Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и анализ внутренней среды предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2016 году произошло снижение выручки от реализации на 7740 тыс.руб. или на 1,55%, это было обусловлено спадом спроса на продукцию ООО «Лысьванефтемаш» в связи с финансовым кризисом и его последствиями для российской промышленности. В 2017 году кризис был преодолен, предприятие получило большое число заказов на продукцию, что повлекло за собой рост выручки по сравнению с 2016 годом на 124481 тыс.руб. или на 25,29%.

Анализ изменения себестоимости показал, что несмотря на снижение выручки в 2016 году себестоимость не только не снизилась, но и выросла на 8552 тыс.руб. или на 1,95%. Это привело к тому, что прибыль от реализации уменьшилась на 16292 тыс.руб. или на 26,63%. В 2017 году ситуация улучшилась, темп роста выручки превысил темп роста себестоимости, себестоимость увеличилась на 19,59%, а выручка выросла на 25,29%. Это привело к росту прибыли от реализации на 36819 тыс.руб. или на 82,04%.

Также можно отметить снижение эффективности использования основных средств предприятия, так, на рубль вложенных средств предприятие получило в 2015 году 14 руб. выручки, а в 2016 году – 11,59 рублей, эффективность снизилась, однако в 2017 году фондоотдача составила 13,41 рублей, то есть показатель вырос, однако значения 2015 года не достиг, это говорит о необходимости повышения эффективности использования основных фондов, так как фонды обновляются, что должно повлечь за собой увеличение производительности труда и в конечном итоге выручки.

На предприятии в 2016 году в связи со снижением числа заказов и выручки руководством было принято решение о проведении сокращения численности персонала на 68 человек. В 2017 году после возобновления активности работы предприятия произошел рост численности персонала на 131 человека, что привело к увеличению фонда оплаты труда на 54% или на 74668,8 тыс.руб. Отметим также, что темп роста заработной платы выше темпа роста производительности труда, что говорит о том, что трудовые ресурсы используются недостаточно эффективно.

Метод SWOT-анализа предприятия состоит в логическом изучении внутреннего состояния предприятия и выявления ее сильных и слабых сторон, а так же возможностей и угроз, которые играет роль на развитие внешней среды [8, с. 94].

Далее рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия, угрозы для деятельности и возможности, для этого проведем SWOT-анализ.

Данный анализ позволяет определить, насколько сильны сильные стороны и насколько слабы слабые, исходя из состояния внешней среду, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. В данном анализе количественная оценка сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей равна, из чего следует, что распределение ресурсов между различными проблемами будет примерно равнозначно [28, с. 91]. Это свидетельствует о том, что организация работает в стабильных условиях рынка. После определения количественных характеристик следует сформулировать проблемы на каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Проблемное поле проекта.


Таблица 5- SWOT-анализ ООО «Лысьванефтемаш»

Возможности:

Угрозы:

1. Повышение спроса на продукцию;

1. Усиление конкуренции;

2. Выход на новые региональные рынки;

2. Потеря постоянных клиентов, изменение потребностей заказчиков;

3. Появление новых поставщиков;

3. Появление новых заводов на рынке;

4. Увеличения доли на рынке;

4. Рост темпов инфляции;

5. Разорение и уход фирм-конкурентов;

5. Сокращение доли рынка.

6. Контроль над затратами

6.Сбои в поставках продукции;

7. Изменение рекламных технологий

7. Повышение цен на сырье у поставщиков

8.Снижение налогов и пошлин;

8.Ужесточение законодательства;

9.Повышение качества продукции

9.Изменение уровня цен на продукцию

Продолжение таблицы 5

Сильные стороны:

Сила и Возможности:

Сила и Угрозы:

1. Высококвалифицированный персонал;

1. Выход на новые рынки возможен вследствие роста оборотных средств и наличия высококвалифицированного персонала;

1. Усиление конкуренции, инфляция и рост налогов повлияют на проведение стратегии;

2. Хорошая мотивация персонала;

2. Достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;

2. Появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;

3. Отлаженная сбытовая сеть;

3. Квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка.

3. Отлаженная сбытовая сеть поможет удержать постоянных клиентов

4. Высокий контроль качества;

4. Освоение новых технологий производства

5. Рост оборотных средств.

Слабые стороны:

Слабости и Возможности:

Слабости и Угрозы:

1. Сбои в снабжении;

1. Плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки;

1. Появление новых конкурентов, сбои в снабжении, отсутствие коммерческой службы ухудшит конкурентную позицию;

2. Недостатки в рекламной политике;

2. Зависимость от основного поставщика приведет к упущению выгодных предложений со стороны новых поставщиков;

2. Непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при усилении конкуренции и появлению новых фирм;

3. Претензии потребителей

3. Повысив качество продукции предприятие улучшит имидж, привлечет новых клиентов


Отметим, что сильными сторонами предприятия являются: широкий ассортимент, высокий уровень персонала, и не маловажную роль играет такой фактор, как известность фирмы.

Слабые стороны предприятия: изношенность основных фондов, слабая рекламная политика и зависимость от клиентов.

Возможностями являются: эффективное использование рекламы, управление запасами, повышение качества продукции, сокращение затрат.

Угрозами для предприятия являются: появление сильных конкурентов, отсутствие стратегии развития предприятия.

Для дальнейшей работы ООО «Лысьванефтемаш» необходимо:

-развивать рекламную политику, сделав акцент на исключительности предлагаемой продукции, что позволит получить конкурентное преимущество;

-вести постоянный анализ качества продукции, работать над оптимизацией производственных затрат и издержек обращения.

Вывод.

Лысьвенский завод нефтяного машиностроения (ООО «Лысьванефтемаш») поставляет погружное оборудование для добычи нефти.

Основные потребители продукции - «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Славнефть», «РуссНефть», «Башнефть», «Татнефть», ОАО «Укрнафта», «Белоруснефть» и другие.

Анализ внешней среды предприятия показал, что предприятие значительно зависит от технологических инноваций в производственной сфере, которые обуславливают оптимизацию издержек, кроме того, значительное влияние на его деятельность оказывают внешние экономические факторы.

Вход на рынок производства нефтяного оборудования имеет высокий уровень сложности, спрос на рынке такого уровня имеет тенденцию к росту, так как наблюдается увеличение нефтепереработки, предприятие имеет возможность расширить круг заказчиков, риск усиления интенсивности конкуренции в отрасли может наблюдаться с попыткой выйти на рынок крупных зарубежных промышленных компаний.

Анализ внутренней среды показал, что в 2016 году произошло снижение выручки от реализации на 7740 тыс.руб. или на 1,55%, это было обусловлено спадом спроса на продукцию ООО «Лысьванефтемаш» в связи с мировым финансовым кризисом и его последствиями для российской промышленности. В 2017 году кризис был преодолен, предприятие получило большое число заказов на продукцию, что повлекло за собой рост выручки по сравнению с 2016 годом на 124481 тыс.руб. или на 25,29%.

Анализ изменения себестоимости показал, что несмотря на снижение выручки в 2016 году себестоимость не только не снизилась, но и выросла на 8552 тыс.руб. или на 1,95%. Это привело к тому, что прибыль от реализации уменьшилась на 16292 тыс.руб. или на 26,63%. В 2017 году ситуация улучшилась, темп роста выручки превысил темп роста себестоимости, себестоимость увеличилась на 19,59%, а выручка выросла на 25,29%. Это привело к росту прибыли от реализации на 36819 тыс.руб. или на 82,04%.


Также можно отметить снижение эффективности использования основных средств предприятия, это говорит о необходимости повышения эффективности использования основных фондов, так как фонды обновляются, что должно повлечь за собой увеличение производительности труда и в конечном итоге выручки.

Темп роста заработной платы выше темпа роста производительности труда, что говорит о том, что трудовые ресурсы используются недостаточно эффективно.

По итогам анализа деятельности предприятия был сделан вывод, о том, что необходимо особое внимание уделять продвижению компании и упрочнению ее финансового положения.

3. Мероприятия по улучшению положения ООО «Лысьванефтемаш» на рынке на основе результатов проведенного анализа

3.1 Повышение эффективности финансовой деятельности предприятия

Все виды деятельности предприятия взаимозависимы, и любое решение, принятое в производственной, маркетинговой, коммерческой, инвестиционной или какой-либо другой сфере, отражается на объеме финансовых потоков. В свою очередь, незапланированное изменение размера поступлений и расходов предприятия вызывает либо дефицит, либо излишек финансовых ресурсов. В обоих случаях отклонения снижают отдачу от обращения финансовых потоков, приводят к неритмичности обеспечения производственного процесса финансовыми ресурсами и отрицательно сказываются на финансовом результате хозяйственной деятельности предприятия [24, с. 50].

Для организации системы контроля финансовых потоков для ООО «Лысьванефетмаш» за основу взята методика Коновалова А.А. [26, с. 64].

Предлагаемая система контроля за движением финансовых потоков включает следующие элементы:

1) функции организационных подразделов;

2) центры ответственности за выполнением плановых показателей;

3) схемы движения информационных потоков об изменениях финансовых потоков для принятия управленческих решений относительно корректировки плановых показателей;


4) факторы, влияющие на объем, скорость и срок движения финансовых потоков.

Благодаря реализации организационных основ, отвечающих процессу разработки плановых показателей, обеспечивается оперативность системы контроля. Главным критерием эффективности предложенной системы контроля является размер сэкономленных финансовых ресурсов в результате возникновения отрицательных отклонений.

Ключевыми задачами системы контроля выступают:

1) выявление и классификация факторов, влияющих на изменение плановых показателей;

2) установление причинно-следственных связей влияния факторов на плановые показатели предприятия;

3) закрепление факторов за центрами ответственности;

4) определение источника и характера представления информации об изменениях плановых показателей [18, с. 334].

Плановые показатели объемов входящих и исходящих финансовых потоков предприятия выступают объектами контроля. При осуществлении процесса контроля применяются такие основные принципы:

1) достоверность оценки и полнота отражения входящих и исходящих финансовых потоков финансово-хозяйственных операций;

2) оптимальность планирования технологического маршрута и себестоимости выпуска продукции;

3) единство контрольной и плановой документации (соответствие контрольных показателей статьям финансового плана);

4) сбалансированность корректировки доходной и расходной частей финансового плана предприятия.

Оценка отклонений фактических показателей деятельности структурного подразделения от запланированного уровня и выяснение причин этих отклонений - постоянный и трудоемкий процесс, продолжительность которого может быть значительной за контрольный период. В связи с этим разработана классификация факторов, которые сгруппированы по периоду их возникновения, видам финансовых потоков и сфере возникновения, что дает возможность в случае отрицательного влияния сконцентрировать внимание руководства на движении отдельных финансовых потоков [19, с. 40](табл. 6).

Таблица 6 - Классификация факторов, влияющих на запланированные показатели объема, скорости и срока движения финансовых потоков

Фактор

Классификационный признак

Период возникновения

По влиянию на финансовые потоки

По сфере образования

оперативные

ежемесячные

квартальные

входящие

Исходящие

Внутренние

Внешние

переменные

постоянные

Изменение объема заказов

продукции

+

+

+

+

Изменение цен на

продукцию, сырье,

материалы и другие

материальные расходы

+

+

+

+

Нарушение сроков

погашения дебиторской задолженности

+

+

Изменение технолог.

маршрута

+

+

+

+

+

Перенесение сроков

ремонтн. и строительно- монтажных работ

+

+

Изменение тарифных ставок,

текучесть кадров

+

+

+

Изменение процентных

ставок по кредитам и

условиям страхования

+

+

+

Изменение тарифов на

энергоносители

+

+

+

Изменение условий и объема

аренды

+

+

+

+

Изменение законодательства

относительно обязател.

платежей

+

+

+

+