Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– муниципальная узкоколейная железная дорога «Водогон – Белое Озеро» обеспечивает транспортную (грузовую и пассажирскую) связь поселков Белое Озеро и Палозеро с городом;

– автомобильные дороги в окрестностях города Северодвинска (Кородское шоссе, Кудемское шоссе, Солзенское шоссе) обеспечивают транспортную связь города с садоводческими товариществами и деревнями Большая Кудьма и Таборы.

На территории муниципального образования имеются месторождения строительных материалов – песка, глины, гравийно-песчаных материалов. В урочище Куртяево находится источник лечебных минеральных подземных вод.

Численность населения Северодвинска ежегодно сокращается. Однако негативная динамика демографических процессов существенно замедляется. С 2010 года общая убыль населения сократилась в 2,7 раза: в 2010 году число жителей Северодвинска сократилось на 2057 человек, в 2017 году – на 762 человека.

На 1 января 2018 года численность населения составила 184,3 тыс. человек. В общей численности муниципального образования 183 255 человек - жители города Северодвинска, в сельской местности проживают 1025 человек.

По прогнозу численность жителей Северодвинска за 2019–2021 годы продолжит сокращаться и на 1 января 2021 года составит 182,2 тыс. человек.

Численные потери населения обусловлены миграционной и естественной убылью населения.

Миграционная убыль на протяжении последних лет являлась основным фактором сокращения численности населения Северодвинска.

Ежегодный общий объем миграционного движения составляет порядка 10 тыс. человек. В 2018 году численность выезжающих превысит численность прибывших на 520 человек.

Экономика Северодвинска имеет монопрофильную структуру. Её основа – предприятия судостроения и судоремонта. Ведущей отраслью экономики Северодвинска является судостроение и судоремонт. Основу экономического потенциала составляют АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «СПО «Арктика» на базе которого создан Северный центр судостроения и судоремонта Объединенной судостроительной корпорации. В Северодвинске развито производство пищевых продуктов, производство строительных материалов, мебельное производство, издательская и полиграфическая деятельность.

В структуре промышленности на долю «обрабатывающих производств» приходится 94,8%, соответственно на «обеспечение электроэнергией, газом, паром и водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов» – 5,2%. Наибольший удельный вес занимает «производство прочих транспортных средств и оборудования», к которому относится основная продукция градообразующих предприятий Северодвинска.


Объёмы промышленной продукции судостроительных предприятий определяют динамику промышленного производства по Северодвинску и по Архангельской области в целом. За 2017 год объем отгруженной продукции увеличился относительно 2016 года в 3,8 раза в действующих ценах. За 2018 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами ожидается с уменьшением в 4,9 раза по сравнению с 2017 годом. В 2019 году прогнозируется восстановление объемов отгрузки с ростом показателя в 4,7 раза к оценке 2018 года. Динамика показателя определяется привязкой объемов продукции к дате передачи продукции судостроения заказчику. С учетом планов северодвинских предприятий АО «ОСК» объем отгруженных товаров собственного производства прогнозируется в 2020 году с ростом в 1,3 раза по отношению к 2019 году, и сохранением в 2021 году показателя на уровне 2020 года.

Финансовые результаты (сальдо прибылей и убытков) по Северодвинску характеризуются спецификой деятельности предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. В прогнозируемом периоде (2019–2021 годы) в целом по Северодвинску планируется положительный финансовый результат. В 2019 году прибыль прогнозируется в сумме 13,1 млрд рублей с ростом на 7,7% относительно 2018 года, в 2020 году рост на 11% обеспечит прибыль в размере 14,6 млрд рублей, в 2021 году ожидается снижение на 12% до значения 12,9 млрд рублей.

В период с 2019 по 2021 год планируется продолжить реализацию инвестиционных проектов развития моногорода Северодвинска.

На градообразующих предприятиях осуществляются 9 проектов Комплексного инвестиционного плана. За счёт средств федерального бюджета в рамках государственных программ проводятся мероприятия по модернизации и техперевооружению производственных мощностей предприятий.

Показатели безработицы в Северодвинске на протяжении последних лет значительно ниже критических (критический уровень – 5%) и имеют более низкие значения, чем по Архангельской области в целом.

Регистрируемая безработица в Северодвинске в 2018 году и в прогнозируемом периоде оценивается на уровне 0,49% со снижением численности официально зарегистрированных безработных до 490 человек. Стабилизирующим фактором снижения безработицы является рост занятости в обрабатывающих производствах.

Средняя заработная плата в 2018 году составила 55 099 рублей в месяц с ростом по отношению к 2017 году на 8,0%.

Более высокий по сравнению со среднероссийским и региональным уровень средней заработной платы задают градообразующие предприятия (на которых работает порядка 50% занятых в экономике Северодвинска). Прогнозируется, что темпы роста заработной платы в 2019, 2020 и 2021 годах будут опережать инфляцию.


Наблюдается значительная межотраслевая дифференциация по уровню оплаты труда. Выше среднего уровень оплаты труда работников обрабатывающих производств, в финансовых организациях и у занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и пара.

Самый высокий темп прироста заработной платы в 2018 году в здравоохранении, образовании, культуре и в строительстве

Темпы роста заработной платы в бюджетных отраслях связаны с исполнением майских Указов Президент 2012 года, неукоснительным исполнением Решения Конституционного суда о применении льгот Крайнего севера к размеру МРОТ и значительному повышению величины МРОТ в 2018 году.

Муниципальные образования являются важным участником бюджетных правоотношений, поскольку именно они обеспечивают финансирование расходных обязательств публичной власти на местах. Каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет. При этом свои бюджетные полномочия органы местного самоуправления осуществляют самостоятельно – это означает, что, с одной стороны, они самостоятельно, то есть независимо от органов государственной власти, осуществляют свои права, с другой стороны, они также самостоятельно несут ответственность за свои действия [14].

На основании ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право, одновременно составляющее их обязанность, обеспечивать сбалансированность своего бюджета и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс, а также право устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ [2].

Говоря о структуре доходов местных бюджетов, следует отметить, что он делятся на три вида:

– налоговые доходы. В настоящее время в бюджеты городских поселений по нормативу 100% зачисляются налоговые доходы, получаемые от взимания местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц), а также доходы, получаемые от взимания федеральных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов, по установленному нормативу;

– неналоговые доходы, к числу которых относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, плата за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности и т.д.


Как отмечает Р.Н. Черленяк, неналоговые доходы характеризуются следующими признаками [15]:

а) они предусмотрены не Налоговым кодексом РФ, а иными нормативными правовыми актами;

б) эти доходы государства (и муниципальных образований) преимущественно (но не всегда) носят возмездный характер, поскольку являются различными видами платы за те или иные услуги, предоставляемые органами власти или их должностными лицами, в пользу физических и юридических лиц, обратившихся за этими услугами;

в) они не имеют систематического, регулярного характера и поступают в бюджет, в основном под влиянием стихийных (не прогнозируемых) обстоятельств, так как их плательщики зачастую имеют право выбора воспользоваться услугой, предоставляемой государством, или отказаться от нее (например, в связи с ее ценой). Плательщики налогов такого выбора не имеют;

– безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования.

Расходы бюджета муниципального образования представляют собой денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Формирование и использование расходной части бюджета, как признают исследователи, является острой проблемой для любого муниципального образования, так как при распределении бюджетных средств происходит процесс «перетягивания каната» на финансирование различных отраслей: социальной политики, образования, ЖКХ, культуры, спорта и других [17].

В соответствии с решением Городского совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» основные характеристики бюджета на 2018 год выглядят следующим образом: объем доходов – 5588719,7 тыс. рублей; расходов – 5607893,6 тыс. рублей; профицит местного бюджета – 19173,9 тыс. рублей [7].

Таблица 1

Сравнительная характеристика бюджета г. Архангельска и г. Северодвинска

Статьи

г. Архангельск

г. Северодвинск

млн. руб

%

млн. руб

%

Доходы

8207,7

100

5588,7

100

Налоговые доходы

Налог на доходы физических лиц

3101,4

79,3

2481,1

44,4

Акцизы

14,6

0,4

-

-

Налоги на совокупный доход

472

12,1

-

-

Налоги на имущество

237

6

213,2

3,8

Прочие налоговые доходы

85,8

2,2

202,3

3,6

Неналоговые доходы

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

160,3

25,7

111,1

2

Доходы от сдачи в аренду имущества

163,5

26,2

44,6

0,8

Доходы от продажи имущества и земельных участков

116,1

18,6

11,5

0,2

Прочие неналоговые доходы

183,5

29,5

22,8

0,4

Межбюджетные трансферты

Субсидии

402,1

10,9

112,2

2

Субвенции

3261,1

88,8

2162,1

38,7

Иные межбюджетные трансферты

10,3

0,3

1,5

0,03

Расходы

8340,9

100

5607,9

100

Социально-культурные

Образование

4692

56,3

3369,6

60,1

Культура

328,2

4

239,7

4,3

Социальная политика

591,6

7,1

233,9

4,2

Физическая культура и спорт

29,2

0,4

116,8

2,1

Городское хозяйство

Национальная экономика

839

10,1

572

10,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

543

6,5

458,4

8,2

Охрана окружающей среды

0

0

1,8

0,03

Прочие расходы

Общемуниципальные и иные расходы

941

11,3

420,5

7,5

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

33

0,4

61,2

1,1

Обслуживание муниципального долга

342

4,1

115,1

2,1

Дефицит

133,2

Профицит

19,2


Источник: http://www.gks.ru Росстат

Таким образом, бюджет муниципального образования «Северодвинск» в 2018 году профицитный.

Подводя итоги, можно отметить, что в доходных статьях указанных муниципалитетов преобладают доходы от налогов на доходы физических лиц, а также субвенции. Наиболее значимые расходные статьи связаны с расходами на образование и национальную экономику. В то же время, необходимо отметить и черты различия двух бюджетов: во-первых, дефицитность бюджета МО «Город Архангельск» и профицитность бюджета МО «Северодвинск; во-вторых, достаточно низкий уровень неналоговых доходов МО «Северодвинска» по сравнению с МО «Город Архангельск»; в-третьих, наличие в МО «Северодвинск» расходов на охрану окружающей среды (формирование экологической культуры населения, благоустройство рекреационной зоны севернее Воинского мемориала о. Ягры, содержание территорий общего пользования – берега рек и озер), в то время как в бюджете МО «Город Архангельск» расходы на данную статью не предусмотрены.

2.2 Органы местного самоуправления

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность осуществления гражданами местного самоуправления как непосредственно – путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, так и опосредованно – через выборные и другие органы местного самоуправления. Эта двойственность, как отмечают исследователи, является отличительной особенностью местного самоуправления как наиболее близкого к населению уровня публичной власти [13].

Местное самоуправление в Северодвинске – форма осуществления населением муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций [4].

Структуру органов местного самоуправления в Северодвинске составляют:

– представительный орган муниципального образования: Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск»;

– высшее должностное лицо Северодвинска – глава муниципального образования «Северодвинск»;

– исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – Администрация муниципального образования «Северодвинск»;

– контрольно-счетный орган муниципального образования – Контрольно-счетная палата муниципального образования «Северодвинск».