Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и анализ внутренней среды предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продукция завода это:

- погружные маслозаполненные электродвигатели габаритов 103, 117 и 130 мм по корпусу, мощностью от 8 до 450 кВт, работающие при температуре окружающей среды до110°C и 135°C в зависимости от исполнения по теплостойкости

- гидрозащиты следующих типов:

- однокорпусные диафрагменные в обычном, теплостойком и коррозионностойком исполнениях;

- однокорпусные с системой «диафрагма - лабиринт», обеспечивающей повышенную степень защиты от проникновения пластовой жидкости с усиленным подпятником для центробежных насосов без осевой опоры.

Общее количество изготовленного и поставленного потребителям погружного нефтепромыслового оборудования превышает 30 000 различных комплектов. Нефтяные компании дали высокую оценку продукции предприятия.

Продукция завода прошла международную сертификацию на соответствие ISO 9001:2000 и подтверждена сертификатом компании TUV CERT , регистрационный номер 15 100 11028/2, от 02.11.2006 года.

Структура управления ООО «Лысьванефтемаш», приведенная в приложении 1, представлена следующими должностными лицами:

Генеральный директор – управляющий заводом, осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, обеспечивает соблюдение законности деятельности, обеспечивает своевременное и единообразное выполнение нормативных актов законодательства РФ, правил внутреннего документооборота и контроля, внутренних нормативных документов фирмы.

Заместители генерального директора осуществляют руководство хозяйственно-финансовой деятельностью фирмы в области планирования и управления его финансово-экономической политикой, а также поддержанием работоспособного состояния производственных цехов и подразделений.

Бухгалтерия выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, реализации услуг, результатов хозяйственно-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками) [7, с. 215].

Заместитель директора по общим вопросам является начальником отделов снабжения и складов, подчиняется непосредственно генеральному директору.

2.2 Анализ внешней среды ООО «Лысьванефтемаш»

Среди заказчиков ООО «Лысьванефтемаш» ведущие нефтяные компании Российской Федерации и стран СНГ: «РОСНЕФТЬ», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Славнефть», «РуссНефть», «Башнефть», «Татнефть», ОАО «Укрнафта», «Белоруснефть» и другие.


Внешняя среда оказывает значительное влияние на положение фирмы на рынке. Инструментом, позволяющим оценить влияние внешней среды на предприятие, является PEST-анализ [10, с. 175].

PEST - акроним для политических, экономических, социальных и технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок организационной или бизнес-единицы. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы [29, с. 138].

Таблица 1 - PEST-анализ ООО «Лысьванефтемаш»

Политические факторы

Влияние экономики

Изменение законодательства в сфере организации продажи продукции

Изменение политического курса развития страны

Изменение ставки страховых взносов и налоговых ставок

Кризисные явления в экономике

Санкции и антисанкции

Изменение льгот в области промышленности, инноваций

Увеличение строительства промышленных объектов нефтедобычи - потенциальных заказчиков

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

Повышение уровня жизни населения (требования увеличения заработной плата)

Повышение платежеспособности клиентов

Смена технологии в сфере производства, устаревание существующих технологий

Новое оборудование

Появление новых рекламоносителей (сеть Интернет)

Новые технологические тенденции

Автоматизация и механизация труда

Модернизация объектов нефтедобычи

По итогам PEST-анализа можно сделать вывод о том, что предприятие значительно зависит от технологических инноваций в производственной сфере, которые обуславливают оптимизацию издержек, кроме того, значительное влияние на его деятельность оказывают внешние экономические факторы.

Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды западные специалисты предлагают использовать специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (External Strategic Factors Analysis Summary — EFAS). Данная форма представляет собой метод анализа готовности предприятия реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего предприятия [26, с. 198].

Суммарная оценка указывает на степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

Таблица 2 - Резюме анализа внешних стратегических факторов ООО «Лысьванефтемаш»

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

Повышение уровня развития промышленности

0,05

3

0,15

Изменение законодательства в сфере организации продажи продукции

0,1

2

0,2

Повышение платежеспособности клиентов

0,1

2

0,2

Льготы для крупных промышленных предприятий

0,05

2

0,1

Новое оборудование

0,1

3

0,3

Строительство новых крупных объектов нефтедобычи

0,15

4

0,6

Появление новых рекламоносителей (сеть Интернет)

0,05

3

0,15

Угрозы

Увеличение налоговых ставок и страховых взносов

0,2

4

0,8

Последствия мирового финансового кризиса

0,05

2

0,1

Смена технологии в сфере производства, устаревание существующих технологий, оборудования

0,15

5

0,75

Суммарная оценка

1,0

3,35


В данном случае оценка 3,35 из 5 возможных показывает, что реакция предприятия находится на среднем уровне.

Для анализа конкуренции в отрасли проведем анализ отрасли по М.Портеру [12, с. 156].

Эта модель анализа рыночных сил, которые могут не только угрожать предприятию, так и открывать для него возможности роста, была предложена профессором Майклом Портером четверть века назад. Благодаря своей простоте и логичности она широко используется по сей день [22, с. 23].

Рисунок 3 - Модель анализа отрасли по М.Портеру [9, с. 279]

Угроза появления новых конкурентов.

Вход на рынок производства нефтяного оборудования имеет высокий уровень сложности, связано это с тем, что для вхождения на рынок требуются значительные вложения, необходимость подбора и даже строительство завода и налаживания контактов с заказчиками, то есть барьеры входа на рынок для новичков очень велики.

При этом уровень прибыли рынка на текущий момент средний, отрасль является стабильной, не приносит владельцам сверхдоходы, что снижает его привлекательность для новых участников. Кроме того, производимая продукция обладает своей спецификой, круг покупателей ограничен.

Угроза усиления интенсивности конкуренции в отрасли.

Спрос на рынке такого уровня имеет тенденцию к росту, так как наблюдается увеличение нефтепереработки, предприятие имеет возможность расширить круг заказчиков, риск усиления интенсивности конкуренции в отрасли может наблюдаться с попыткой выйти на рынок крупных зарубежных промышленных компаний.

Угроза товаров-заменителей.

Развитие современных технологий идет быстрыми темпами, что вполне может привести к появлению потребности в смене оборудования. Однако, изменения технологий сразу не происходит, крупные предприятия постепенно обновляют и модернизируют фонды и технологии, таким образом, данная угроза есть, но недостаточно велика.

Угроза усиления власти покупателей.

Степень угрозы можно обозначить как среднюю, так как на рынке небольшое число покупателей, но и производителей немного, поэтому степень влияния заказчиков можно определить как среднюю.

Угроза усиления рыночной власти поставщиков.

Компания является официальным партнером большинства поставщиков, с которыми сотрудничает достаточно давно, что делает сотрудничество надежным и риск усиления их влияния не очень велик, так как условия оговорены и приняты обеими сторонами.


Для того, чтобы определить наиболее выгодную стратегию дальнейшего развития предприятия построим матрицу стратегического положения.

Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного стратегического положения для фирмы, а также отдельных областей ее деятельности. Реально она является средством, которое помогает организации оценить в целом привлекательность сферы производства, в которой она действует, а также способность организации конкурировать на рынках [17, с. 67].

Финансовые возможности и конкурентные преимущества являются двумя важнейшими определяющими стратегического положения организации, в то время как возможности отрасли и стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение области в целом. В матрице SPACE эти факторы ранжированы по шкале от +6 до -6.

Оценки для ООО «Лысьванефтемаш» можно распределить следующим образом:

Финансовые возможности фирмы: + 3

Привлекательность продукта: - 1

Стабильность отрасли: -1

Развитие рынка: + 2.

SPACE матрица для ООО «Лысьванефтемаш» представлена в приложении 2.

Отметим, что по графику видно, что ввиду того, что развитие рынка достаточно, и при этом предприятие имеет крепкую финансовую позицию, наиболее выгодно предприятию занять агрессивную позицию, работая в рамках своего существующего продукта и расширяя его, предлагая его вариации, занимаясь активным поиском новых клиентов, продвижением продукции.

Для анализа конкурентов ООО «Лысьванефтемаш» необходимо сравнить показатели нескольких предприятий данной отрасли и рассматриваемого предприятия. Ближайшими конкурентами ООО «Лысьванефтемаш» являются: ООО «Завод бурового оборудования», г. Оренбург, ОАО «Волгограднефтемаш», г. Волгоград.

Для анализа конкурентоспособности продукции рассмотренных выше предприятий в качестве сравниваемых показателей выберем показатели: качество, кадры, цена, продвижение товара, реклама [27, с. 43].

Таблица 3 - Результаты оценки ООО «Лысьванефтемаш» и его прямых конкурентов

Факторы конкурентоспособности

ООО «Лысьванефтемаш»

ООО «Завод бурового оборудования»,

г. Оренбург

ОАО «Волгоград

нефтемаш»

1.Качество

5

5

4

2. Продажная цена

4

4

5

3. Профессионализм кадров

5

4

3

4 .Продвижение товара

4

3

3

5. Реклама

3

3

2

6. Пропаганда

3

2

2

Общее кол-во баллов

24

21

19


Отметим, что ООО «Лысьванефтемаш» получил наивысший балл конкурентоспособности из рассмотренных компаний, снижение балла связано с недостаточно активной рекламной политикой и пропагандой компании.

Таким образом, предприятию можно дать следующие рекомендации: необходимо обеспечивать высокое качество производимой продукции, разрабатывать систему продвижения предприятия; повышать профессиональный уровень кадров; разрабатывать активную рекламную и PR компании.

2.3 Анализ внутренней среды ООО «Лысьванефтемаш»

Любая компания должна работать как единое целое. Этому способствует отлаженная система целей, в совокупности дающая достижение главной стратегической цели. Эта система целей разбита на их функциональное исполнение по отдельным подсистемам: производство, снабжение, персонал, общий менеджмент и т.д. [11, с. 80]. Об эффективности деятельности предприятия можно судить по динамике основных экономических показателей (табл. 4).

Таблица 4 - Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лысьванефтемаш»

Показатели

2015

2016

2017

Изменения 2016 к 2015

Изменения 2017 к 2016

Абсолют.

прирост

Темп роста, %

Абсолют.

прирост

Темп роста, %

Выручка, тыс.руб.

500024

492284

616765

-7740

98

124481

125

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

438853

447405

535067

8552

102

87662

120

Прибыль от реализации, тыс.руб.

61171

44879

81698

-16292

73

36819

182

Стоимость ОПФ, тыс.руб.

35709

42475

45987

6766

119

3512

108

Среднегодовая численность работников, чел.

991

923

1054

-68

93

131

114

Фонд оплаты труда, тыс.руб.

175348

138264

212933

-37084

79

74668,8

154

Производительность труда, тыс.руб./чел.

504,57

533,35

585,17

28,79

106

51,81

110

Среднемесячная зар. плата, тыс.руб./чел.

16,4

14

18,6

-2,4

85

4,6

133

Рентабельность продаж, %

12,23

9,12

13,25

-3,11

75

4,13

145

Фондоотдача

14,00

11,59

13,41

-2,41

83

1,82

116