Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ 

1.1 Понятие процесса управления муниципальным образованием 6

1.2 Методы управления муниципальным образованием 9

1.3 Проблемы совершенствования методов управления муниципальным образованием 13

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 16

2.1 Организационно-экономическая характеристика МО «Северодвинск» 16

2.2 Органы местного самоуправления 26

2.3 Проблемы развития и управления МО «Северодвинск» 35

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МО «СЕВЕРОДВИНСК» 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эффективность местного муниципального управления муниципальным имуществом является актуальной проблемой и эта актуальность растет. Ошибки в управлении муниципальным имуществом муниципального образовании могут вызвать наступление негативных последствий. Обязательным требованием к муниципальному управлению является деятельность по сокращению риска, обусловленного возможностью принятия ошибочных решений в сфере муниципального управления. Основу такого сокращения рисков составляет применение научного полхода к осуществлению управления муниципальным имуществом, применение практики менеджмента, маркетинга, стратегического управления и планирования.

Степень изученности проблемы. Вопросы становления и развития местного самоуправления в последние годы являются одними из самых популярных в политологии, социологии и юриспруденции. Так, проблемы места и роли института местного самоуправления в системе современного российского государства рассмотрены в трудах таких ученых как А.М. Васильев, Н.В. Витрук, В.М. Жуйков, И.А. Исаев, Б.М. Лазарев, А.В. Мадьярова, М.Н. Марченко, А.В. Малько, Г.В. Мальцев и другие. Отдельными вопросами формирования компетенции и исполнения полномочий органов местного самоуправления занимались следующие ученые: В.И. Бутов, И.В. Выдрин, В.Г. Игнатов, И.Д. Саначев, А.Н. Кокотов, В.В. Маклаков, Р.Ф. Турковский, Г.Н. Чеботарев. Вопросы финансового обеспечения деятельности муниципалитетов рассматриваются в диссертационных работах В.В. Уксусова, В.И. Фадеева и Е.С. Шугриной.


Цель курсовой работы состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию механизма местного самоуправления в целях обеспечения устойчивого развития муниципального образования.

Исходя из указанной цели, в работе ставятся следующие исследовательские задачи:

– рассмотреть теоретические аспекты процесса управления муниципальным образованием;

– дать общую характеристику МО «Северодвинск»;

– проанализировать структуры органов местного самоуправления и основных форм участия населения в местном самоуправлении;

– проанализировать структуру населения МО «Северодвинск»;

– охарактеризовать особенности развития социальной сферы МО «Северодвинск»;

– выделить основные источники доходов и направления расходов бюджета МО «Северодвинск»;

– сравнить основные характеристики бюджетов МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск»;

– предложить мероприятия по совершенствованию управления МО «Северодвинск».

Объект исследования - механизм управления муниципальным образованием.

Предмет исследования - процесс, технологии, риски, методы управления развитием муниципального образования.

Методологической основой исследования служат общенаучные методы: системный подход, статистические методы измерения динамики и прогнозирования, анализ и синтез, метод экспертных оценок, социологические опросы, метод графического отображения результатов полученных исследований.

В качестве информационной базы исследования использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие различные аспекты реформирования и развития экономики Российской Федерации, Архангельской области, а также органов местного самоуправления муниципального образования Архангельской области Северодвинск; данные, опубликованные в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики России, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области; официальные данные, предоставленные администрацией Архангельской области и администрацией муниципального образования Северодвинск; материалы статей, опубликованных в научной и периодической печати, сборников научных трудов, монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, официальных интернет-сайтов, а также данные и материалы программ комплексного социально-экономического развития территорий.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ


1.1 Понятие процесса управления муниципальным образованием

Процесс управления в муниципальных образованиях так же, как и в любой другой социальной системе, содержит две подсистемы - управляемую и управляющую, т.е. ту, которой управляют, и ту, которая управляет, при этом управляющая подсистема оказывает упорядочивающее воздействие на управляемую подсистему[7]. В научной литературе их называют объектом и субъектом управления. Эти два понятия являются наиболее широкими, фундаментальными понятиями в теории управления. В то же время их содержание до конца не изучено и не имеет однозначного толкования.

Эффективное взаимодействие субъектов и объектов управления обеспечивается наличием научно обоснованных нормативных правовых документов, регламентирующих это взаимодействие. Здесь имеются в виду документы, устанавливающие цели, задачи, функции, организационные структуры, формы и методы деятельности, условия труда и т.д.[14] К таким документам могут относиться Федеральные законы и законы субъектов Федерации, подзаконные акты, правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, приказы и распоряжения руководителей предприятий и организаций и др. Все эти документы призваны обеспечивать стабильную управленческую деятельность [11].

В качестве объектов управления социальных систем разными авторами рассматриваются:

- производственные коллективы, производственные фонды, системы совместного труда и организации производства;

- народное хозяйство, его отрасли и звенья;

- совокупность средств труда, предметов труда, технологических правил производства, система совместного труда, система экономических связей и отношений;

- живые организмы, машины, производственные, экономические, социально-политические, технические, информационные, физические, механические, биологические, химические и другие процессы;

- народное хозяйство, административно-политическая, социально-культурная и внешнеполитическая деятельность;

- различные области и сферы общественных отношений, социальные процессы;

- ступени иерархии систем народного хозяйства. Например, в подсистеме “промышленность”: народное хозяйство, промышленность, отрасль, подотрасль, предприятие, цех, участок, бригада;

- народное хозяйство, его отрасли, звенья, территории, производственные объединения, предприятия;

- труд, отдых, быт, учеба, духовная деятельность и др.;

- физические и юридические лица, социальные, социальноэкономические системы и процессы;


- организации как совокупности людей и групп, объединённых для достижения какой-либо цели, решения той или иной задачи на основе определённых правил и процедур, разделения труда и обязанностей и т.д.

В составе местного хозяйства могут находиться объекты не только муниципальной, но и государственной и частной собственности, т.е. содержание понятия местного хозяйства шире, чем муниципальное хозяйство, так как оно включает в себя объекты государственной и частной собственности. Эти объекты хотя и не входят в состав муниципальной собственности, но также включены в сферу процесса муниципального управления. Законодатель достаточно полно установил формы и методы управления этими объектами со стороны муниципальных образований. Управление ими производится с помощью договоров и соглашений, направленных на объединение усилий всех хозяйствующих объектов, расположенных на территории муниципального образования, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Органы местного самоуправления вправе координировать участие этих предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. В то же время они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций не находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законами Федерации и субъектов Федерации.

Что касается предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, то муниципальные образования наделены правом определять цели, условия и порядок их деятельности, осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей этих предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

В целом, с полным правом можно говорить о муниципальном управлении местным хозяйством на территории муниципального образования. При этом их управленческая деятельность включает такие функции, как координирование (касается всех предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности) и регулирование (касается только муниципальных предприятий), объединенные общей целью - удовлетворение потребностей населения. В качестве объектов управления местным хозяйством выступают объекты, находящиеся в муниципальной собственности (имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; автомобильные дороги общего пользования; жилищный фонд; пассажирский транспорт; имущество образовательных учреждений и здравоохранения и др.), объекты собственности субъектов Федерации, передаваемые в муниципальную собственность; сам процесс комплексного социально-экономического развития муниципального образования как система взаимно согласованных по срокам и ресурсам программ и проектов.


Цель социально-экономического развития муниципального образования можно формулировать как достижение устойчивого роста уровня удовлетворения материальных потребностей населения путем гармоничного развития производства товаров и услуг при сохранении необходимого уровня экологии территории.

Достижение цели социально-экономического развития территории возможно путём решения целого комплекса задач, среди которых важнейшими являются: развитие и рациональное использование местных ресурсов; повышение эффективности местного хозяйства; улучшение экологической обстановки; обеспечение занятости населения; предотвращение снижения реального уровня жизни населения.


 

1.2 Методы управления муниципальным образованием

Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо [5].

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [11].

Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления на управляемую подсистему - объект управления для достижения поставленных целей [5].

По содержанию,  можно выделить следующие методы управления муниципальным образованием:

1) административные;

2) экономические;

3) политические;

4) правовые.

К административным методам управления муниципальным образованием следует отнести прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресуется конкретным управляемым объектам или лицам. Примерами этого могут служить различные решения представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные  инструкции. Такая категоричная форма воздействия как приказ обязывает подчиненных выполнять принятое решение в указанные сроки.

Кроме этого, к методам прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы, носящие диспозитивный характер, позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного воздействия относится нормативное регулирование, которое конкретизирует деятельность сотрудников путем введения определенных правил, а также стандартизации форм документооборота.