Файл: Психофизиологический анализ профессиональной деятельности менеджера по персоналу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод

Профессиональная деятельность - это процесс активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека.

К ее психофизиологическим основам относятся [ 13 ]:

  1. Профессионально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения зависят от реализуемого вида деятельности.

Все перечисленные характеристики внимания определяются индивидуально - типологическими особенностями строения и функционирования нервной системы. Скорость переключения внимания зависит от подвижности нервных процессов, а устойчивость - от силы возбудительного процесса.

  1. Для эффективной реализации трудовой деятельности, имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения воспринятого материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора).

  1. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику его свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности,

оригинальности этих образов - с другой.

Любое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например разметчик, закройщик, диспетчер.

Итак, психофизиологический анализ профессиональной деятельности вообще и менеджера в частности, изучение ее структуры, а также физиологических компонентов и их взаимоотношений с психологическими является основным направлением в совершенствовании трудовой деятельности человека, возникновение которой связано с исследованием рабочих движений, проведенных еще И. М. Сеченовым.

Психофизиологические особенности отдельных видов трудовой деятельности вошли составной частью в профессиографию - психологическое описание профессий, что позволило сделать более объективным психологический анализ деятельности.


Глава 2. Методическое обеспечение проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности

2.1 Общие методы проведения психофизиологического анализа профессиональной деятельности

Психофизиология – это экспериментальная наука, в связи с этим важное значение имеет применение адекватных методов исследования. Модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, если бы психологи не заинтересовались нейрофизиологическими процессами, которые лежат в основе изучаемой ими объективной действительности.

Из – за своей объективности, физиологические показатели, являются надежными элементами, используемыми при описании изучаемого поведения и позволяют экспериментаторам включить в сферу своих исследований скрытые для прямого наблюдения проявления активности организма, лежащие в основе поведения.

Психофизиологическое изучение профессиональной деятельности осуществляется с применением совокупности методов и частных методических приемов. Получение и использование научных фактов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности происходит в результате познания психофизиологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по её совершенствованию, обеспечение эффективности и безопасности труда.

Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психофизиологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов [ 12 ]::

  1. Анализ рабочих документов (руководства, инструкции) – для понимания особенностей конкретной деятельности. Он позволяет:
  • конкретизировать требования, которые предъявляются к профессии с позиции психических качеств человек, модернизировать систему

обучения или переподготовки кадров;

  • проанализировать процесс формирования навыков у лиц с различной квалификацией;
  • изучить динамику работоспособности при помощи учета изменений качества продукции в течение рабочего дня.

Также при помощи этого метода осуществляется анализ и ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев, аварий. Его результатом является более углубленное понимание психологических особенностей профессий и требований предъявляемых к специалисту.


  1. Наблюдение за рабочим процессом – позволяет собрать визуальную информацию о содержании деятельности; Оно состоит в систематическом и целенаправленном контроле и анализе всех действий и операций, выполняемых специалистом.

Наблюдение за работником и его деятельностью часто сопровождается хронометражем – замером времени выполнения каждой операции. Данный метод применим в исследовании рабочих специальностей, не требующих сложного принятия решения и творчества.

Наблюдение является составной частью любого вида деятельности по изучению профессии. В процессе него специалист получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и другое.

Выделяют два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Ему подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня позволяет обозначить динамику рабочего поведения под влиянием утомления.

Оно проводится по конкретно разработанному плану, так как довольно трудно одновременно организовать восприятие всех элементов трудового процесса. Сначала составляется четкая программа плана, потом выбирается субъект из окружающей действительности и затем проводиться наблюдение с четкой фиксацией результатов.

Одним из принципом наблюдения является сравнительный подход. Он предполагает исследование поведения людей равной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это поможет определить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выстроить психологическую структуру деятельности.

К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка.

С целью повышения объективности и точности проводимого наблюдения применяют дополнительные приемы и методы, позволяющие регистрировать результаты профессиональной деятельности. К ним относятся [ 9 ]:

  • Фотография рабочего дня - это временная регистрация последовательности выполнения действий, смены режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и другое.

Способы регистрации параметров могут быть различными - от непосредственного сопровождения работника психологом и наблюдения за его поведением до использования телеметрической техники. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты по данному методу представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательные функции и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.

  • Хронометраж - измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса

Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Вместе с тем, использование этого приема требует большой осторожности и такта. Дело в том, что на предприятиях часто проводится производственный хронометраж, который ставит своей целью пересмотр нормативных показателей, обычно в сторону их увеличения. Поэтому присутствие человека с секундомером за спиной у работника может вызвать отрицательное отношение к проводимому обследованию, поэтому перед проведением хронометража необходимо объяснить цели и задачи будущего исследования и постараться снять негативные установки у работников.

  1. Опрос – проводиться устно (беседа, интервью) и письменно (анкетирование). Рассмотрим подробнее [ 16 ]:
  • Беседа является одним из широко распространенных методов и используется при освещении самого широкого круга проблем. С помощью нее можно ознакомиться с индивидуальной структурой труда, выявить профессионально-важные качества работника, выяснить специфику мотивационной составляющей работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест.

Для того, чтобы провести беседу необходимо учитывать следующие требования:

  • строиться по заранее продуманному, определенному плану, но имеет гибкую структуру, что позволяет вносить изменения;
  • проводится в реальных условиях и предполагает обоюдную ак-

тивность как со стороны опрашивающего, так и опрашиваемого. Стоит отметить главное правило беседы: ее нельзя превращать в форму допроса или устной анкеты.


  • включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и не допускать взаимопроверку ответов;
  • Анкетирование - это получение ответа от работников организации в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом можно не вступать в прямой контакт с ними. Его проводят в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки.

Анкеты с целью диагностики ценностных ориентаций работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы, мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств.

Достоинством этого метода является то, что более экономично во времени, обхватывает большое число работников, в связи с чем обеспечивает ему широкое распространение на практике.

  • Метод экспертных оценок заключается в построении ответственного заключения после опроса специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации. Вместе с тем, ситуация экспертизы часто выходит за рамки какого-то одного метода и предполагает использование их комплекса.

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов. Его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

4. Ссамонаблюдение – воспроизведение субъектом труда своих личных

впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач. Оно выражается в следующих формах:

  • самоотчета - специалисту в процессе выполнения своей деятельности предлагается думать, озвучивая каждое действие, каждое наблюдение за процессом труда. Этот способ помогает работнику обратить внимание на те элементы деятельности, которые он раньше не замечал, что оказывает положительное влияние на эффективность ее выполнения.
  • включенного наблюдения (трудового метода) - психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше.
  1. Трудовой метод – дает информацию о специфике труда от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.
  2. Биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути.
  3. Физиолого-гигиенические методы – изучение условий труда: температура в помещение, влажность воздуха, освещенность, вентиляция, чистота.
  4. Эксперимент – его сущность заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке, а главное достоинство — возможность создания определенных условий и их коррекция, точная фиксация результатов исследования. В практической психологии выделяют два вида эксперимента [ 5 ]: