Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Проблема стресса в психологии).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема стресса в психологии
1.1 Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему стресса
1.2 Профессиональный стресс у менеджеров и его преодоление
Глава 2. Диагностика уровня развития профессионального стресса у менеджеров
2.1 Методика проведения диагностического исследования
Стоит отметить, что в психологической литературе не раскрываются вопросы, касающиеся специфики причин возникновения и форм проявления стресса в различных видах управленческого труда. Также не представлен комплексный анализ факторов развития стресса в работе менеджеров разного уровня, который позволяет проследить специфику форми-
рования профессионально обусловленных синдромов стресса в полном цикле его развития - от причин до последствий в психофизическом здоровье человека. Отсутствие исследований на поставленные вопросы создает трудности в разработке методов оказания психологической помощи менеджерам различных должностных позиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткий анализ проведенных исследований по проблеме профессионального стресса в деятельности менеджера, показывает, что в настоящее время она является очень актуальной, как в теоритическом плане изучения, так и в практическом. На данный момент, с одной стороны, накоплен достаточный материал по различным видам стресса, с другой – многие психологи указывают на сложность, противоречивость и недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.
Прикладные исследования и разработка различных программ борьбы со стрессом связаны, в первую очередь, с его негативным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека подхода. Это, прежде всего, рост числа заболеваний стрессовой этиологии и, как следствие, нарушение трудоспособности активной части населения, сложности адаптации к новым видам и формам труда, развитие состояний сниженной работоспособности, развитие различных форм личностного неблагополучия ( феномен отчуждения труда, десоциализация, профессиональная и личностная деформация ).
Итак, определенная часть проводимых исследований стресса имеет прикладной характер и направленны на анализ феноменологии его проявления в профессиональной деятельности.
Изучение состояния исследуемого вопроса на практике показало, что из 23 опрошенных менеджеров по методике « Экспресс – диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя » ( И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева ) у 9 респондентов наблюдается длительная интенсивная нагрузка приводит к психическому истощению и в результате к понижению производительности и качества выполняемой работы. В стрессовой ситуации может произойти срыв в поведении. По методике « Оценка профессионального стресса » ( опросник Вайсмана ) у 14 наблюдается переутомление и истощение, они теряют самоконтроль в стрессовой ситуа-
ции и не умеют владеть своим эмоциональным настроем.
Таким образом, профессиональный стресс является одним из главных источников снижения эффективности труда и приводит к отклонениям психофизического здоровья. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий реагирования на стрессовые ситуации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абабков В. А., Перре М. М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии - СПб.: Речь, 2014.
- Альтшуллер А. А. Стрессоустойчивый менеджер – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление - М.: ПЕР-СЭ., 2009.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса - СПб.: Питер, 2009.
- Волоскова Н. Н., Глушкова Н. И., Куксова Н. А. Психология стресса - Ставрополь: Грамота, 2009.
- Гринберг Дж. Управление стрессом - СПб.: Питер, 2008.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса - М.: Академический Проект, 2009.
- Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания – Куйбышев: Рик, 2012.
- Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса: практикум - Казань: КНИТУ, 2012.
- Леонова А. Б., Качина А. А. Особенности синдромов профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса // Психология психических состояний - Казань: КГУ, 2006, № 6.
- Марк С. Стресс как причина заболеваний - М.: Академия, 2010.
- Марков В. И. Стресс - Н.Новгород: НГПУ, 2010.
- Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг. Ресурсы стрессоустойчивости - СПб.: Речь, 2009.
- Овчинников Б. В., Колчев А. И. Профессиональный стресс и здоровье - СПб.: Речь, 2011.
- Панченко Л. Л. Диагностика стресса - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2012.
- Панченко Л. Л. Стресс - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адмирала Г. И.
Невельского, 2010.
- Родионов В. А. Стресс – менеджмент - М.: ПУ "Первое сентября", 2011.
- Семёнов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента - М.: « ДАШКОВ и К0 », 2009.
- Таламова И. Г. Стресс - Омск: СГУФКС, 2009.
- Чурилова Т. М. Стресс как объект научной рефлексии - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции - СПб,: Питер, 2012.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Экспресс – диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя
( И. Ладанов, В. Уразаева )
Инструкция: на каждый вопрос возможен один из пяти предложенных ответов: «никогда» — 1 балл; «редко» — 2 балла; «иногда» — 3 балла; «часто» — 4 балла; «всегда» — 5 баллов. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и против каждого вопроса поставьте соответствующий ответ.
1 Работающие с вами люди не знают, чего можно от вас ожидать
2 Вы убеждены, что делаете совсем не то, что нужно
3 Вы чувствуете, что не в состоянии выполнять противоречивые
требования вышестоящих руководителей
4 Вы ощущаете сильную нагрузку
5 Вам не хватает времени, чтобы качественно сделать работу
6 Вы чувствуете, что работа оказывает давление на личную жизнь
(мешает личной жизни)
7 Часто вы не знаете, что вам предстоит делать
8 Вы чувствуете, что только власть поможет вам выполнить работу
9 Вы чувствуете, что не можете справиться с необходимой
информацией
10 Вы не знаете, какую оценку дает вам начальник
11 Вы не в состоянии предугадать реакцию вышестоящего
начальника
12 Ваши взгляды и взгляды начальника полностью противоположны
Сферы рабочих стрессов:
- Конфликтность коммуникаций — вопросы 1–3.
- Стрессы рабочих перегрузок — вопросы 4–6.
- Информационный стресс — вопросы 7–9.
- Стрессы «вертикальных» коммуникаций — вопросы 10–12.
Обработка и интерпретация результатов
1. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 1го по 3й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о повышенной конфликтности делового общения — высокой стрессогенности организационных коммуникаций. Стресс-менеджмент должен быть направлен на выявление «слабых звеньев» коммуникаций в организации, обучение эффективному деловому общению управленческого персонала, развитию организационной культуры.
2. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 4го по 6й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о наличии психологических перегрузок у руководителя. Рекомендуется обучение тайм-менеджменту, оптимизации
рабочих нагрузок и технологиям психической саморегуляции.
3. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 7го по 9й включительно. Результат выше 12 баллов говорит о том, что причиной рабочих стрессов является низкая компетентность, не конструктивная организация работы. Срочно требуется повышение профессиональной квалификации и компетенции. Имеющиеся
управленческие проблемы могут быть частично решены с помощью сплоченной команды или рациональных инновационных преобразований.
4. Суммировать баллы, проставленные за ответы на вопросы с 10го по 12й включительно. Результат выше 12 баллов свидетельствует о психологической напряженности в отношениях с вышестоящим руководством. В целях снижения стрессогенности в корпоративных отношениях необходима углубленная психодиагностика вертикальных коммуникаций, стилей управления и подчинения, поведенческих моделей и специализированные психологические тренинги, направленные на развитие организационной культуры и коммуникаций.
Приложение Б
Методика « Оценка профессионального стресса » ( опросник Вайсмана)
Инструкция. Напротив каждого вопроса выберите цифру,- которая наилучшим образом отражает ваш ответ.
№ п/п |
Вопросы |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
Практически всегда |
1 |
Как часто вам кажется, что вам не хватает полномочий, чтобы справляться со своими обязанностями? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Как часто у вас возникает неприятное чувство по поводу своих служебных обязанностей? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Как часто бывает, что вы не знаете о возможностях своего продвижения по работе? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Как часто вы чувствуете, что слишком перегружены и не можете справиться с работой за рабочий день? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Как часто вам кажется, что вы не сможете удовлетворить противоречивые требования разных людей из вашего окружения? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Как часто вам кажется, что вам не хватает квалификации для выполнения своей работы? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Как часто вы не знаете, что думает о вас ваш начальник и как он оценивает вашу работу? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Как часто вы находитесь в ситуации, когда не можете получить нужную информацию для работы? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Как часто вы беспокоитесь о решениях, которые влияют на жизнь других знакомых вам людей? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Как часто вы чувствуете, что не нравитесь своим коллегам по работе или вас не принимают в коллективе? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Как часто вы не можете повлиять на решения и действия начальника, направленные на вас? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
1 Как часто вы не знаете, чего ожидают от вас ваши коллеги? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
1 Как часто вам кажется, что количество работы, которую вам необходимо сделать, повлияет на качество ее выполнения? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
1Как часто вам кажется, что вам приходится делать нечто противоречащее вашим суждениям? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
1Как часто вам кажется, что работа негативно отражается на вашей семейной жизни? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обработка методики и интерпретация результата.
Чтобы определить свой итоговый показатель по шкале профессионального стресса,
сложите полученные результаты. Минимальное значение по этому тесту – 15, максимальное – 75. Чем выше полуденный балл, тем выше уровень стресса
-
Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания ↑
-
Волоскова Н. Н., Глушкова Н. И., Куксова Н. А. Психология стресса ↑
-
Овчинникова Б. В., Колчев А. И. Профессиональный стресс и здоровье ↑
-
Альтшуллер А. А. Стрессоустойчивый менеджер ↑
-
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции ↑
-
Овчинников Б. В., Колчев А. И. Профессиональный стресс и здоровье ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом ↑
-
Куприянов Р. В., Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса ↑