Файл: Школьная психологическая служба: цели, задачи, принципы деятельности (Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические службы образования
1.1 Психологическая служба образования как компонент интегральной системы образования
1.2 Основные виды деятельности психологической службы в системе образования
1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования
1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования
2. Основные направления деятельности школьного психолога
2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.
2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы
2.3 Стратегия психологической работы в школе
2.4 Школьная прикладная диагностика
2.5 Соотношение психологической коррекции и проектирования
2.6 Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися
2.7 Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов
2.8 Социально-диспетчерская деятельность
- разрабатывает и реализует программы коррекции, направленные на устранение отклонений в умственном психическом развитии учащихся или их поведении.
Психологическая служба образования - целостный феномен, который является единством его четырех компонентов или аспектов - научных, прикладных, практических и организационных.
Основная задача службы психологического образования - обеспечить психическое и психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста.
1.3 Цели, задачи и средства психологической службы образования
Основные цели службы:
- содействие формированию молодого поколения, формирование индивидуальности и творческого отношения к их жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства;
- развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их умственного психического развития,
- определение психологических причин расстройства личности и интеллекта, предотвращение таких расстройств и нарушений.
Основная цель службы психологического образования -психологическое здоровье детей.
Основой психического здоровья является полноценное умственное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка: его переживаниям и чувствам, хобби и интересам, знаниям и способностям, отношению к себе, сверстникам, взрослым, окружающему миру, текущим семейным и социальным событиям, к жизни в целом.
Эта цель может быть реализована в том случае, когда психологическая служба обеспечивает непрерывность преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с ребенком, когда есть стыковка различных представлений, понимания, способности взрослых, работающих с детьми одного возраста и взрослых, которые работают с детьми другого возраста.
Основные задачи психологической службы образования:
1) в работе с детьми каждого возраста реализация возможностей и резервов развития;
2) развитие индивидуальных особенностей детей, их интересов, склонностей, способностей, отношений, чувств, увлечений, планов жизни и т.д.;
3) создание благоприятного психологического климата для развития ребенка (в детском саду, школе-интернате, школе и т. Д.), который определяется, прежде всего организацией продуктивной коммуникации детей с взрослыми и сверстниками;
4) обеспечение своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам, преподавателям.
Основным средством достижения цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенка в каждом возрастном периоде, для реализации присущего ему на соответствующей стадии онтогенеза возможностей развития личности.
Поощрение психического, психофизического и личностного развития детей на всех возрастных уровнях развития является главной задачей психологической службы в системе образования.
Ориентированность на развитие ребенка определяет направленность психологической службы образования на:
- формирование в учебном заведении развивающего образа жизни человека;
- создание благоприятного психологического климата для развития ребенка, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны - создание для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в действиях, которые лично важны для него;
- обеспечение полного личного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе; реализация возможностей и резервов развития каждого возраста в работе с детьми;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; развитие индивидуальных особенностей детей-интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, хобби, планов жизни и т. д .;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- предотвращение и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
- социальная и психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с ограниченными возможностями в физическом или психическом развитии;
- помощь детям, подросткам, родителям и учителям в критических и экстремальных условиях
- консультирование родителей о воспитании детей и создании благоприятного семейного климата,
- предоставление своевременной психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам, преподавателям.
Основа работы психолога есть определенная система принципов в системе образования.
Основным принципом является принцип индивидуальных подходов. Работа психолога направлена, в том числе, на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов и путей его индивидуальной коррекции и развития, решение индивидуальных трудностей и проблем в поведении и обучении.
Второй важный принцип – это принцип взаимодействия между психологом и учителями и родителями. Психолог, являющийся членом преподавательского состава, заинтересован совместно с родителями в достижении общей педагогической цели –в формировании полноценного члена общества.
Третий основополагающий принцип – это принцип соблюдения всех прав и обязанностей психолога, регулируемых соответствующими актами и документами.
1.4. Фактические и перспективные направления развития психологической службы образования
Фактическое направление сосредоточено на решении актуальных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и обучении детей с отклонениями в их поведении, формировании личности общении.
Перспективное направление в первую очередь нацелено на развитие индивидуальности ребенка. Индивидуальность - психологическая уникальность индивида, человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение богатства возможностей для развития личности каждого ребенка. В центре профессионального внимания психологов - анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Уровень развития и контент-специфические способности детей будут разными, и будут разные задачи, которые психолог решает по отношению к каждому ребенку вместе с учителями и родителями.
Выводы по главе 1
В настоящее время психологическая служба есть важный необходимый компонент целостной системы народного образования, обеспечивающий развитие интеллектуального, личного и профессионального потенциала общества. Важнейшим условием эффективности службы является правильное понимание психолога и преподавателя сути их профессионального взаимодействия в единой системе воспитания и образования, взаимодополняемости позиций психолога и учителя в подходе к детям, решении проблем образовательных учреждений.
Основная цель психологической службы образования – это психологическое здоровье детей и связана она с перспективным направлением деятельности, направленным на своевременное и полное психическое и личностное развитие ребенка. Цель эта может быть реализована только, когда психологическая служба обеспечивает непрерывность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда есть понимание и «стыковка» представлений, умений взрослых, которые работают с детьми другого возраста.
Деятельность психологической службы образования направлена на создание психолого-педагогических условий, которые обеспечивают духовное развитие ребенка, его душевный комфорт, лежащий в основе психологического здоровья.
2. Основные направления деятельности школьного психолога
2.1. Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы школы.
Психологическая служба школы является специализированным подразделением в системе народного образования, основная задача которой - создание условий, которые способствуют полноценному умственному, психическому и личностному развитию ребенка, нарушение которого препятствует своевременной реализации индивидуальных и возрастных возможностей студентов и приводит к необходимости психологической и педагогической коррекции. Практическим психологом, который работает в учебном заведении (детский сад, школа, профессиональное училище, детский дом, школа-интернат) или в психологическом кабинете при Департаменте народного образования, осуществляется деятельность педагогической службы школы и консультирование всех образовательных учреждений в регионе. Основные виды деятельности образовательной службы школы – это психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция и развитие, психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленное психологическое и педагогическое изучение ученика в период дошкольного, а также школьного детства, выявление индивидуальных особенностей и определение причин нарушений в обучении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование у учителей и родителей потребности получать и использовать психологические знания о психическом развитии детей в каждом возрасте, чтобы своевременно предотвратить возможные нарушения в формировании личности и интеллекта. Задачи развития и направления психокоррекции определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития детей возрастным стандартам, помощь педагогическому персоналу в индивидуализации образования и воспитания ребенка, развитие его способностей, формирование личности. Консультативная работа заключается в том, чтобы помочь детям, учителям, родителям, по широкому кругу личностных и профессиональных, а также других конкретных жизненных проблем.
Цель психологической службы - предоставить психологические условия, которые способствуют максимальному умственному, психическому и личностному развитию учащегося.
1. Психологическое образование – приобщение и ознакомление учителей и родителей с психологическими знаниями.
2. Психопрофилактика - психолог обязан проводить постоянную работу для предотвращения возможных проблем в умственном, психическом и личностном развитии.
3. Психо-консультирование - помощь в решении проблем, которые возникают у учителей, студентов и родителей.
4. Психодиагностика - проникновение во внутренний мир ученика. Результаты опроса содержат информацию о необходимости исправления или развития ученика, эффективности консультационной или профилактической работы.
5. Психокоррекция - устранение любых отклонений.
Основная идея психологической службы – это идея поддержки, которая должна быть направлена на создание психологических условий, способствующих успешному обучению и психологическому развитию.
Основной принцип организации психологической службы – последовательность.
2.2. Психологическая служба в средней школе: основные функции и области работы
Нынешнее состояние общества показывает настоятельную необходимость психологической помощи на всех этапах развития человека. Развитие в детстве, подростковом и молодежном возрасте очень динамично, поэтому актуальна работа психолога в школе.
Организация психологической службы, которая является главным звеном, которое организует психологическую поддержку в школе, преследует следующие цели и задачи. Цели Службы: оказание помощи административному и педагогическому персоналу в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности учащихся, воспитанников и обеспечении психологических условий для защиты здоровья и личностного развития учащихся, воспитанников, родителей (либо их законных представителей), преподавательского состава и других участников учебного процесса; помощь учащимся в приобретении психологических знаний и навыков, нужных для приобретения профессии, развития карьеры, успеха в жизни; помощь учащимся в определении их возможностей, основанных на способностях, склонностях, интересах, здоровье; помощь учителям, родителям (или законным представителям) в обучении учащихся, а также формирование принципов взаимной помощи, терпимости, милосердия, уверенности в себе и ответственности, способности к социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других людей. Задачи Службы: психологический анализ социальной ситуации развития, обнаружение главных проблем и выявление их причин, средств и путей их разрешения; содействие интеллектуальному и личностному развитию учащихся на любом этапе развития личности; формирование способности учащихся к саморазвитию и самоопределению; содействие преподавательскому составу в гармонизации социального и психологического климата в школе; профилактика и преодоление отклонений в психологическом и социальном здоровье и развитии учащихся; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности сотрудников учебных заведений, обучающих проектов и программ, образовательных и методических пособий, осуществляемой по инициативе руководящих органов образования или отдельных учебных заведений; участие вместе с административными органами образования и преподавательским составом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий непрерывности в процессе непрерывного образования; продвижение и реализация школьных достижений в области отечественной и зарубежной психологии; содействие в обеспечении деятельности преподавателей школы научными, методическими материалами, разработками в области психологии. Основными функциями деятельности психолога в школе являются: гностические, которые включают изучение особенностей учителей и их учеников в этом учреждении в той мере, в какой они определяют свою психику и налагают на них определенные требования, а также изучение психофизиологических, индивидуальных психологических и личностных характеристик учителей, работников, обучающихся, их социального положения, особенностей межличностных взаимоотношений, как в группах учителей, так и в группах обучающихся. Результатом этой работы являются: подробные психологические характеристики личности учителя, сотрудника, ученика, подготовка психологического паспорта, позволяющего намечать и применять корректирующие психотерапевтические меры; конструктивные и образовательные, которые включают в себя работу по предотвращению и профилактике конфликтов, вызванных психологическими причинами; информировать воспитателей и педагогов основной информацией о социальной психологии, формировании навыков и методов общения; планирование различных исследований и превентивные меры; моделирование индивидуальной программы развития.