Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.1 Сущность, значение и содержание закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.2 Организация закупочной деятельности: задачи, функции и ее особенности в оптовой торговле

1.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности по закупочной работе

2. Анализ и оценка закупочной деятельности предприятия ИП Диденко – магазин «Любава»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ основных факторов определяющих закупочную деятельность

2.3 Анализ основных результатов закупочной деятельности в магазине

3. Проект мероприятий направленный на улучшение закупочной деятельности предприятия

3.1 Мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности предприятия

3.2 Экономическая эффективность внедрения проекта мероприятий

Заключение

Список используемых источников

Как видно из таблицы 2, все экономические показатели деятельности предприятия розничной торговли магазина «Любава» улучшились. Так товарооборот в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 1460 тыс.р. или 11,39%, а в 2017 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1370 тыс.р. или 9,59%. Валовой доход в 2017 году составил 3280 тыс.р. что больше показателя 2016 года на 304 тыс.р., его темп прироста за последний год составил 10,44%. Уровень валового дохода за последний год увеличился на 0,12%.

Сумма издержек обращения за период с 2015 по 2016 год увеличивалась, однако при этом их уровень снижался. Так в 2016 году сумма издержек обращения составила 1624 тыс.р., что больше показателя предыдущего года на 94 тыс.р., а в 2017 году сумма издержек обращения составила 1722 тыс.р., что больше показателя 2016 года на 98 тыс.р. В 2017 году уровень издержек обращения составил 11,00% что меньше показателя 2015 года на 0,37%.

Прибыль от продаж является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. За рассматриваемый период прибыль от продаж увеличилась на 437 тыс.р. и в 2017 году в сумме составила 1558 тыс.р. Отношение прибыли от продаж к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров.

Показатель рентабельности прибыли от продаж (уровень прибыли от продаж к товарообороту) свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в анализируемом периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Индексная цепочка предприятия выглядит следующим образом:

(Jп) 1,1524> (Jвд) 1,1044> (Jт.о.) 1,0959> (Jи.о.) 1,0603> (JS) 1,00 > (Jч) 1,00

Рассматривая основные экономические показатели эффективности хозяйственной деятельности магазина «Любава», можно сделать вывод, что предприятие работает рентабельно, у него достаточно высокий торговый потенциал, а, значит, оно остается конкурентоспособным и может приносить финансовую прибыль.

2.2 Анализ основных факторов определяющих закупочную деятельность

Основными поставщиками готовой продукции в магазин «Любава» являются как производственные предприятия, так и оптовые базы (торговые посредники) (таблица 4).

Таблица 3 – Анализ основных источников закупки продовольственных  товаров


Наименование поставщиков

Ассортимент товаров

ООО «Армада Групп», ООО «Торгсервис», Екатеринбургский Вин-Шампань комбинат, АО Среднеуральский винзавод

Винно-водочная продукция

Компания «Юниленд», ЗАО ТД «Девон»

Слабоалкогольные напитки, пиво, газированные безалкогольные напитки, чай, кофе

АО Кушвинский молзавод, ООО Ирбитский молзавод

Молоко и молочные продукты

ОАО Птицефабрика, ООО Мясопром, ОАО Хладокомбинат

Мясная продукция (мясо курицы, свинины, говядины, и изделия-полуфабрикаты из мяса)

ООО «Р.Модуль», ООО ТК «Ренессанс-Провиант», ИП Люкина С.И.

Колбаса, мясные продукты, полуфабрикаты (котлеты, бифштексы, пельмени)

ООО «Спектр Трейд», ООО «БМ и КО»

Бакалейные товары

Компания «Свит», ИП Назарова Г.В.

Кондитерские изделия, конфеты, торты

ОАО «Таркус», ОАО «Хлебокомбинат»

Хлебобулочные изделия

ОАО «Хлебпром», ИП Хох­ряков

Печенье, вафли, кондитерские изделия, некоторые виды конфет

Переходим к анализу источников поступления товаров и оценке динамики и объема закупок по поставщикам магазин «Любава», для этого составим таблицу 4.

Таблица 4 – Динамика и структура закупок магазина «Любава» по поставщикам за 2016-2017 гг.

Наименование предприятия - поставщика

2016 год

2017 год

Отклонение, +,-

Темп роста, %

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

Сумма тыс.р.

Уд. вес, %

Поставщики - изготовители

ОАО «Хлебокомбинат»

324,1

2,25

342,5

2,18

18,4

-0,07

105,68

ОАО «Таркус»

204,2

1,42

258,9

1,65

54,7

+0,23

126,78

ОАО «Хлебпром»

704,1

4,89

792,1

5,04

88,0

+0,15

112,5

АО Кушвинский молзавод

744,8

5,17

826,2

5,25

81,4

+0,08

110,93

ОАО Птицефабрика

629,6

4,37

714,4

4,54

84,8

+0,17

113,47

ООО «Р.Модуль»

923,3

6,41

994,6

6,32

71,3

-0,09

107,72

ООО Ирбитский молзавод

895,5

6,22

969,9

6,17

74,4

-0,05

108,31

Екатеринбургский Вин-Шампань комбинат

762,4

5,29

784,5

4,99

22,1

-0,3

102,9

АО Среднеуральский винзавод

1204,1

8,36

1333,3

8,48

129,2

+0,12

110,73

Итого по поставщикам - изготовителям

6392,1

44,38

7016,4

44,61

624,3

+0,23

109,77

Торговые посредники

Компания «Юниленд»

442,4

3,07

485,0

3,08

42,6

+0,01

109,63

ООО «Армада Групп»

437,2

3,04

425,6

2,7

-11,6

-0,34

97,35

ООО «Спектр Трейд»

488,4

3,39

432,0

2,75

-56,4

-0,64

88,45

ООО «Торгсервис»

1645,8

11,43

1881,9

11,97

236,1

+0,54

114,35

ООО Мясопром

577,4

4,0

601,1

3,82

23,7

-0,18

104,10

Продолжение таблицы 4

ИП Хох­ряков

522,9

3,63

575,6

3,66

52,7

+0,03

110,08

ОАО Хладокомбинат

513,2

3,56

586,2

3,73

73,0

+0,17

114,22

Компания «Свит»

533,2

3,70

669,1

4,25

135,9

+0,55

125,49

ООО «БМ и КО»

680,1

4,72

756,5

4,81

76,4

+0,09

111,23

ЗАО ТД «Девон»

907,4

6,3

938,5

5,97

31,1

-0,33

103,43

ИП Люкина С.И.

809,7

5,62

845,4

5,38

35,7

-0,24

104,41

ИП Назарова Г.В.

247,5

1,72

288,3

1,83

40,8

+0,11

116,48

ООО ТК «Ренессанс-Провиант»

207,2

1,44

226,2

1,44

19,0

-

109,17

Итого по оптовым поставщикам

8012,4

55,62

8711,4

55,39

699,0

-0,23

108,72

Всего

14404,5

100,0

15727,8

100,0

1323,3

-

109,19


Судя по таблице 4, в 2017 году по сравнению с 2016 годом наблюдается увеличение объема закупок на 1323,3 тыс.р. или 9,19%, что связано с увеличением объема реализации товаров за последний год. Увеличение поставляемой продукции произошло по всем поставщикам кроме поставщика вино-водочной продукции ООО «Армада Групп» и поставщика бакалейных товаров ООО «Спектр Трейд», прежде всего это связано со спросом на товары поставляемые данным поставщиком.

Наибольшее увеличение закупки было у компании поставляемой вино-водочную продукцию ООО «Торгсервис» (на 236,1 тыс.р.) и поставщика мясной продукции ОАО «Хладокомбинат» (на 135,9 тыс.р.).

Структура закупок магазина «Любава» достаточно стабильна. Так, в период с 2016 – 2017гг. наибольший удельный вес в общем объеме закупок занимает компания ООО «Торгсервис». Это связано не столько с большим объемом закупок, сколько с более высокой ценой товаров, закупаемых у данного поставщика, по сравнению с ценами на другие виды товаров, приобретаемых у других поставщиков. Доля закупок у Среднеуральского винзавода в 2017 году снизилась на 0,12 процентных пункта и составила 8,48%, данное предприятие стоит на втором месте в структуре закупок предприятия.

Так, судя по таблице 5 в основном магазин «Любава» закупает продукцию у поставщиков-посредников, т.е. Торговые посредники (оптовые поставщики) - 55,39% из общего объема закупок, а 44,61% поставок составляют предприятия-изготовители продукции.

Закупка товаров - составная часть коммерческой деятельности магазина «Любава», включающая в себя:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса,

- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров,

- организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки,

- организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Произведем анализ поступления товаров в разрезе ассортимента товаров магазина «Любава».

Таблица 5 – Динамика и структура закупок в магазине «Любава»

Товарные группы

2016 год

2017 год

Отклонение, +,-

Темп роста, %

Тыс.р.

Уд. вес, %

Тыс.р.

Уд. вес, %

Мясо-птица

1720,2

11,94

1901,7

12,09

181,5

110,55

Колбасные изделия

2640,4

18,33

3009,0

19,13

368,6

113,96

Молочная

продукция

1640,3

11,39

1796,1

11,42

155,8

109,50

Бакалея

1158,8

8,04

1276,7

8,12

117,9

110,17

Кондитерские изделия

1173,0

8,14

1302,1

8,28

129,1

111,00

Хлебобулочные изделия

1132,4

7,86

1173,5

7,46

41,10

103,63

Вино-водочная продукция

3612,3

25,08

3999,7

25,43

387,4

110,72

Прочая продукция

1327,1

9,21

1269,0

8,07

-58,1

95,62

Итого:

14404,5

100,0

15727,8

100,0

1323,3

109,19


Магазин «Любава» обеспечил высокие темпы роста поступления товаров по всем ассортиментным группам, кроме такой как «прочая продукция».

Анализ выполнения плана и динамики поставок товара на предприятие розничной торговли проводят на основе расчета коэффициента равномерности поставок.

Для расчета коэффициента равномерности Кравн необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации v:

; ; (3)

где хi – товарооборот за i-тый период;

- средний объем товарооборотов за n периодов;

n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии анализируемого показателя. По коэффициенту вариации можно проанализировать неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности Кравн рассчитывают по формуле:

Кравн = 100 - , (4)

Изучим ритмичность и равномерность поставок по месяцам, составив таблицу 6.

Таблица 6 – Равномерность поставок в магазин «Любава» по месяцам за 2016-2017 гг.

Месяц

Фактический объем поставки товаров (х), тыс.р.

Отклонение, +,-

Темп роста, %

(х-)2

2016 год

2017 год

2016 год

2017 год

Январь

997,8

1177,4

+179,6

117,9

41038,66

17755,56

Февраль

1045,6

1248,4

+202,8

119,4

23956,85

3875,06

Март

1066,8

1267,4

+200,6

118,8

17843,62

1870,56

Апрель

1078,8

1275,2

+196,4

118,2

14781,70

1256,7

Май

1180,3

1278,0

+97,7

108,3

403,2

1066,02

Июнь

1183,5

1285,9

+102,4

108,7

284,93

612,56

Июль

1199,7

1296,8

+97,10

108,1

0,46

191,82

Август

1247,5

1322,2

+74,7

105,9

2220,29

133,4

Сентябрь

1265,4

1331,9

+66,5

105,3

4227,6

451,56

Октябрь

1298,6

1358,6

+60,0

104,6

9647,17

2299,2

Ноябрь

1378,5

1417,7

+39,2

102,8

31726,73

11459,7

Декабрь

1462,0

1468,3

+6,3

100,4

68445,02

24853,52

Всего

14404,5

15727,8

+1323,3

109,2

214576,23

65825,66

Среднее значение объема поставок ()

1200,38

1310,65

-


Для того чтобы определить равномерность поставок необходимо рассчитать квадратичное отклонение:

Коэффициент вариации поставки:

Коэффициент равномерности поступления товаров:

Приведенные данные свидетельствуют о равномерности поставок продукции в магазин «Любава», так как коэффициент равномерности в 2017 году составил 94,35%. При этом за 2016-2017 гг. коэффициент равномерности поставок увеличился на 5,49% что является положительным фактором в закупочной деятельности предприятия.

Магазин «Любава» использует три основных метода закупок: оптовые закупки; регулярные закупки мелкими партиями; закупки по мере необходимости.

Таблица 7 – Динамика и структура закупок магазина в зависимости от методов закупки

Период

Итого сумма закупки, тыс.руб.

По мере необходимости

Мелкими партиями

Оптовыми партиями

Сумма тыс.руб.

Уд. вес, процент

Сумма тыс.руб.

Уд. вес, процент

Сумма тыс.руб.

Уд. вес, процент

2016 год

14404,5

2114,6

14,68

6114,7

42,45

6175,2

42,87

2017 год

15727,8

2179,9

13,86

6591,5

41,91

6956,4

44,23

Итого за два года

30132,3

4294,5

-

12706,2

-

13131,6

-

Уд. вес от общей сумме закупок за два года

-

14,25

-

42,17

-

43,58

Для более наглядного представления структура поставщиков магазина «Любава» по основным методам закупок представим их на диаграмме (рисунке 3).

Рисунок 3 – Структура поставщиков магазина «Любава» по основным методам закупок, %

В основном магазин «Любава» производит закупки оптовыми и мелкими партиями, а именно за два года произведенных поставок 43,58% были произведены оптовыми поставками.

Закупочная деятельность магазина «Любава» в большей степени ориентирована на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Поставка товара в магазин «Любава» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. Товары доставляются в магазин централизованным и децентрализованным методами.