Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совет депутатов Северодвинска обладает следующими полномочиями:

– принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений;

– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– принятие планов и программ развития Северодвинска, утверждение отчетов об их исполнении;

– определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ; порядка участия Северодвинска в организациях межмуниципального сотрудничества;

– контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

– принятие решения об удалении Главы Северодвинска в отставку.

Кроме того, Совет депутатов Северодвинска устанавливает общеобязательные правила по вопросам местного значения, обладает правом законодательной инициативы в Архангельском областном Собрании депутатов; принимает концепцию развития, генеральный план и правила застройки территории Северодвинска; определяет порядок привлечения жителей Северодвинска к социально значимым работам; утверждает порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Северодвинска и выполняет ряд других функций.

Высшим должностным лицом Северодвинска является Глава муниципального образования «Северодвинск», который является выборным должностным лицом и возглавляет Администрацию города. К числу его ключевых полномочий относится [4]:

– представляет Северодвинск в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Северодвинска;

– подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом Северодвинска, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов Северодвинска;

– издает в пределах своих полномочий правовые акты;

– вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов Северодвинска;

– обеспечивает осуществлением органами местного самоуправления Северодвинска полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области;


– принимает решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования;

– направляет в региональный уполномоченный орган в сфере государственно-частного партнерства проект муниципально-частного партнерства для проведения оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.

В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности Глава Северодвинска:

– осуществляет общее руководство деятельностью Администрации Северодвинска;

– заключает от имени Администрации Северодвинска договоры и соглашения в пределах своей компетенции;

– определяет основные направления деятельности Администрации Северодвинска и организует ее работу;

– осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов Северодвинска и иных органов местного самоуправления, являющихся самостоятельными распорядителями бюджетных средств при исполнении местного бюджета);

– вносит в Совет депутатов Северодвинска на утверждение разработанный Администрацией Северодвинска проект местного бюджета, планы и программы социально-экономического развития города, а также отчеты об их выполнении;

– осуществляет общее руководство разработкой и реализацией муниципальных программ в рамках принятых Советом депутатов Северодвинска планов и программ развития города и другие полномочия.

Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является Администрация муниципального образования «Северодвинск», которая является уполномоченным органом, имеющим право выступать от имени муниципального образования «Северодвинск» в качестве публичного партнера при реализации проектов муниципально-частного партнерства, обладает правом законодательной инициативы в Архангельском областном Собрании депутатов. Регламентом Администрации установлено, что ее структуру определяет Глава Северодвинска [10].

К компетенции Администрации Северодвинска относится [4]:

– исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными и областными законами, муниципальными нормативными актами, постановлениями и распоряжениями Администрации Северодвинска;


– исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области;

– разработка и организация реализации концепций, планов и программ развития Северодвинска, утвержденных в установленном порядке;

– разработка проекта местного бюджета, его исполнение, подготовка отчета об исполнении местного бюджета, осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

– разработка проектов решений об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

– контроль за использованием территорий и инфраструктуры Северодвинска;

– управление муниципальной собственностью.

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Северодвинск» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля [4]. К ее полномочиям относятся:

– контроль за исполнением местного бюджета;

– экспертиза проектов местного бюджета;

– организация и осуществление контроля за законностью, результативностью использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством РФ;

– внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

– контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Северодвинску;

– оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета, и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

– финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств Северодвинска, а также муниципальных программ;

– анализ бюджетного процесса и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

– подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Совет депутатов Северодвинска и Главе Северодвинска;


– участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Таким образом, структуру органов местного самоуправления в Северодвинске составляют Городской Совет депутатов муниципального образования «Северодвинск», Глава муниципального образования «Северодвинск»; Администрация муниципального образования «Северодвинск» и Контрольно-счетная палата муниципального образования «Северодвинск».

К числу основных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в МО «Северодвинск» относятся:

– местный референдум – форма прямого волеизъявления граждан; проводится на всей территории Северодвинска в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения [4];

– муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата Совета депутатов Северодвинска, голосование по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования «Северодвинск»;

– другие формы участия населения: собрание граждан (для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления); конференция граждан; публичные слушания (для обсуждения муниципальных правовых актов по вопросам местного значения); правотворческая инициатива граждан право граждан вносить в органы местного самоуправления Северодвинска проекты муниципальных правовых актов); опрос граждан (для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления); обращения граждан в органы местного самоуправления Северодвинска (индивидуальные и коллективные); территориальное общественное самоуправление.

Отметим, что современная политическая практика предполагает использование и других форм гражданского участия: массовые акции, создание консультативных структур (например, общественные приемные), делегирование представителей в принимающие решения органы, независимая экспертиза, информационно-образовательные формы, исследование общественного мнения по проблемам муниципалитета, создание СМИ, использование общественных приемных, «горячих телефонов» и т.п. [12].

Рассмотрим отдельные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Так, в собраниях и конференциях граждан имеют право участвовать граждане, достигшие 16-летнего возраста, проживающие или имеющие в собственности объекты недвижимости на территории, в пределах которой проводятся собрание или конференция [6]. В собраниях не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Собрания граждан могут проводиться на части территории Северодвинска (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов). Конференции граждан могут проводиться при численности проживающего на ней населения более 200 человек, имущих право на участие в собрании, конференции и обладающих правом решающего голоса. Инициатором созыва собрания или конференции может выступить Совет депутатов Северодвинска, Глава города, а также инициативная группа граждан.

Одной из динамично развивающихся форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Согласно положению законодательства, под территориальным общественным самоуправлением понимается: «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. После принятия данного закона началось формирование региональной нормативной правовой базы деятельности органов местного самоуправления.

Ключевым документом Архангельской области в сфере развития ТОС является областной закон «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области». В соответствии с ним, под государственной поддержкой ТОС понимается «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области в целях обеспечения гарантий, создания правовых, экономических и организационных условий и стимулов для развития территориального общественного самоуправления» [3].

В соответствии с законом все меры государственной поддержки ТОС можно разделить на финансовые и нематериальные. К финансовым относится выделение бюджетных денежных средств на развитие ТОС, включая финансирование текущей деятельности органов ТОС; материальное поощрение актива органов ТОС; предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС; предоставление неналоговых льгот органам ТОС; конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально значимых программ органов ТОС; предоставление органам ТОС возможности ведения собственной хозяйственной деятельности.

В числе нематериальных форм поддержки выделяются следующие: информационная поддержка; консультационная и методическая поддержка, которая проводится путем организации консультаций с руководителями ТОС по вопросам взаимодействиями с органами местного самоуправления; издания методических материалов для ТОС; проведения обучающих тематических семинаров и научно-практических конференций; организационная поддержка осуществляется путем содействия в подготовке и проведении совещаний, «круглых столов», конференций, семинаров по вопросам ТОС; содействия развитию межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере ТОС; создания условий для повышения уровня знаний руководителей ТОС; содействия в подготовке и дополнительном профессиональном образовании руководителей и специалистов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по вопросам осуществления ТОС.