Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.1 Сущность, значение и содержание закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и ее особенности в оптовой торговле

1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе

2. Анализ и оценка закупочной деятельности предприятия ИП Диденко – магазин «Любава»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ основных факторов определяющих закупочную деятельность

2.3 Анализ основных результатов закупочной деятельности в магазине

3. Проект мероприятий направленный на улучшение закупочной деятельности предприятия

3.1 Мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности предприятия

3.2 Экономическая эффективность внедрения проекта мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Анализ приведенных в таблице 12 данных показывает, что в 2017 году товарные запасы увеличились на 32 тыс. руб., а их оборачиваемость ускорилась в среднем на 2,5 дня. Это произошло за счет изменения объема, структуры товарооборота и величины среднего товарного запаса. В 2017 году требуется в среднем на 2,5 дня меньше для реализации товаров, чем в 2016 году. Наблюдается снижение средних товарных запасов по всем ассортиментным группам предприятия, кроме таким как «Вино-водочная продукция» увеличение товарных запасов в сумме составило на 57,8 тыс. руб. и по «Прочей продукции» увеличение товарных запасов в сумме составило 5,2 тыс. руб. В целом по предприятию наблюдается устойчивое время обращения товарных запасов по всем товарным группам. Средняя продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса в 2017 году составила 35,2 дня, а в 2016 году 37,7 дней, это говорит о том, что в динамике товарооборачиваемость ускорилась на 2,5 дня.

Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары и сравнить данные по обороту товарных групп и по их поставам (таблица 13).

Таблица 13 – Информация о динамике поступления товаров магазина «Любава»

Товарные группы

Объем поступления товаров

Отклонение в динамике

Темп роста поступления товаров, %

Объем реализации товаров

Отклонение в динамике

Темп роста реализации товаров, %

2016 год

2017 год

2016 год

2017 год

Мясо-птица

1720,2

1901,7

181,5

110,55

1705,0

1893,7

188,7

111,07

Колбасные изделия

2640,4

3009,0

368,6

113,96

2631,8

3004,8

373,0

114,17

Молочная

продукция

1640,3

1796,1

155,8

109,50

1616,5

1784,1

167,6

110,37

Бакалея

1158,8

1276,7

117,9

110,17

1150,9

1267,7

116,8

110,15

Кондитерские изделия

1173,0

1302,1

129,1

111,00

1168,1

1291,1

123,0

110,53

Хлебобулочные изделия

1132,4

1173,5

41,10

103,63

1108,2

1165,9

57,7

105,21

Вино-водочная продукция

3612,3

3999,7

387,4

110,72

3598,6

3990,7

392,1

110,89

Прочая продукция

1327,1

1269,0

-58,1

95,62

1300,9

1252,0

-48,90

96,24

Итого:

14404,5

15727,8

1323,3

109,19

14280

15650

1370,0

109,59


Магазин «Любава» обеспечил высокие темпы роста поступления товаров. Поступление товаров увеличилось в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1323,3 тыс.руб., за счет увеличения розничного товарооборота. По некоторым товарным группам (бакалея и кондитерские изделия), темпы роста поступления товаров опережали темпы увеличения их реализации, что привело к росту товарных запасов и затовариванию их на складе.

Любое предприятие не может представить себе эффективную закупочную работу без учёта товарооборота продукции по АВС – анализу и стабильности спроса на товарные группы магазина (XYZ –анализ).

Используя АВС – классификацию товарных групп предприятия, можно понять, какая группа товаров приносит нашему предприятию наибольший товарооборот (таблица 14).

Таблица 14 – АВС – анализ групп товаров магазина «Любава»

Товарная группа

Товарооборот, тыс.руб.

Доля в обороте %

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

за 2015 год

за 2016 год

за 2017 год

Общий за 3 года

Первые 50%

Вино-водочная продукция

3320,4

3598,6

3990,7

10909,7

25,52

25,52%

А

Колбасные изделия

2233,2

2631,8

3004,8

7869,8

18,41

43,93%

А

Еще 30%

Мясо-птица

1523,0

1705,0

1893,7

5121,7

11,98

55,91%

В

Молочная

продукция

1448,7

1616,5

1784,1

4849,3

11,34

67,25%

В

Прочая продукция

1153,8

1300,9

1252,0

3706,7

8,67

75,92%

В

Остальные 20%

Кондитерские изделия

1105,1

1168,1

1291,1

3564,3

8,34

84,26%

С

Бакалея

1025,6

1150,9

1267,7

3444,2

8,06

92,32%

С

Хлебобулочные изделия

1010,2

1108,2

1165,9

3284,3

7,68

100,0%

С

Итого:

12820

14280

15650

42750,0

100,0

-

-


По результатам АВС-анализа можно сделать следующий вывод, что наибольшую долю продаж занимает реализация вино-водочной продукции и колбасных изделий. Наименьшие продажи наблюдаются по таким группам как кондитерские и хлебобулочные изделия, а также бакалейные товары.

Чтобы проанализировать стабильность продаж необходимо провести XYZ – анализ (таблица 15).

Таблица 15 –XYZ – анализ товарных групп магазина «Любава»

Товарная группа

Товарооборот, тыс.руб.

Среднее

квадратичное отклонение

Коэффициент вариации

Группа

за 2015 год

за 2016 год

за 2017 год

Общий за 3 года

Среднее значение

Прочая продукция

1153,8

1300,9

1252,0

3706,7

1235,6

3741,43

4,95%

Х

Хлебобулочные изделия

1010,2

1108,2

1165,9

3284,3

1094,8

4130,64

5,87

Х

Кондитерские изделия

1105,1

1168,1

1291,1

3564,3

1188,1

5966,0

6,5%

Х

Вино-водочная продукция

3320,4

3598,6

3990,7

10909,7

3636,6

75604,41

7,56%

Х

Молочная

продукция

1448,7

1616,5

1784,1

4849,3

1616,4

18748,86

8,47%

Х

Бакалея

1025,6

1150,9

1267,7

3444,2

1148,1

9772,75

8,61%

Х

Мясо-птица

1523,0

1705,0

1893,7

5121,7

1707,2

22905,58

8,87%

Х

Колбасные изделия

2233,2

2631,8

3004,8

7869,8

2623,3

99264,17

12,01%

Y

Итого:

12820

14280

15650

42750,0

14250,0

-

-

-


Из таблицы 15 видно, что сумма групп товаров магазина «Любава» за 2015-2017 год имеет достаточно стабильный объем продаж (относится к Х – классу). Внутри этой группы можно выделить как высокого уровня стабильности (прочая продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия), так и не стабильные по продажам (бакалея и мясо-птица). В следующую группу (Y-класс) по стабильности продаж попадает одна единственная группа товаров – это колбасные изделия.

XYZ – анализ очень хорош в сочетании с АВС – анализом так, как позволяет выявить безусловных лидеров и аутсайдеров в ассортименте магазина. Именно совмещённый анализ позволяет в полной мере рассмотреть ассортимент и понять, как мы можем управлять теми или иными группами товаров.

Таблица 16 – Совмещённый АВС и XYZ – анализ ассортимента магазина «Любава»

Товарная группа

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

Коэффициент вариации, %

Группа

Совмещение

Вино-водочная продукция

25,52

25,52%

А

7,56%

Х

Колбасные изделия

18,41

43,93%

А

12,01%

Y

AY

Мясо-птица

11,98

55,91%

В

8,87%

Х

Молочная

продукция

11,34

67,25%

В

8,47%

Х

ВХ

Продолжение таблицы 16

Прочая продукция

8,67

75,92%

В

4,95%

Х

ВХ

Кондитерские изделия

8,34

84,26%

С

6,5%

Х

Бакалея

8,06

92,32%

С

8,61%

Х

CX

Хлебобулочные изделия

7,68

100,0%

С

5,87

Х

СХ

Итого:

100,0

-

-

-

-

-


По результатам данной таблицы можно дать рекомендации по закупочной политике.

АХ - высокий оборот и стабильность спроса. Мы можем прогнозировать продажи товаров этой группы. Важно иметь запас на складе, но он не обязательно должен быть избыточным. Вероятно, по товарам этой группы нужно предусмотреть резервного поставщика, на случай если основной поставщик сорвет сроки поставки.

ВХ - средний оборот и стабильность спроса. Можно прогнозировать продажи товара и нежелательно, чтобы товар отсутствовал в продаже.

СХ-товар-балласт, который, тем не менее пользуется устойчивым спросом. Его можно попытаться перевести в группу В, если он так нужен покупателям.

На основе сформулированных выводов и выявленных положительных и отрицательных моментов в закупочной деятельности предприятия были предложены мероприятия представленные в следующей главе курсовой работы.

3. Проект мероприятий направленный на улучшение закупочной деятельности предприятия

3.1 Мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности предприятия

Совершенствование системы закупок на предприятии необходимо для увеличения объема товарооборота, снижения издержек на закупку и хранение товара, а значит и для улучшения финансового состояния и увеличения эффективности деятельности.

Исходя из данных, полученных при анализе закупочной деятельности магазина «Любава», можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию закупок предприятия:

  1. Смена поставщика слабоалкогольных напитков - ООО «Армада Групп» и поставщика бакалейных товаров ООО «Спектр Трейд» по причине неисполнения обязательств по договору поставки, сбоев при доставке товара. Данное мероприятие позволит сократить издержки, связанные с хранением товаров, а также уменьшить убытки, которые получает предприятие вследствие срыва поставок.
  2. Изменение способа закупки товаров. Основным способом закупки продукции в магазине «Любава» является закупка товара оптовыми партиями. При таком способе очень высока вероятность заказа избыточного количества товаров и необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. Таким образом, увеличиваются издержки на хранение товаров, возрастает объем порчи продуктов. Поэтому для некоторых групп товаров можно производить закупки по котировочным ведомостям. Преимущества данного метода – это ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
  3. Использование для доставки товаров, заказываемых мелкими партиями, собственный транспорт. Некоторые виды товаров предприятие закупает по мере необходимости мелкими партиями на оптовых предприятиях. В этом случае предприятию приходится арендовать грузовой транспорт для доставки товара. Приобретение собственного транспорта позволит уменьшить расходы на доставку продукции в магазин.
  4. Совершенствование работы с поставщиками заключается в том, чтобы заключить с рядом поставщиков долгосрочные контракты, при этом достигнуть снижения закупочных цен.