Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение как способ отражения эмоционального состояния человека).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль общения и эмоций в жизни человека
1.1 Вербальная и невербальная стороны коммуникативного процесса
1.2 Эмоции, их сущность и значение в жизни человека
Глава 2. Невербальная общение как способ отражения эмоционального состояния человека
2.1 Изучение эмоционального состояния человека с помощью мимики и жестов
2.2 Способы проявления эмоционального состояния человека через взгляд и прикосновения
Важно упомянуть, что в невербальном общении следует воспринимать невербальные сигналы собеседника не по отдельности, а вместе, составляя в голове общую картину. Дело в том, что если наблюдатель будет обращать внимание только на мимику человека, игнорируя его позу и движения тела, то велика вероятность, что наблюдатель совершит ошибку в распознавании эмоций. Поэтому во внимание следует брать все перечисленные выше детали поведения и выражения эмоциональных состояний человека: и его позу, и то, как он наклоняет голову, что выражают его глаза, мимика, как он дышит, насколько он в целом напряжен. Быстрые, суетливые движения, будь то глаза, руки, или движения телом, выдают нервную, легковозбудимую и восприимчивую натуру, либо же они демонстрируют волнение и неуверенность в конкретной ситуации. Если заметно, как напряжены мышцы человека, руки, лицо, тело, то можно сказать, что он либо находится в состоянии тревожного ожидания, либо подавляет агрессию и неприязнь к собеседнику, и хочет уйти от неприятного разговора.
Заключение
Спецификой невербального общения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.
В социально – психологической литературе данное понятие известно как «язык тела» или «язык жестов». В него входят такие формы самовыражения, которые основываются не на словах и других речевых символах, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами и т.п. в процессе общения. К невербальным средствам общения относятся:
1. Экспрессивно выразительные движения:
- мимика;
- жесты;
- походка;
2. Визуальный контакт:
- взгляд;
- частота контакта;
- направление;
3. Межличностная дистанция (проксемика).
Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются определенным уровнем целенаправленности. Поэтому в психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу.
Эмоциональные состояния людей крайне разнообразны. Удивительно, но в русском языке существует около 5-6 тысяч слов, выражающих различные эмоциональные состояния и переживания людей. Часто встречаются смешанные типы эмоций, когда человек испытывает сразу несколько эмоций, или одна эмоция порождает другую, а та – следующую, и т.д. Изучение эмоциональных состояний это долгий и глубокий процесс, который в результате поможет людям лучше понимать, что происходит с психикой и организмом, как люди выражают свои эмоциональные состояния и как можно распознать невербальные сигналы. Все это крайне важно в современном мире, где умение общаться, способность строить правильные и здоровые отношения нужны, как никогда раньше.
Таким образом, изучение и практика в области невербального общения помогут также избежать недопонимания и неловкостей в процессе общения. Как правило, недопонимание возникает там, где люди неправильно трактуют смысл действий друг друга. Особенно часто это можно заметить в невербальном общении – например, когда человек, стесняясь, не смотрит в глаза собеседнику, скрещивает руки на груди, а собеседник расценивает это как скрытую агрессию и нежелание продолжать разговор. Подобные недопонимания и легкие конфликты происходят ежедневно, и они мешают людям просто наслаждаться общением. Хорошо понимать эмоциональное состояние собеседника и уметь правильно на это отреагировать – это уже залог успешной коммуникации.
Список использованной литературы
- Андрианов М. С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.
- Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. 328 с
- Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - СПб. : Питер, 2009. - 317 с.
- Валенасс В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. Валенасса, Ю. Гиппенрейтер. - М., 2010. - С. 3-28.
- Еникеев М. И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2014. 582 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2008. - 783 с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2011. - 454с.
- Калиниченко С. Г., Коротина, О. А. Психофизиология. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
- Караулова Л. К. Физиология. - М. : Академия, 2009. - 384 с.
- Кнапп М. Л. Невербальные коммуникации. - М.: Наука, 2014. 308 с.
- Куницына В. Н., Казаринова Н. В. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2013. 390 с.
- Поваляева М. А. Невербальные средства общения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. 352 с.
- Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2012. -464 с.
- .Ремакович Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2011. - 480 с.
- Самко Ю. Н. Психофизиология. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 365 с.
Приложение 1
Приложение 2