрения на природу эмоций. Исследования, направленные на изучение эмоций, все еще интенсивно ведутся. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций [3][27].


Рассматривая эмоцию с одной стороны, мы видим,- субъективные факторы, включающие различные психические явления, в том числе особенности организации системы ценностей человека, познавательные процессы, и др.

Рассмотрев с другой стороны, можно заметить, что эмоции определяются , в том числе, физиологическими особенностями индивидуума. Мы видим, что эмоции возникают в результате влияния определенного стимула, и их проявление есть, - проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Также закономерно внести предположение о том, что эмоции формировались в ходе эволюции животного мира и достигли максимального развития уровня у человека, так как они предметно представлены на уровне чувств [7][27].

Анализ имеющийся по этой теме литературы, педагогической, социальной, медицинской, психофизиологической, психологической, разрешил произвести следующие выводы: проблема эмоциональных состояний и эмоций очень актуальна для современного общества, но на данный момент ещё недостаточно изучена. Еще в глубокой древности, в глубине веков и по данное время к изучению этого вопроса прилагались большие усилия, уделялось большое внимание. Целый ряд ученых, иногда выдающихся, создали ряд психологических теорий, в том числе и рассматривающие, психофизиологические основы эмоций. Однако по сегодняшний день не существует, не выработано общепринятого подхода, одной безраздельно принятой научной теории. Вопрос остаётся открытым и психологи, и физиологи продолжают искать ответы относительно данной проблемы.

ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

2.1. Коммуникация и эмоции. Представление о коммуникации и эмоциях

Коммуникация - эта непростая процедура взаимодействия промеж людьми, состоящая в обмене данными, но кроме того в восприятии равным образом постижении партнерами своих оппонентов. Субъектами коммуникации всегда выступают люди, или иные живые существа. В принципе, коммуникация свойственна всем живым существам, но только на человеческом уровне этот процесс делается сознательным, объединённым в рамках вербальных и невербальных актов. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а человек, который ее получает, называется получателем (реципиентом). Существует несколько аспектов коммуникации: содержание, цель и средства. Давайте рассмотрим их более подробно.


Содержание общения - это сообщение, передаваемая от одного живого существа к другому в межличностных контактах, то есть в данном случае, от человека к человеку. Информация эта может быть, о ситуации во внешней среде, о внутренне - эмоциональном и др. состоянии субъекта. Содержание информации наиболее разнообразно, если субъектами коммуникации являются люди[20][13].

Целью общения является то, ради чего данное существо акт общения осуществляет. У животных обычно, цели общения не выходят за рамки удовлетворения их реальных биологических потребностей. У людей, как вида разумного, эти цели могут быть очень и очень многообразными и представлять собой средства удовлетворения, не столько реальных биологических потребностей, сколько их эстетических, социальных, творческих, познавательных, культурных и др. потребностей.

Средствами связи, в коммуникации, выступают способы кодирования, декодирования, обработки и передачи информации, поскольку происходит её передача в процессе коммуникации от существа к существу[8][2].

Кодирование информации, – в данном случае, это способ ее передачи. Информация от человека к человеку может передаваться с помощью вербальных и невербальных сигналов посредством: речи и других знаковых систем, письменности, органов чувств, технических средств записи и хранения информации[10].

Эмоции или аффекты, эмоциональные возмущения, это такие состояния как: любовь, надежда страх, гнев, печаль, отвращение, тоска, радость, гордость и др. … Прежде, психология имела бесчисленный перечень аналогичных переживаний. То, что является общим между эмоциями, чувствами и побуждениями, Блейлер (1929) объединил под общим названием «эффективность»[8].

Эмоции являют себя в конкретных психологических переживаниях, известных каждому из его собственного опыта, данных ему в его физических проявлениях. Подобно ощущениям, эмоции имеют положительный и отрицательный сенсорный тон и связаны с чувствами удовлетворения или неудовлетворения. Когда чувство удовольствия усиливается, оно превращается в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенных выражениях лица и физического тела, изменениях пульса и т.п[10][2].

Веселье и радость выказываются посредством двигательного возбуждения, так: звучит смех, наблюдается громкая речь, оживляются жесты, люди поют, глаза блестят, расширяются мелкие сосуды, ускоряются психические процессы, происходит приток мыслей, проявляется желание острить, приходит чувство бодрости. В случае грусти, меланхолии, печали наоборот, наблюдается психомоторная задержка. Движения медленные и редкие, человек «подавлен». В осанке становится заметна мышечная слабость. Мысли человека сосредоточены на одном. Наблюдается бледность кожи, изможденные черты лица, снижение секреции желез, горький привкус во рту. В сильной печали нет слез, но они могут возникнуть, когда острота переживания уменьшается[6].


Кант разделил эмоции на:

- стенические (радость, вдохновение, гнев) — стимулирующие, повышающие мышечный тонус и силу;

- астенические (страх, тоска, печаль) – ослабляющие.

Разделение эмоций на астенические или стенические носит условный характер. Отдельные аффекты тяжело отнести к той или иной категории, и даже тот же аффект, проявленный с разной интенсивностью, способен проявлять либо стенические, либо астенические черты.

Продолжительность потока эмоций может быть кратковременна (гнев, испуг) либо длительна. Долгосрочные эмоции именуются, - настроения. Некоторые люди всегда веселы, и находятся в приподнятом настроении, другие предрасположены к депрессии, к меланхолии или всегда раздражены[6].

Настроение - это сложный комплекс, каковой до известной степени связан с внешними переживаниями, отчасти основан на общей склонности организма к нахождению в определенных эмоциональных состояниях, а в какой-то степени зависит от ощущений, происходящих от органов тела. Страх, гнев, радость, любовь и так далее влияют на интеллектуальные процессы: идеи, мысли и акценты внимания, и даже на действия и поступки, волю, и все поведение, в этом проявляется психическая сторона эмоций. При смягчении эмоционального напряжения, наблюдается ослабление воли и апатия, например, в начальных состояниях раннего слабоумия. Влияние эмоций на интеллект и волю варьируется очень широко в зависимости от силы эмоционального возбуждения. При сильных аффектах нарушается привычный ход ассоциаций, сознание охватывается одним представлением, которое связано с эмоцией (испуг, большая радость, гнев, страх), все остальные исчезают, тормозится появление новых представлений, не соотнесенных с доминирующей эмоцией[6][10][2].

Дальнейший ход этих процессов разнится.

Для радости, после начального «угасания», происходит приток многих представлений, которые имеют касательство к обстоятельству, вызвавшему аффект.

В случае возникновения страха, горя или гнева первоначальные идеи остаются в уме на долгое время. Аффект может разрешаться в насильственных действиях и в столь интенсивных изменениях со стороны органов кровообращения и дыхания, что это подчас заканчивалось обмороком, были зафиксированы так же эпизоды мгновенной смерти. Человек если у него довольно развиты процессы торможения, вне зависимости от нарушения потока представления при протекании эмоции, как правило сохраняет способность правильно оценивать обстановку окружения и сохранить контроль над своими действиями. Подобные аффективные реакции, характерные для здорового человека, называются физиологическими аффектами. Связанные с потерей самоконтроля взрывные аффективные реакции носят название - примитивные реакции[6].


Эмоции можно распределить по группам сообразно с их свойствами. Выделив, как фактор, зависимость эмоций от их позитивной или негативной окраски можно сгруппировать эмоции по парам: любовь - ненависть, симпатия - отвращение, безмятежность - страх, возбуждение и уныние, и так далее. Как отмечает Хебб, первые в этих парах, желательны для субъекта, он их ищет, а вторые стремится избегать. Таким образом, подобное попарное разделение однозначно указывает на мотивационную роль, каковую играет весь комплекс наших чувств. Слова слишком бедны, чтобы выразить то, что субъект на самом деле испытывает. Можно ли сказать, что субъект, который говорит: "Я люблю яблоки", "я люблю свою мать", "я люблю этого человека" или "я люблю этот город", выражает одни и те же чувства? Трудно найти человека, который, не сказав ни слова, мог бы прожить хоть бы один день. Почему же нам так необходима коммуникация, какие психологические функции она выполняет? Первое, что приходит на ум, - это нужда во взаимодействии с другими людьми, и осуществить это без вербальной коммуникации будет весьма проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, и исследователи пока не могут договориться об их количестве и названиях, рассмотрим наиболее распространенную классификацию[20][13].

Для разбора переговоров с точки зрения заданной цели предназначена следующая классификация.

1) Контакт, обращённый на нахождение взаимопонимания для последующей передачи данных и поддержания установленного контакта.

2) Информационная функция коммуникации, отвечает за непосредственный обмен мнениями, решениями, знаниями.

3) Стимул - направлен на стимулирование партнера к дальнейшему общению.

4) Координация. Отвечает за координацию действий партнеров и их целей при организации коллективной деятельности.

5) Функция понимания. Оказать содействие адекватному восприятию сущности проблемы, и обоюдному пониманию состояния партнеров и обоюдных целей.

6) Эмотивная (экспрессивная) коммуникативная функция. Она необходима для обмена эмоциями-подстройки, что бы изменить настроение партнера под своё, либо свое под партнера.

7) Функция социализации. Она помогает развить навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с обществом, дабы жить в соответствии с его правилами и нормами.

8) Интерактивная функция, необходима для коррекции и регуляции индивидуального поведения в процессе организации человеческого взаимодействия.

Любопытно взглянуть, какие функции выполняет коммуникация, в случае если проанализировать ее согласно ключу управленческого взаимодействия. Тогда получится только три пункта: