Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.1 Сущность, значение и содержание закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и ее особенности в оптовой торговле

1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе

2. Анализ и оценка закупочной деятельности предприятия ИП Диденко – магазин «Любава»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ основных факторов определяющих закупочную деятельность

2.3 Анализ основных результатов закупочной деятельности в магазине

3. Проект мероприятий направленный на улучшение закупочной деятельности предприятия

3.1 Мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности предприятия

3.2 Экономическая эффективность внедрения проекта мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Магазин «Любава» работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть - это крупные оптовые фирмы (торговые посредники), которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны.

Предприятие работает как с поставщиками расположенные в черте города, так и с предприятиями находящимися вне его зоны.

Рассмотрим анализ поставщиков по географическому признаку, по условиям поставок, и в зависимости от форм платежа за поставляемый товар за 2016-2017 гг. (таблица 8).

Таблица 8 – Анализ поставщиков магазина «Любава» за 2016-2017 г.г.

Предприятие - поставщик

2016 год

2017 год

Отклонение, +,-

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

По географическому признаку

Местные поставщики

6968,3

48,38

7535,2

47,91

566,9

-0,47

Иногородние поставщики

7436,2

51,62

8192,6

52,09

756,4

+0,47

Итого

14404,5

100,0

15727,8

100,0

1323,3

-

В зависимости от условий оплаты

По предварительной оплате

4327,7

30,04

4502,8

28,63

175,1

-1,41

По факту поставки

4470,2

31,03

4575,7

29,09

105,5

-1,94

С отсрочкой платежа

5606,6

38,92

6649,3

42,28

1042,7

3,36

Итого

14404,5

100,0

15727,8

100,0

1323,3

-

В зависимости от формы платежа

За наличный расчет

4409,3

30,61

4820,4

30,65

411,1

0,04

За безналичный расчет

9995,2

69,39

10907,4

69,35

912,2

-0,04

Итого

14404,5

100,0

15727,8

100,0

1323,3

-


Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, в основном поставщиками магазина «Любава» являются предприятия-поставщики находящиеся вне города (52,09%), что является отрицательным фактором для предприятия, так как чем дальше поставщик отдален от магазина «Любава», тем больше затрат у предприятия на транспортные расходы, что в результате отражается на ценах магазина и в конечно итоге на его выручке и прибыли.

Полученные данные также свидетельствуют, что со всеми поставщиками торговое предприятие рассчитывается с помощью безналичного расчета, так как безналичный расчет является наиболее оптимальным и удобным для предприятия, поэтому он применяется почти со всеми поставщиками исследуемого магазина «Любава». Лишь в редких случаях магазин закупает необходимую продукцию за наличный расчет.

Магазин «Любава» при заключении договора о поставках имеет возможность варьировать срок и формы платежа. На данный момент политика розничного предприятия направлена на работу с поставщиками на краткосрочной основе, то есть с заключением договоров на краткосрочный или разовый период. Удельный вес договоров по срокам действия представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Структура договоров по срокам их действия с предприятием

Проанализировав сроки заключения договоров, видно, что договоры заключаются в основном на краткосрочной период который длиться сроком до 1 года (55,3%). В условиях жесткой конкуренции многие поставщики не выживают на рынке, и поэтому в целях снижения риска долгосрочные договоры обычно не заключают. Покупатели и продавцы, заключившие договор, имеют право после истечения срока его действия пролонгировать свои договорные отношения при условии повторного согласования всех условий, что является более выгодным для обеих сторон.

Магазин «Любава» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров и осуществляет постоянный контроль за их исполнением.

Рассмотрим выполнения договоров поставки товаров по поставщикам в таблице 9.

Таблица 9 – Анализ выполнения договоров поставки товаров по поставщикам за 2017 год

Предприятие-поставщик

Заключено договоров на сумму, тыс. р.

Выполнено на сумму, тыс. р.

Отклонение (+,-)

Процент выполнения договоров поставки

ОАО «Хлебокомбинат»

342,5

342,5

-

100,0

ОАО «Таркус»

262,0

258,9

-3,1

98,8

ОАО «Хлебпром»

797,6

792,1

-5,5

99,3

АО Кушвинский молзавод

854,3

826,2

-28,1

96,7

ОАО Птицефабрика

714,4

714,4

-

100,0

ООО «Р.Модуль»

973,7

994,6

+20,9

102,1

ООО Ирбитский молзавод

990,3

969,9

-20,4

97,9

Екатеринбургский Вин-Шампань комбинат

784,5

784,5

-

100,0

АО Среднеуральский винзавод

1346,6

1333,3

-13,3

99,0

Компания «Юниленд»

485,0

485,0

-

100,0

ООО «Армада Групп»

474,1

425,6

-48,5

89,8

ООО «Спектр Трейд»

522,7

432,0

-90,7

82,6

ООО «Торгсервис»

1881,9

1881,9

-

100,0

ООО Мясопром

601,1

601,1

-

100,0

ИП Хох­ряков

565,2

575,6

+10,4

101,8

ОАО Хладокомбинат

586,2

586,2

-

100,0

Компания «Свит»

661,1

669,1

+8,0

101,2

ООО «БМ и КО»

756,5

756,5

-

100,0

ЗАО ТД «Девон»

911,3

938,5

+27,2

102,9

ИП Люкина С.И.

845,4

845,4

-

100,0

ИП Назарова Г.В.

288,3

288,3

-

100,0

ООО ТК «Ренессанс-Провиант»

226,2

226,2

-

100,0

Итого

15870,9

15727,8

-143,1

99,09


Судя по таблице 9 выполнение плана договоров поставки в 2017 году составило на 99,09%. По отдельным поставщикам, таким как ООО «Р.Модуль», ИП Хох­ряков, Компания «Свит», ЗАО ТД «Девон» произошло перевыполнение плана договоров поставки в основном из-за дозаказов магазина «Любава» у данных поставщиков на товары наиболее пользующиеся спросом.

Недовыполнение договоров по поставкам в 2017 году, было по таким поставщикам как АО Кушвинский молзавод, ООО Ирбитский молзавод, ОАО «Таркус», ОАО «Хлебпром», АО Среднеуральский винзавод из-за возвратов товара с браком, либо с истекшим сроком хранения.

По таким поставщикам как ООО «Армада Групп» и ООО «Спектр Трейд» недовыполнение договоров поставки произошло из-за сбоя в поставках.

Таким образом, показатели выполнения плана говорят об ухудшении организации товароснабжения магазина «Любава» прежде всего за счет невыполнения сроков обязательств по договорам поставки некоторых поставщиков.

Выбор поставщиков предприятия основывается на определенных критериях, таких как цена, ассортимент и качество поставляемой продукции, условия и периодичность поставки, сроки выполнения поставок, расстояние от предприятия – покупателя до поставщика, форма расчета.

Так судя из представленного выше анализа можно сделать вывод, что в настоящее время у магазина «Любава» сложившаяся база поставщиков, со многими из которых магазин работает с момента своего открытия, готов рассматривать предложения о сотрудничестве с новыми поставщиками, если предлагаемые условия окажутся более привлекательными, а цены на товары более выгодными, чем имеющиеся на текущий момент.

2.3 Анализ основных результатов закупочной деятельности в магазине

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Рассмотрим динамику товарных ресурсов в таблице 10.

Таблица 10 – Показатели товарного баланса магазина «Любава», тыс. р.

Показатель

2016 год

2017 год

Отклонение

Показатель

2016 год

2017 год

Отклонение

Запасы на начало года

1432,0

1546,0

+140,5

Реализация

14280

15650

1370,0

Поступление

14404,5

15727,8

+1861,5

Прочие выбытия

10,5

11,8

+1,3

Запасы на конец года

1546,0

1612,0

+66,0

Баланс

15836,5

17273,8

+2002

Баланс

15836,5

17273,8

+1437,3


Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.

Произведен расчет влияние показателей товарного баланса на объем товарооборота способом цепных подстановок:

а) Зн пл. + Ппл – Впл. - Зк пл. = 1432+14404,5-10,5-1546,0 = 14280,0

б) Зн ф. + Ппл. – Впл. - Зк. пл. = 1546,0+14404,5-10,5-1546,0 = 14394,0

в) Зн ф. + Пф – Впл. - Зк. пл. = 1546,0+15727,8-10,5-1546,0 = 15717,3

г) Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. пл. = 1546,0+15727,8-11,8-1546,0 = 15716,0

д) Зн ф. + Пф – Вф. - Зк. ф. = 1546,0+15727,8-11,8-1612,0 = 15650,0

Судя по выше приведенным расчетам, на рост товарооборота на 114 тыс. р. (14394-14280) повлияло увеличение запасов на начало года на 140,5 тыс. р. и поступления на 1323,3 тыс. р. (15717,3-14394), а увеличение прочего выбытия и запасов на конец года снизили объем товарооборота на 1,3 тыс. р. (15716-15717,3). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились на 66 тыс. р. в результате увеличения товарных запасов на конец года (15650-15716). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

Далее предлагается провести анализ товарооборачиваемости товарных запасов предприятия.

Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства.

Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей и так далее. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту издержек обращения, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия.

Далее предлагается провести сравнительный анализ показателей товарных запасов на основании таблицы 11.

Таблица 11 – Сравнительный анализ показателей товарных запасов

Показатели

2015 год

2016 год

2017 год

Отклонение, (+,-)

Темпы роста, %

1. Товарооборот, тыс.р.

12820

14280

15650

1370,0

109,59

2. Средние товарные запасы, тыс.р.

1388,0

1497,0

1529,0

32,0

102,14

3. Уровень средних товарных запасов, %

10,83

10,48

9,77

-0,71

93,23

4. Скорость оборота, (в числе оборотов)

9,23

9,54

10,24

0,7

107,33

5. Время обращения, (в днях)

38,9

37,7

35,2

-2,5

93,37


В 2017 году средние товарные запасы увеличились на 2,14% или в сумме на 32 тыс.р. Товарооборот возрос на 1370 тыс.р. или на 9,59%. Таким образом, рост товарооборота в 2017 году был больше, чем рост товарных запасов. Именно поэтому уровень товарных запасов в 2017 году уменьшился по сравнению с 2016 годом на 0,71%, а время обращения снизилось на 2,5 дня. То есть оборот товаров в 2017 году происходил быстрее.

Проведем анализ оборачиваемости товарных запасов в разрезе ассортиментных групп предприятия на основании таблицы 12.

Таблица 12 – Анализ товарных запасов в разрезе ассортиментных групп магазина «Любава»

Наименование товарных групп

Однодневный товарооборот

Средний ТЗ

Время обращения, дни

Отклонение

2016 год

2017 год

2016 год

2017 год

2016 год

2017 год

ср. ТЗ, тыс. р.

Времени обращения

Мясо-птица

4,74

5,26

215,6

209,5

45,5

39,8

-6,1

-5,7

Колбасные изделия

7,31

8,35

146,7

139,1

20,0

16,7

-7,6

-3,3

Молочная

продукция

4,49

4,96

83,8

73,4

18,7

14,8

-10,4

-3,9

Бакалея

3,19

3,53

198,5

195,7

62,2

55,4

-2,8

-6,8

Кондитерские изделия

3,24

3,59

202,1

201,8

62,4

56,2

-0,3

-6,2

Хлебобулочные изделия

3,08

3,24

34,4

30,6

11,2

9,4

-3,8

-1,8

Вино-водочная продукция

9,99

11,09

443,7

501,5

44,4

45,2

57,8

+0,8

Прочая продукция

3,61

3,48

172,2

177,4

47,7

50,9

5,2

+3,2

Итого:

39,67

43,47

1497,0

1529,0

37,7

35,2

32,0

-2,5