Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономические методы управления муниципальным образованием - это такие способы воздействия, с помощью которых муниципальные образования создают условия, в которых управляемому объекту, т.е. населению, различным муниципальным учреждениям, предприятиям муниципального образования выгодно поступать так, как того хочет само муниципальное образование на основе экономических законов.

Можно выделить прямые и косвенные экономические методы управления муниципальным образованием. К прямым относятся - бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары, такие как услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и другое.

К косвенным же методам относятся - местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности [6].

Сущность экономических методов управления муниципальным образованием заключается во взаимодействии органов местного самоуправления с населением с целью упорядочения и совершенствования частной, коллективной и общественной деятельности людей.

К политическим методам управления муниципальным образованием относятся методы вовлечения населения в управленческую деятельность муниципального образования путем проведения местных референдумов, муниципальных выборов, досрочного прекращения полномочий отдельных должностных лиц. Использование данного метода направлено на формирование социально-политических установок и ценностных ориентиров населения.

Целью применения политического метода управления муниципальным является сохранение существующей системы государственной власти.

К элементам данного метода можно причислить:

- подбор и расстановка кадров;

- достижение политической стабильности как главного условия эффективности управления;

- достижение консенсуса и политического компромисса с оппозицией и центральными органами власти;

- завоевание авторитета в массах и политического доверия;

- широкое использование средств массовой информации для разъяснения и пропаганды решений местной администрации.

Использование информационных технологий существенно повышает возможности применения политического метода. Данному вопросу уделяют внимание многие авторы. Главным механизмом здесь являются муниципальные сайты.

Информация на муниципальных сайтах востребована широкими слоями населения. Так как органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению и напрямую взаимодействуют с ним, то это накладывает на администрацию особую ответственность по размещению доступной, достоверной и удобной для ознакомления информации [4].


Правовые методы управления муниципальным образованием - это те способы управления, которые совершаются в пределах, установленных конституциями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,  законами и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории муниципального образования.

Правовой метод реализуется посредством требований обязательного соблюдения и выполнения положений, законодательно-нормативных актов субъектами, на которых распространяется действие этих актов. Прежде всего, муниципальные образования требуют исполнения положений законов, нормативных актов, имеющих прямое, непосредственное действие, в которых адресно указано, кто и каким образом вправе действовать.

Значение методов управления муниципальным образованием заключается в том, что знания об этих методах и их применении на практике позволяют должностному лицу структурировать свою деятельность, выделить цели, на достижение которых направлен процесс управления и уже согласно им выбрать соответствующий метод управления муниципальным образованием. Данные действия позволят повысить эффективность управления, которое зависит от правильности выбора методов управления, их сочетания, умения применить на практике.

1.3 Проблемы совершенствования методов управления муниципальным образованием

Современные условия реализации принципов местного самоуправления в России предопределяют существенную зависимость устойчивого развития городов и регионов страны от эффективности и своевременности решений, принимаемых на муниципальном уровне управления. Возрастающий уровень конкуренции между муниципальными образованиями обуславливает необходимость применения бизнес-инструментария, характерного для хозяйствующих субъектов, в рамках управления социально-экономическим развитием территориального образования. Одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности муниципальных администраций следует признать активное использование методов стратегического управления [13].

Однако на пути становления эффективной системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования существует ряд проблем, которые можно разделить на две группы:

- проблемы недостаточной научной разработанности теории стратегического менеджмента, в частности, методологических основ реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;


- проблемы, отражающие специфические особенности муниципального образования как сложной системы, имеющей двойственную социально-экономическую природу.

Сложное социально-экономическое положение большей части небольших российских городов было во многом предопределено реформированием экономической системы государства начала 90-х годов прошлого столетия. Местная власть оказалась ориентированной на решение лишь острых текущих социальных и экономических проблем. Между тем, малые города представляют собой одну из основ каркаса расселения России - на их долю приходится около 80% общего количества городов нашей страны. Таким образом, политика автономного развития, в основе которой лежит реализация ресурсного потенциала территории, становится сегодня ключевым направлением социально-экономической стратегии малого города [15].

В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления - не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм собственности, усложнением хозяйственных связей в России объективно возникла необходимость де­централизации власти и передачи ряда функций на места. Приближение органов власти к объекту управления позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с максимальным учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на экономическую ситуацию на местах и в стране в целом [16].

Одной из основных целей социально-экономической политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В настоящее время ведется активная работа в области институционального регулирования системы местного самоуправления, а также правового обеспечения деятельности муниципальных образований, особое место в этом процессе принадлежит активизации экономической функции муниципального управления [14].

Выводы по итогам главы 1

Таким образом, цель социально-экономического развития муниципального образования можно формулировать как достижение устойчивого роста уровня удовлетворения материальных потребностей населения путем гармоничного развития производства товаров и услуг при сохранении необходимого уровня экологии территории.


Поиск эффективных путей решения проблем социального и экономического развития муниципальных образований сегодня весьма актуален. Несовершенство системы  управления муниципальным образованием, его структуры свидетельствует о недостаточной теоретической глубине их исследования, что приводит к выбору неэффективных путей, ведет к недоиспользованию всех институционально-экономических возможностей муниципальных образований по обеспечению развития своих территорий.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Организационно-экономическая характеристика МО «Северодвинск»

Северодвинск – это город областного подчинения, второй по величине в Архангельской области, расположенный в 35 км к западу от Архангельска, на берегу Белого моря, на 65 параллели северной широты. Как отмечают исследователи, основные черты рельефа Северодвинска «сформировались в результате аккумулятивной и эрозионной деятельности моря. Город расположен на плоской заболоченной равнине, имеющей слабый уклон к Белому морю» [11].

В границы муниципального образования «Северодвинск» включаются территории города Северодвинска, поселков Белое озеро, Водогон, Зеленый Бор, Палозеро, Сопка, деревня Ненокса и деревень Большая Кудьма (Таборы, Волость, Лахта), Солза, Сюзьма и железнодорожной станции Рикасиха. В границы Северодвинска входят также межселенные территории Северодвинского лесхоза и земли садоводческих товариществ. Общая площадь земель муниципального образования «Северодвинск» составляет 119349 га.

На территории современного города сохранились каменные строения Николо-Корельского монастыря, относящиеся к ХVII веку. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи в 1419 году, служил важной военной крепостью Московского государства на Белом море. В 1553 – 1584 годах у его стен действовал первый торговый порт России. В муниципальное образование входит село Ненокса, история которого насчитывает более 600 лет.

Строительство города началось в 1936 году, одновременно со строительством крупнейшего в стране судостроительного завода. За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллинга завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой.

Как пишут исследователи, «в строительстве принимали участие тысячи людей, главным образом это были жители Архангельской, Северодвинской, Вологодской и Коми областей, в то время все они входили в состав Северного края. И вот к 22 ноября 1936 года строительство получило транспортную связь со страной, что было отмечено первым поездом с грузом по вновь построенной ветке Судострой-Исакогорка» [16]. В 1939 году на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия».


В 1938 году поселок Судострой Указом Президиума Верховного совета РСФСР был переименован в город Молотовск. В годы Великой Отечественной войны город являлся одним из морских портов страны, принимавших союзные конвои с поставками по ленд-лизу. За это время местные портовики обработали почти 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн тонн военных грузов.

12 сентября 1957 года Молотовск переименован в город Северодвинск. Сегодня Северодвинск – крупный промышленный и научно-технический центр Севера России. Ведущей отраслью экономики является строительство и ремонт подводных лодок и надводных кораблей и судов, а также строительство морских буровых платформ, металлообработка, утилизация атомных подводных лодок. 8 ноября 1992 года на базе оборонных предприятий Северодвинска Указом Президента РФ был создан Государственный российский центр атомного судостроения.

За 30 лет с начала строительства атомных подводных лодок северодвинскими корабелами было сдано флоту около 130 АПЛ. В том числе, «Ленинский комсомол» – первая в СССР лодка с атомной энергетической установкой; «К-162» – самая быстрая в мире титановая АПЛ (достигла скорости 83,4 км/ч в подводном положении); самый большой в мире тяжелый подводный крейсер класса «Тайфун», занесенный в книгу рекордов Гиннесса; самая глубоководная АПЛ, установившая мировой рекорд погружения (1000 м), не превзойденный до сих пор.

Железная дорога (перегон Северодвинск – Исакогорка) принадлежит ОАО «РЖД» и обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки с выходом на Вологду и Мурманск. Автомобильная дорога областного значения Северодвинск – Архангельск обеспечивает автомобильную связь с автодорогой федерального значения М-8 «Архангельск-Москва). Автомобильная дорога областного значения Архангельск – Онега обеспечивает автомобильную связь с городом Онега и Онежским районом.

Наличие военного порта, относящегося к Беломорской военно-морской базе, и причалов предприятий Государственного российского центра атомного судостроения позволяет осуществлять морское сообщение для нужд Министерства обороны и судостроительных предприятий.

Внутренние дороги:

– железная дорога (перегон) Северодвинск-Ненокса принадлежит ОАО «РЖД» и обеспечивает транспортную связь с населенными пунктами – селом Ненокса и деревнями Солза и Сюзьма; используется для связи с Государственным центральным морским полигоном Министерства обороны РФ, а также для перевозки пассажиров в пригородном сообщении;