Файл: Психофизиологический анализ профессиональной деятельности менеджера по персоналу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

условия, средства, сам трудовой процесс;

  1. Морфологический - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия его выполнения, операционально-технологическая структура труда: профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.
  2. Функциональный - интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

При изучении профессиональной деятельности Е.А. Климов охарактеризовал такие ее уровни как:

  1. Деяний - это целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру.
  2. Действий - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение поставленной цели.
  3. Макроэлементов действия - способность отражать объективную действительность на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; осуществление исполнительных актов.
  4. Микроэлементов действия - это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия.

Стоит отметить, что выбор уровней исследования определяется методологическим подходом к содержанию деятельности и поставленными задачами.

Психофизиологии провели многочисленные исследования по изучению изменений активационно-энергетической составляющей функциональной системы деятельности. По их результатам можно сделать вывод, что активационный компонент деятельности является интегративной психофизиологической подсистемой, включающей в себя специфические и неспецифические механизмы активации, взаимодействующие с когнитивными и мотивационно-эмоциональными подсистемами деятельности. В совокупности эти показатели позволят определить функциональную нагрузку конкретного специалиста, умственные операции или ситуации, на которые затрачивается больше сил и ответственность за успешность выполнения работы.

Анализ содержания профессиональной деятельности в контексте психофизиологии профессиональной деятельности необходим для решения практических вопросов в сфере управления трудом [ 13 ]:

    1. Разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора - это составная часть общего отбора и совместно с профессиональным, медицинским, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам в наибольшей степени соответству­ют требованиям выполняемой деятельности, обеспечивая тем самым освоение профессии.
    2. Диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности – периодическое проведение психофизиологического обследования, а так же более подробное в результате возникновения профессиональных трудностей (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.).
    3. Психофизиологическая коррекция и реабилитация – это комплексная сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека.

«Концепция "Здоровье здорового человека"», утвер­жденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции ох­раны здоровья здоровых в Российской Федерации») является ее теоретической и методологической базой. Она направлена на:

  • охрану и укрепление здоровья здорового населения;
  • опреде­ление основных путей развития экспресс-диагностики уров­ней здоровья;
  • формирование путей сохранения и увеличения функциональных резервов человека;
  • разработку принципов индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий;
  • участие в нормировании профессиональных нагрузок, обо­снование рациональных режимов труда и отдыха работников.

Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительно­сти периодов непрерывной работы, выделение обязательного вре­мени отдыха или проведение специальных мероприятий для вос­становления работоспособности.

    1. Психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников – это разработка, внедрение методов и технических средств обучения для развития системы ком­пенсации несформированных отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в проблемных ситуациях.

Реализация данного направления осуществляется с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, изменений функциональных состояний в про­цессе обучения.

    1. Психофизиологическое изучение ошибочных действий – предполагает изучение и анализ ошибочных действий персонала предприятия. Если оно опирается на методологию системного подхода к безопасности труда, то оказывается более эффективным и не позволяет ограничиться лишь утверждением «вины» человека в сложившейся проблеме при выполнении своих обязанностей.
    2. Психофизиологическое обеспечение формирования коллектива - диагностика психофи­зиологических и личностных особенностей персонала позволяет определить различные виды совместимости (социально-пси­хологической, психологической, психофизиологической), которая позволит сформироваться в группе благоприятному социально – психологиче-

скому климату влияющему на организацию совместной деятельности.

    1. Психофизиологическое обоснование эргономических требо­ваний и рекмендаций по учету характеристик человека, его воз­можностей и ограничений при разработке технических средств де­ятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах спе­циалистов модернизируемых и новых образцов техники - эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надеж­ности.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющиеся в конкретной деятельности, оказывают влияние на ее эффективность и качество, определяют надёжность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворённость трудом и психофизиологические ресурсы.

1.2 Менеджер по персоналу и анализ его  профессиональной деятельности

В настоящее время правильное управление персоналом играет огромную роль в достижении организацией стратегических целей. В этом процессе главным фактором является знание и учет психических и личностных особенностей, как руководителя, так и подчиненных. Это дает возможность создания комфортных условий и благоприятного социально-психологического климата в коллективе, выбора наиболее эффективных способов воздействия на мотивацию сотрудников.

Изучением психологических, психофизиологических аспектов в управлении персоналом занимались такие психологи, как: З. Фрейда, К. Юнга, А. Маслоу, Дж. Келли, Дж. Уотсона, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и многие другие. К более поздним исследованиям можно отнести исследование Никольского А. Л.

В последние годы непрерывно возрастает интерес к вопросам оценки функциональных возможностей представителей отдельных профессий с помощью психофизиологических показателей (О. В. Ланская, Л. А. Сазонова). В свою очередь, психофизиология - это наука, изучающая основы функционирования психики, взаимосвязь между нервными и психическими процессами, происходящими в организме человека (И. Н. Мантрова) [ 15 ].

Выполнение различных профессиональных задач, видов деятельности обеспечивается самыми разными психофизиологическими особенностями и качествами человека и требует своеобразного, достаточно определенного их сочетания (В.А. Бодров, Е.П. Гора).

По мнению Е. А. Климова труд эффективен, если функциональные возможности организма субъекта труда соответствуют специфическим требованиям, предъявляемым к нему самой профессией.

Профессия менеджера в условиях современного этапа развития общества очень востребована, в связи с преобладание сферы услуг с сохранением большой доли производственной деятельности. Работа менеджера это преимущественно интеллектуальная деятельность, поэтому у него часто возникают перенапряжение зрительного анализатора (работа за компьютером), гиподинамия, психическое и эмоциональное перенапряжение. Динамические изменения психофизиологических функций, возникающее у менеджера в процессе труда и вызывающие снижение его работоспособности, называют производственным утомлением, а связанное с ним психологическое состояние – усталостью.


Для профессиональной деятельности менеджеров характерны следующие стрессовые ситуации [ 15 ]:

    • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т. е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
    • конфликт ролей;
    • неопределенность ролей;
    • монотонная работа.

Они приводят к развитию психофизиологических нарушений. Для их профилактики необходимо всестороннее изучение психофизиологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров.

Сущность деятельности менеджера в организации определяется полномочиями, которые ему отведены для принятия управленческих решений. Они устанавливаются в соответствии с принятой в ней системой классификации труда. Поэтому в структуре любого предприятия выделяют следующие разделение труда менеджеров [ 12 ]:

  • горизонтальное – специализация менеджеров по функциональному признаку, предполагает выполнение одной или несколько предметных функций. Это способствует созданию на предприятии конкретных отделов: маркетинга, производства, финансов, персонала.
  • вертикальное – определяется характером осуществляемых процессов, полнотой действий, выражается в организационной структуре и уровню менеджмента. К каждому уровню соответствуют управленческие решения:
  • высший - директор предприятия, его первые заместители;
  • средний – начальники подразделений, служб и административных органов предприятия;
  • низший - руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков.

Деятельность, которую выполняет менеджер предъявляет к нему следующие психологические требования [ 15 ]:

  • разнообразие содержания профессиональной активности, в то время как возможности овладеть различными видами деятельности у другого специалистов ограничены;
  • максимальная ответственность за состояние ресурсов и результаты деятельности (за себя, других, за дело в целом, состояние техники, за принятые решения);
  • креативность работы, при обычном дефиците информации, времени и

средств;

  • специфическая роль коммуникативных функций, так как управленческая

деятельность реализуется при помощи общения, «работы с людьми»;

  • высокий уровень общей нервно-психической напряженностью .

Проблемной областью психологии менеджмента являются организаторские способности, которые также составляют ядро психологической структуры личности менеджера. В них можно выделить три основные подструктуры [ 9 ]:


  1. Организационная проницательность:
  • психологическая избирательность - внимание к тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, эмпатия;
  • практическую направленность интеллекта - использовать данные о психологическом состоянии коллектива и направить их на решение практических задач;
  • психологический такт - способность знать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности по отношению к сотрудникам организации.
  1. Эмоционально-волевая действенность – проявляется в способности воздействовать на других волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:
  • энергичность, способность «заражать» и заряжать подчиненных своими желаниями, целеустремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к поставленному результату;
  • требовательность, способность добиваться «своего» в результате психологически грамотной постановки и реализации требований к подчиненным;
  • критичность, способность обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности исполнителей.
  1. Склонность к организаторской деятельности. Она включает:
  • готовность к выполнению организаторской деятельности начиная от

мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью;

  • самочувствие в процессе деятельности, т. е. «тонус» (стеничность чувств), удовлетворенность и работоспособность.

От степени сформированности охарактеризованных выше психологических структур зависит психологический тип менеджера и, как следствие, его индивидуальный стиль руководства. Он определяется сочетанием таких компонентов, как директивность, коллегиальность и попустительство. В основу группирования стилей лежит степень выраженности этих трех компонентов, оцененных по десятибалльной шкале. При доминировании одного из них складывается «чистый», или выраженный стиль. Когда два компонента доминируют над третьим, возникает смешанный тип. Если же все три компонента выражены примерно в равной степени, стиль характеризуется как комбинированный.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что труд продуктивен, только в том случае, если функциональные возможности организма его субъекта соответствуют специфическим требованиям, предъявляемым к нему самой профессией ( Приложение 1 ).

Профессиональная деятельность менеджера имеет свои отличительные признаки. К основным факторам, воздействующим на организм, относятся: нервно-эмоциональные напряжения, большой объем информации, сложной для переработки (повышенная нагрузка на зрительные и слуховые анализаторы, напряжение внимания и памяти), гиподинамия, многофункциональность и высокая интенсивность профессиональной нагрузки. Значительные требования к функциональным возможностям и качествам менеджера позволяют нам предположить, что не каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей может овладеть данной профессией. Следовательно, неправильный выбор профессии зачастую приводит к дезадаптации и болезням.