Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Проблема стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ней особое внимание уделяется обучению навыкам психической саморегуляции, которые помогают повысить общий уровень работоспособности человека и восстановить ресурсы, потраченные в результате повышенного напряжения.

Также в процессе проведения профилактической работы необходимо обучить сотрудников организации методам анализа и интерпретации жизненных и профессиональных стрессов, объективно их оценивать; расширить репертуар конструктивных копинг–стратегий и повысить мотивацию к личностному росту.

  • Психокоррекция – она направленна на преодоление уже сформированного стресс – синдрома, заболеваний стрессогенного происхождения и личностных деформаций.

Она заключается в глубинной проработке восприятия и спосо-

бов преодоления стрессов в различных сферах жизнедеятельности.

В настоящее время нет единой классификации стратегий преодоления стресса. Как сказал С. К. Нартова - Бочавер, « разработка системной классификации видов копинга – это дело будущего...». Однако, в литературе довольно

часто встречаются следующие копинг – стратегии:

  • конфронтация – представляет собой агрессивный ответ человека на определённые жизненные обстоятельства.
  • самоконтроль – на основе подавления негативных эмоциональных чувств человеком осуществляет разумные действия.
  • поиск поддержки – применяется во время утраты близкого, личного

горя, несчастья, когда необходимо избавиться от одиночества в тяжелой для человека ситуации.

  • побег – уход от проблем – человек не решает ее, а старается переложить ее на плечи другого человека.
  • планирование – разработка конкретного плана выхода из сложившейся ситуации, который необходим при постепенно нарастающей опасности.
  • позитивная переоценка – позволяют человеку при любой сложности ситуации увидеть положительные стороны и сконцентрироваться на ее решении.
  • принятие ответственности – позволяет осознать и принять свои

ошибки; использование данной стратегии свойственно только волевым и сильным людям.

  • откладывание ответственности или дистанцирование от проблемы – она применяется тогда, когда противник разъярен и сложившуюся ситуацию, лучше решить на расстоянии.

Таким образом, применение стратегий преодоления стресса основывается на субъективном значении переживаемой ситуации и отвечает одной из задач — разрешить проблему и скорректировать эмоциональное состояние. А механизм данного процесса основывается на когнитивном оценивании стрессогенной ситуации и личных ресурсов.


Выводы

Профессиональный стресс это интегративное свойство личности, которое является:

  • определенной степенью адаптации индивида к влиянию стресогенных факторов профессиональной деятельности;
  • уровнем возможной активизации ресурсов организма и психики;
  • показателем его функционального состояния и работоспособности.

Механизм проявления и регуляции стресса определяется следую

щими особенностями:

  • мотивацией;
  • ресурсами;
  • личностными чертами и познавательными способностями;
  • эмоционально - волевой реакцией;
  • профессиональной подготовкой;
  • работоспособностью.

Выделяют следующие модели стресса:

  • первая – это реакция или целостный паттерн реакций человека – стресс в данном случае является зависимой переменной;
  • вторая – стресс – это независимая переменная или внешний стимул;
  • третья – в ней он представлен как динамичный психофизиологический процесс взаимодействия внешнего стимула и ответа на него.

Таким образом, стресс – это проблема управления, поэтому каждому менеджеру необходимо обладать знаниями о причинах и факторах его возникновения, симптомах, об основных механизмах управления этим явлением.

Глава 2. Диагностика уровня развития профессионального стресса у менеджеров

2.1 Методика проведения диагностического исследования

Место проведения исследования: СП « UzTelekom »

Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 23 респондента.

Методы исследования:

1. Экспресс – диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя ( И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева ) ( Приложение А )[8].

Данная методика позволяет на примере стрессогенных факторов определить, как профессионал адаптирован к определенной обстановке и каким образом проявляются способности человека действовать в определенной ситуации.

Участникам предлагается следующая инструкция: « Прочитайте внимательно каждое предложение и напротив него поставьте соответствующий ответ, выбрав его из следующих вариантов: « никогда » - 1 балл; «редко » - 2 балла; « иногда » - 3 балла; « часто » - 4 балла; « всегда » - 5 баллов».


Обработка и интерпретация результатов:

  • Подсчитываем баллы с первого вопроса по третий - если результат выше 12 баллов, то это указывает на повышенную конфликтность в деловом общении. Для таких людей характерно мелочность, желание найти причину для споров, стараются другим людям навязать свое мнение и в определенных ситуациях занимают жесткую позицию по отношению к неприемлемым для них выводам.
  • Подсчитываем баллы с четвертого по шестой вопрос – если респондент набрал выше 12 баллов то это указывает на наличие психологических перегрузок у сотрудников. У них наблюдается повышенная

утомляемость, поэтому они вынуждены заставлять себя выполнять порученные им задания. Длительная интенсивная нагрузка приводит к психическому истощению и в результате к понижению производительности и качества выполняемой работы. В стрессовой ситуации может произойти срыв в поведении.

  • Подсчитываем баллы с седьмого по девятый вопрос – если испытуемый набрал свыше 12 баллов, то это говорит о том, что причиной профессионального стресса является низкая компетентность, неконструктивная организация работы. Это проявляется в нежелании выполнять свою работу, постоянно запаздывает с отчетом, а при проверке в нем выявляются ошибки. Он не может равномерно распределить свое рабочее время.
  • Подсчитываем баллы с десятого по двенадцатый вопрос – если результат выше 12 баллов, то это указывает на психологическую напряженность в отношениях с вышестоящим руководством. Данные члены коллектива испытывают трудности в установлении межличностных отношений с другими людьми. Они не отстаивают собственного мнения, тяжело переживают обиды, не проявляют инициативу и не принимают самостоятельных решений.

2. Оценка профессионального стресса ( опросник Вайсмана ) ( Приложение Б )

Респондентам зачитывается следующая инструкция: « Вам предлагается бланк с вопросами, при ответе на которые вам необходимо выбрать один из пяти вариантов ответов: « никогда » - 1 балл; « редко » - 2 балла; « иногда » - 3 балла; « часто » - 4 балла; « всегда » - 5 баллов ».

Обработка и интерпретация результатов.

Полученные результаты необходимо суммировать и чем выше балл, тем выше уровень стресса.

  • высокий – у человека наблюдается переутомление и истощение, он

теряет самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеет владеть

своим эмоциональным настроем;

  • средний – человек может в зависимости от ситуации сохранить самообладание, он старается в спорных ситуациях не доводить дело до психического напряжения;
  • низкий – в стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно и умеет контролировать собственные эмоции, не раздражаетесь по пустякам и стараетесь поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающими.

2.2 Анализ полученных данных в процессе диагностики

В результате проведенного констатирующего среза были получены результаты, на основе которых был проведен количественный и качественный их анализ.

Среднеарифметический количественный анализ результатов по методике « Экспресс – диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя » ( И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева )показан на диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Уровень влияния стресс – факторов по методике « Экспресс – диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя » ( И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева )

Анализ результатов, представленный на диаграмме, свидетельствует о том, что:

  • повышенная конфликтность в деловом общении – 4 ( 17,3% ) - для таких людей характерно мелочность, желание найти причину для споров, стараются другим людям навязать свое мнение и в определенных ситуациях занимают

жесткую позицию по отношению к неприемлемым для них выводам;

  • психологическая перегрузка у сотрудников – 9 ( 39,1% ) - у них наблюдается повышенная утомляемость, поэтому они вынуждены заставлять себя выполнять порученные им задания. Длительная интенсивная нагрузка приводит к психическому истощению и в результате к понижению производительности и качества выполняемой работы. В стрессовой ситуации может произойти срыв в поведении.
  • сфера деятельности – 7 ( 30,4% ) - это проявляется в нежелании выполнять свою работу, постоянно запаздывает с отчетом, а при проверке в нем выявляются ошибки. Он не может равномерно распределить свое рабочее вре-мя и поэтому вся работа осуществляется в условиях острой его нехватки.
  • психологическая напряженность в отношениях с вышестоящим руководством – 3 ( 13,2% ) - данные члены коллектива испытывают трудности в установлении межличностных отношений с другими людьми. Они не отстаивают собственного мнения, тяжело переживают обиды, не проявляют инициативу и не принимают самостоятельных решений.

Среднеарифметический количественный анализ результатов по методике « Оценка профессионального стресса » ( опросник Вайсмана ) показан в таблице 1

Анализ, представленный в таблице 1, свидетельствует о том, что:

  • высокий ( 12 человек ) – у них наблюдается переутомление и истощение, они теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют

владеть своим эмоциональным настроем;

Таблица 1

Уровень развития профессионального стресса по методике « Оценка профессионального стресса » ( опросник Вайсмана )

Количество респондентов

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

12

8

3

  • средний ( 8 человек ) –могут в зависимости от ситуации сохранить самообладание, стараются в спорных ситуациях не доводить дело до психического напряжения;
  • низкий ( 3 человека ) – в стрессовой ситуации они ведут себя сдержанно и умеют контролировать собственные эмоции, не раздражаются по пустякам и стараются поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающими.

Таким, образом, результаты констатирующего этапа исследования позволяют сделать вывод о том, что из 23 опрошенных менеджеров у 12 выявлен высокий уровень профессионального стресса. Поэтому мы предложили им принять участие в тренинге по его снижению. В результате у нас сформировалось две группы – экспериментальная и контрольная. Данное подразделение поможет нам по результатам повторной диагностики и их статистического сравнения определить эффективность проведенных тренинговых занятий для последующей реализации в других организациях.

Выводы

Профессиональная деятельность менеджера связана с интенсивным психоэмоциональным напряжением, переработкой большого объема информации, ответственностью за результаты труда коллектива организации в целом. Влияние данных факторов приводит к увеличению интенсивности познавательных, эмоциональных и коммуникационных нагрузок, которые предъявляют повышенные требования к психологическим

возможностям менеджера.

Ее особенность заключается в разнообразных эмоционально насыщенных и когнитивно сложных межличностных контактов, которые требуют от менеджера личного вклада в реализацию своих функциональных обязанностей. Стоит отметить, что в данной профессии также важен процесс получения обратной связи об эффективности выполненной работы ( например, это проявление уважения со стороны сотрудников ).

В последнее время все больше проводиться исследований по проблеме стресса в профессиональной деятельности человека ( Бодров, Касл, Купер и Маршалл ). Рассмотрение различных способов и механизмов приспособления личности к требованиям профессии обусловлено анализом влияния стресса на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В психологической литературе по данной проблеме ( Бодров, Купер и Маршалл, Леонова ) отмечено, что определенные производственные стрессоры ( ролевая неопределенность, конфликты, рабочие перегрузки и другие ) взаимосвязаны с психическим и эмоциональным напряжением, психосоматическими отклонениями и формированием различных форм личностных и поведенческих деформаций.