Файл: Психофизиологический анализ профессиональной деятельности менеджера по персоналу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работу. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряжённости существенными направлениями гуманизации и повышения надёжности труда возрастает потребность проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности человека. Результаты полученные после его проведения, позволят оптимизировать психофизиологическое состояние специалиста, решить задачи профессионального отбора и профпригодности, определить и сформировать индивидуально-психофизиологические качества человека, необходимые для выполнения того или иного вида деятельности.

Научный подход к формированию систем управления персоналом предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению персоналом при решении многих задач потребуется знание основ психофизиологии профессиональной деятельности

Практика показывает, что менеджеры являются ключевым звеном «субъект - субъектной» деятельности, в скалярной цепи вертикальной структуры организации «топ менеджер - менеджер - персонал». Следовательно, изучение трудовой деятельности менеджеров является актуальным, а также показывает высокое прикладное значение изучения этого вопросов, особенно в рамках психофизиологии.

Многими исследователями подчеркивается междисциплинарность и высокая прикладная значимость изучения вопросов профессиональной деятельности менеджеров. Вопрос оптимизации профессиональной деятельности рассматривали исследователи различных направлений: общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда: К. А. Абу-льханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Т. Ю. Базаров, Т. Ф. Базылевич, В. Р. Вес

нин,В. Н. Дружинин, А. Л. Журавлев, Е. А. Климов, И. Корнелиус, А. Н. Ле-онтьев, Б. Д. Парыгин, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, В. А. Розанова, В. А. Соснин и другие.. Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно работ именно по психофизиологическому анализу профессиональной деятельности вообще и менеджера в частности.

Цель данной курсовой работы изучить особенности проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:


  • определить сущность психофизиологического анализа профессиональной деятельности;
  • охарактеризовать профессию «менеджер»;
  • охарактеризовать общие и специфические методы проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный теоретический анализ данной проблемы позволит практикующим психологам и менеджерам по управлению персоналам выбрать те методы психофизиологического анализа профессиональной деятельности, которые позволят дать более полную характеристику психофизиологическому состоянию специалиста организации.

Глава 1. Теоретические аспекты психофизиологического анализа профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

1.1 Характеристика и содержание понятия психофизиологический анализ профессиональной деятельности

По мнению Б. Ф. Ломова психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления. В связи с этим ее изучение нельзя ограничивать анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности – необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы.

В настоящее время изучением системного физиологического обеспечения психических процессов в деятельности стала заниматься наука психофизиология профессиональной деятельности.

К концепциям, в которых раскрывается системная организация физиологических процессов, относятся следующие:

  • теория функциональной системы П. К. Анохина;
  • концепции установки или механизма доминанты, по А. А. Ухтомскому;
  • физиологии активности Н. А. Бернштейна;
  • динамической локализации функций А. Р. Лурии;
  • представления о пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга М.Н. Ливанова;
  • о структуре психологической системы деятельности Б.Ф. Ломова и В.Д. Шадрикова.

В соответствии с этими концепциями структурные изменения в психическом состоянии при выполнении профессиональной деятельности на современном этапе сопоставляются уже не только и не столько с частными нейрофизиологическими процессами, а с их организацией, то есть только через процессы «системного уровня». С позиций системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно связаны и не могут существовать в отдельности друг от друга, и это положение представляет собой конструктивный путь решения прикладных задач оптимизации профессиональной деятельности.

В своих работах Г.М. Зараковский и В.И. Медведев охарактеризовали 4 уровня профессиональной деятельности [ 15 ]:

  1. Интенциональный – мотив реализуемый через потребности и актуализацию обеспечивает формирование цели деятельности.
  2. Операциональный - это процесс преобразования информации и энергии, направленный через средства деятельности на ее предмет.
  3. Активационно-регуляторный - посредством специфической и неспецифической активации, волевых усилий управляет действиями.
  4. Базовый – включает в себя функциональные процессы, которые обеспечивают жизнедеятельность организма, регуляцию его функций с учетом специфики деятельности.

Деятельность человека подразделяется на два вида:

  1. Физическая –психофизиологический анализ данного вида труда связано с изучением движений и таких их характеристик, как скорость, сила в определенные интервалы времени одновременно с параллельной регистрацией тех физиологических функций. В результате был сделан вывод, что физическая работа сопровождается усиленными функциональными сдвигами вегетативных функций, степень которых отражает ее тяжесть и интенсивность. Полученные данные стали основанием для рационализации труда, разработки режимов труда и отдыха, рекомендаций по безопасности труда и профессиональному обучению.
  2. Умственная - характеризуется большим разнообразием и является основной в целом классе профессий. Многие ученые подчеркивали важность проведения психофизиологического анализа данного вида деятельности, так как прием информации, ее переработка и принятие решения, функциональные изменения, происходящие в организме человека, отражаются в динамике изменений характеристик центральной нервной системы.

Методологической основой психофизиологии профессиональной деятельности является общепсихологическая теория деятельности. Она дает представление о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему.


В литературе можно найти два определения деятельности [ 5 ]:

  1. Психологическое – это форма активного отношения субъекта к действительности, которая позволяет достичь сознательно поставленные цели и направлена на создание общественно значимых ценностей или освоение социального опыта.
  2. Философское - это индивидуальная форма существования общественных отношений, характеризующаяся способом включения личности в систему разделения труда.

Отечественные психологии С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева разработали основные положения теории деятельности. Они были сформулированы на основе взглядов о сис­темном строении психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включающих в себя различные процессы и их взаимосвязи.

Также внедрение принципов системного анализа в психологии профессий представлены в работах следующих исследователей: Г. М. Зараковский, Е. М. Иванова, Е. А. Климов, В. Н. Пушкин, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков.

А. В. Карпов с позиции определения деятельности как своеобразной формы отношения выделяет ее два основных специфических признака:

    • продуктивные - получение некоторого результата (какой-либо продукт, освоение тех или иных знаний, умений и т.д.);
    • регулируются осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (цель – главный критерий определения содержания, структуры и

динамики деятельности).

По его мнению деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем. В связи с этим ее исследование осуществляется на основе принципов системного подхода, который детерминирует существование двух ее основных планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (психологического).

Он отмечал, что существует проблема пропорций между внешней (объективированной) характеристикой деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Она устанавливается на основе соблюдения двух общепсихологических принципов:

    • единства психики и деятельности - внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой единое целое и должны взаимообъясняться друг через друга;
    • двухэтапность психологического изучения деятельности - анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа:
  • анализ ее содержания – изучение объективного компонента;
  • анализ ее психологических механизмов – рассмотрение субъективного.

В психологической литературе выделяют два вида характеристики деятельности [ 5 ]:

1. Внешняя - осуществляется через понятия:

  • субъекта и объекта труда;
  • предмет – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе реализации действий практически или мысленно взаимодействует;
  • средств – совокупность орудий, усиливающих возможности человека распознавать специфику предмета труда и воздействовать на него;
  • условия - система социальных, психологических санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

2. Внутренняя - описание процессов и механизмов ее психической регуляции,

ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

В. Д. Шадриков рассматривая профессиональную деятельность в контексте системного подхода выделил следующие уровни возможного анализа профессиональной деятельности, напрямую связанные с задачами анализа ее содержания [ 7 ]:

      • генетический – становление понятия «профессия»; изучение формирования функциональной системы деятельности в процессе профессионализации личности;
      • личностно-мотивационный – определение и изучение потребностей и мотивов личности, реализуемые в конкретной профессии;
      • компонентно-целевой – изучение компонентного состава задач в деятельности; ее результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок; проведение информационного анализ. По мнению Б. Ф. Ломова на данном уровне так же можно рассмотреть модальность и алфавит сигналов, несущих информацию о труде; измерить объем информации; охарактеризовать специфику процессов восприятия и переработки информации;
      • структурно-функциональный – определение структуры деятельности, то есть взаимосвязи между ее компонентами; их значимость; временная организация действий, сложность компонентов-задач, трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям ее субъекта для эффективной реализации каждого ее компонента;
      • индивидуально-психологический – формирование инди­видуального стиля деятельности, способностей и компетенции;
      • психофизиологический – анализ функциональных состояний, характерных для профессиональной деятельности, динамики активационных ресурсов работников.

По мнению Е. М. Ивановой при анализе трудовой деятельности необходимо опираться на следующие уровни [ 12 ]:

  1. Нормативно-параметрический – отражает такие характеристики объекта труда, как: социально-технические и социально-экономические цели,