Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и анализ внутренней среды предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Проблема взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой является ключевой в теории управления хозяйственными системами. В реалиях современной рыночной экономики повышается важность исследования внешней и внутренней среды предприятия, возникает потребности разработки механизмов, обеспечивающих эффективность взаимодействия предприятия с внешней средой. Это определяется тем, что повышается степень неопределенности внешней среды, появляются новые факторы, меняются и растут требования, предъявляемые внешней средой к предприятию, более сложными становятся средства достижения соответствия его деятельности этим требованиям.

В новых условиях естественно меняется и внутренняя среда организации, так как изменяются цели ее деятельности, которые требуют использования других подходов к стратегии развития, системе планирования и мотивирования ее производственно-хозяйственной деятельности, созданию соответствующих организационных структур управления.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по снижению влияния внутренней и внешней среды предприятия на результаты деятельности организации (на примере ООО «Лысьванефтемаш»).

Поставленная цель определила следующие задачи:

- раскрытие теоретических вопросов для анализа внешней и внутренней среды организации;

- проведение анализа внешней среды ООО «Лысьванефтемаш»;

- проведение анализа внутренней среды ООО «Лысьванефтемаш»;

- разработка мероприятий повышения эффективности организации, на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды;

- оценка эффективности предложенных мероприятий.

Субъект исследования - ООО «Лысьванефтемаш».

Предметом исследования являются методологические подходы для формирования динамичного механизма взаимодействия предприятия с внешней и внутренней средой в условиях их эффективных изменений.

Объектом исследования представляется организационно-экономический механизм управления деятельностью промышленных организаций.

Посредством инструментов внешнего среды достигается продуктивный контакт организации со всеми рыночными структурами и субъектами рынка, государственными и общественными организациями, и важное - с постоянными и потенциальными клиентами. Внутренняя среда принимает на данный момент исключительное значение, так как позволяет решить вопросы правильной организации деятельности внутри предприятия и повышает закономерность принимаемых решений по всяческим вопросам производственно-сбытовой и финансовой деятельности, что приходится наиболее важным в настоящее время.


Система внешней и внутренней среды является инструментом получения информации о нужных товарах и услугах, а также о самом предприятии в соответствии к требованиям рынка. В данный момент система внешней и внутренней среды служит необходимым признаком деятельности предприятий. Именно поэтому решению и для всех хозяйствующих субъектов вопроса предназначена тема исследования.

Исследование научной литературы свидетельствует о том, что проблемам формирования внешней и внутренней среды, их влияния на предприятие уделяется значительное внимание учеными и специалистами, можно выделить работы Т.И. Арзумановой, М.М. Глазова, Ф. Котлера, Б.З. Мильнера, Ю.В. Морозова, Н.П. Ребровой, В.Г. Самойлович, И.В. Сергеева, Ю.Н. Чупина, Р.А. Фатхутдинова и др.

1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды предприятия

1.1. Понятие и анализ внутренней среды предприятия

Комплекс внутренних факторов (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих организации конкретное, присущее только ей лицо образует ее внутреннюю среду. Она включает цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, культуру, технологии, организационную структуру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение сотрудников и пр. [14, c. 54].

Рисунок 1 - Внутренняя среда предприятия [14, c. 55]

Разделение труда является качественным разграничением и обособлением различных его видов и закреплением их за отдельными работниками и подразделениями, теми, кто справится с ними наиболее успешно. Это служит основой дальнейшей специализации деятельности предприятия [29, c. 138].

Во всех предприятиях наблюдается горизонтальное разделение труда по видам деятельности, которые осуществляются в соответствии со своим предназначением. Если организация является крупной, то работников группируют вместе по функциональным областям, набор которых определяет ее основную структуру [25, с. 29].

Вертикальное разделение труда, образующее иерархию, именно подчиненность одних звеньев организации другим, служит основанием ее управленческой структуры. Создание уровней управления используется для дифференциации и координации управленческой работы [23, c. 57].


Технологию можно определить как последовательность и взаимосвязь отдельных видов работ, при этом выделяют складывающуюся, последовательную, связанную, групповую технологию [9, с. 279].

Складывающуюся технологию можно охарактеризовать тем, что все работы в рамках предприятия, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но, как правило, имеют слабо развитую связь друг с другом, и завершенность им придает последняя операция [4, с. 599].

Под последовательной технологией предполагается то, что работы в организации следуют друг из другом, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке [23, c. 65].

Связанная технология определяется тем, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом соблюдение строй последовательности не обязательно [5, с. 102].

Групповая технология предполагает то, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от необходимости [2, c. 1392].

Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок, то есть совокупность постоянно автоматически действующих социальных связей и норм, в соответствии с которыми подчиненные могут действовать самостоятельно, не обращаясь каждый раз за указаниями к руководителю. Такой порядок может быть результатом спонтанно сложившегося механизма взаимодействия участников, но чаще искусственно конструируется, особенно на низовых уровнях организации, где его основы задаются технологией, и формализуется в соответствующих документах [20, c. 28].

Изучение внутренней среды ставит своей целью раскрытие угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внутренней или внешней среде организации, и слабых и сильных сторон, которыми владеет организация.

1.2. Понятие и анализ внешней среды предприятия

Внешняя среда предприятия — это объединение внешних факторов, с которыми предприятие взаимодействует, или которые оно должно учитывать в своей деятельности. Предприятие взаимодействует с внешней средой, чтобы получать ресурсы в обмен на продукты своей деятельности и удалять отходы. Внешняя среда согласно современным теориям управления основной характеристикой организации [18, c. 124].


Рисунок 2 - Внешняя среда организации [18, c. 126]

Внешнюю среду характеризуют такие параметры, как: подвижность, определяемая взаимосвязью отдельных факторов: неопределенность, сложность, иерархичность, темпы изменений (медленнее, в соответствии или быстрее реакции фирмы), степень привычности событий (привычные; в пределах опыта; неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом; неожиданные и совершенно новые), предсказуемость (по аналогии с прошлым; путем экстраполяции; частичная предсказуемость; полная непредсказуемость). На различные элементы организации эти факторы оказывают неодинаковое влияние [22, c. 22].

Внешняя среда придает деятельности организации, особенно в перспективе, элемент неопределенности. В то же время, неопределенность во многом зависит и от внутренних моментов, среди которых можно выделить непредсказуемость поведения персонала и менеджеров [29, c. 164].

Внешняя среда предприятия иначе называется ее окружением, которое бывает деловым и фоновым. Деловое окружение образуют те явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и может оказывать на них влияние (например, поставщики, потребители, посредники, конкуренты) [6, c. 13].

К фоновому окружению организация может только приспосабливаться, но целенаправленно влиять на него она не в состоянии. Политика государства, состояние рынка и многие другие обстоятельства подавляющему большинству организаций неподвластны — их приходится «принимать к сведению» и либо подчиняться, либо «уходить» от их воздействия, либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия [16, c. 30].

Угроза появления новых конкурентов.

Финансовые возможности и конкурентные преимущества являются двумя важнейшими определяющими стратегического положения организации, в то время как возможности отрасли и стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение области в целом. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы изучить его допустимые возможности в обеспечении организации кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно сдерживать доступ к необходимой для организации рабочей силе [13, c. 1207].


Руководство организации должно быстро улавливать изменения во внешней и внутренней среде, ясно осознавать их значение как в настоящем, так и в будущем, и выбирать наилучший вариант реакции в пределах существующих ресурсов. От того, насколько верно воспринимается менеджерами внешняя среда, зависит качество разрабатываемых решений. Речь идет, прежде всего, о выборе направлений развития, рынков и оптимальных технологий [30, c. 162].

Вывод.

На эффективность деятельности предприятия значительное влияние оказывает внешняя и внутренняя среда. Внешняя среда организации – это все факторы окружающей среды, оказывающие или способные оказать влияние на деятельность организации. К ней относятся: поставщики, покупатели, конкуренты, законы и государственные органы. Внутренняя среда организации включает те переменные, которые находятся в пределах самой организации. Потенциал развития фирмы зависит от того, какого качества внутренняя среда организации. Она включает в себя цели, задачи, структуру, технологию, людей и корпоративную культуру.

2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «ЛЫСЬВАНЕФТЕМАШ»

2.1 Общая характеристика ООО «Лысьванефтемаш»

Лысьвенский завод нефтяного машиностроения (ООО «Лысьванефтемаш») поставляет погружное оборудование для добычи нефти с 1992 года.

Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью [1].

Месторасположение предприятия: Пермский край, г. Лысьва, ул. Пожарского, 8.

В настоящее время ООО «Лысьванефтемаш» - это современное машиностроительное предприятие, располагающее производственным корпусом общей площадью 30 000м², парком металлорежущего, сборочного и испытательного оборудования отечественного и импортного производства. Мощности предприятия позволяют изготавливать до 5000 погружных комплектов оборудования (электродвигатель - гидрозащита) ежегодно.

Квалифицированный персонал предприятия имеет огромный опыт в производстве электрических машин. Конструкторско-технологическая служба, откликаясь на запросы нефтяников, постоянно совершенствует серийную и разрабатывает перспективную продукцию.