Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Проблема стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное в нем – это проведение детального анализа, заключающегося в смене механизмов регуляции деятельности под влиянием различных факторов, а также оценка их значимости с учетом внутренних затрат. Так, например, в « двухуровневой модели управления ресурсами » Д. Бродбента и Р. Хокки, модели изменения в микроструктуре когнитивных и исполнительных актов А. Б. Леоновой раскрываются эффекты разного уровня автоматизации действий, осуществляемые при осознанном и неосознанном контроле за их выполнением. Стоит отметить, что уровень сознательной регуляции имеет более высокую « цену » из-за использования вспомогательных средств, таких как внимание, эмоциональная мо-

билизация и стабильность.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что представленные работы в психологической литературе по проблеме профессионального стресса имеют эмпирическую направленность, так как описывают конкретные производственные ситуации и

представляют разнообразные диагностические методики.

Хотя, стоит отметить, что до сих пор не разработана единая концепции профессионального стресса, но, тем не менее, это не мешает психологам, работающим на предприятии, опираться в своей деятельности на различные частные разработки.

1.2 Профессиональный стресс у менеджеров и его преодоление

Менеджер - это человек, который занимается управленческой деятельностью в определенной сфере функционирования фирмы[4].

Выделяют следующие требования к его профессиональной компетенции:

  • знания в области управления;
  • ориентированность в специализации предприятия;
  • развитые коммуникативные навыки.

Сущность деятельности менеджера в организации определяется полномочиями, которые ему отведены для принятия управленческих решений. Они устанавливаются в соответствии с принятой в ней системой классификации труда. Поэтому в структуре любого предприятия выделяют следующие разделение труда менеджеров:

  • горизонтальное – специализация менеджеров по функциональному признаку, предполагает выполнение одной или несколько предметных функций. Это способствует созданию на предприятии конкретных отделов: маркетинга, производства, финансов, персонала.
  • вертикальное – определяется характером осуществляемых процессов,

полнотой действий, выражается в организационной структуре и уровню менеджмента. К каждому уровню соответствуют управленческие решения:

  • высший - директор предприятия, его первые заместители;
  • средний – начальники подразделений, служб и административ-

ных органов предприятия;

  • низший - руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков.

В течение последних лет зарубежные и отечественные психологи уделяют внимание систематизации причин повышенной напряженности в деятельности менеджеров, а также отрицательных последствий для пси-

хического здоровья представителей данного вида труда. Специфика деятельности менеджера заключается в большом количестве эмоционально насыщенных и когнитивно - сложных межличностных взаимоотношений, что предполагает максимальную его отдачу при выполнении своих функциональных обязанностей.

В результате своих исследований психологи ввели понятие « профессиональный стресс у менеджера ». Это напряжен­ное состояние работника, которое возникает в результате воздействия эмоционально - отрицательных и экс­тремальных факторов, связанных с выполнением профессиональной деятельности. В процессе своей работы менеджерам приходиться решать сложные по содержанию задачи, которые в свою очередь являются основными стрессорами в их работе, так например:

  • стратегическое планирование;
  • переработка больших потоков информации;
  • распределение обязанностей и координация действий персонала;
  • контроль сроков выполнения порученных заданий;
  • временные рамки исполнения проектов;
  • недостаточная автономия исполнения, так как деятельность и принимаемые решения должны обеспечивать требуемые экономические

результаты.

Возникновение стресса у человека зависит от множества причин, среди которых важное место отводится факторам психологической и социальной природы. Степень его выраженности зависит от специфики функционирования эмоционально - личностной сферы, индивидуального опыта и межличностного взаимодействия в процессе осуществления профессиональной деятельности.

По мнению Ю. В. Щербатых факторы, влияющие на возникновение

профессионального стресса можно разделить на две группы[5]:

  1. Объективные – это вредное производство, тяжелые условия труда и

форс – мажорные обстоятельства;

  1. Субъективные – состоят из:
  • межличностных – это общение с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе. Во многих организациях руководитель часто является источником стресса. Это связано с его диктаторским стилем управления, завышенными требованиями к работе, отсутствием конкретных указаний, которые также могут меняться в течении рабочего дня и т.д.
  • внутриличностных – подразделяются на: профессиональные, личностные и физиологические.

В процессе анализа различных факторов развития профессионального стресса Б. В. Овчинников, А. И. Колчев, сформировали четыре группы потенциально стрессогенных факторов[6]:

1. Коммуникативный - относятся к социально - психологическому аспекту выполняемой деятельности и в нем выделяют два подфактора:

  • « вертикальный » - его суть в том, что большое количество людей находящееся в прямом подчинении у одного человека, способствует повышению уровня эмоционального напряжения в коллективе при выполнении своих обязанностей;
  • « горизонтальный » - развивает социальную депривацию, то есть постоянное общение в малочисленной группе способствует формированию сложностей при взаимодействии в социуме.

2. Информационный - характеризует структуру деятельности и ее опера-

ции. В нем выделяют две составляющие, которые приводят к стрессу:

  • алгоритмизация – это последовательность выполнения действий в соответствии с инструкцией. Повышенную стресогенность представляет та деятельность, в который алгоритм действия отражает только промежуточные и конечные цели. Однако, четкое следование этапом реализации работы, также приводит к развитию стресса.
  • эвристичность – сформулированные задачи решаются нестандартными способами, что способствует возникновению трудностей.

3. Эмоциогенный – в нем выделяют два аспекта:

  • ответственность – завышенный уровень ее сформированности у личности способствует ярко выраженному переживанию за результат своего труда, его последствия для общества;
  • опасность труда для здоровья и жизни самого работника.

4. Физиолого - гигиенические – в нем выделяют следующие основные подфакторы:

  • организация рабочего места - микроклиматические условия, состав воздуха, естественная и искусственная освещенность, уровень шума и т.д.;
  • ритмичность труда – максимально быстрому развитию стресса способствует « рваный » режим работы, то есть тот который не подчиняется установленным правилами и зависит от внешних обстоятельств.

В деятельности менеджера очень много стресс - факторов, которые

специфичны по своему содержанию. К ним относят следующие:

  • информационные нагрузки – большой поток информации приводит к возникновению когнитивной нагрузки, которая способствует повышенному уровню напряженности, впоследствии переходящий в стресс;
  • ответственность за результат, за себя и за других;
  • дефицит времени;
  • межличностный конфликт;
  • ролевые конфликты – развиваются в результате столкновения « требований сверху » и « интересов снизу » в поведении руководителя, а их частый характер выступает сильным стрессором управленческой деятельности.
  • полифокусность управленческой деятельности - руководитель нахо-

дится в условиях, когда ему необходимо « удерживать в поле зрения » множество проблем, « разрываться между делами ». В результате развивается феномен интерференции – это наложения одних функций или задач на другие, что способствует возникновению высокого напряжения.

  • внешние средовые факторы – сюда относятся: конкуренция, криминальная среда; нестабильность микросоциальной и макроэкономической динамики.

В формировании стрессовых состояний в процессе деятельности выделяют следующие фазы [ 12 ]:

  1. Мобилизации – на данной фазе происходит первичное формирование общего эмоционального напряжения, поэтому каких – либо негативных проявлений не наблюдается. Наоборот, она может оказать положительное влияние на психические процессы и на выполнение деятельности в целом.

Также эту фазу обозначают как стадия продуктивного стресса или « эвристического », которая характеризуется:

  • увеличением объема восприятия и внимания;
  • повышением гибкости и лабильности оперативной памяти,
  • опорой на прошлый опыт;
  • проявлением продуктивности и креативности в мыслительном процессе;
  • разработкой альтернатив и их анализу.

Также она представляет собой полную мобилизацию психических и физических сил организма в ответ на внешние раздражители.

  1. Расстройства – постепенно у личности положительные эмоции переходят в отрицательные, и психика начинает «давать сбои ». Первые изменения происходят в когнитивной сфере: наблюдается снижение интеллектуальной и мыслительной деятельности.

Проявляющиеся на этой фазе явления обуславливают непродуктив-

ный стресс, который также называют « дисфункциональный стресс».

  1. Деструкции – сформировывается ярко выраженная дистрессовость, которая характеризуется распадом деятельности и отклонениями в психических процессах.

В ней выделяют две закономерные формы деструкции: по типу гипервозбуждения или гиперторможения.

В своих работах H. В. Самоукина выделяет следующе виды профессионального стресса [ 24 ]:

  • информационный – сформировывается в результате ограниченности времени и высокого уровня ответственности при выполнении заданий; также развивается при наличии неопределенной ситуации или постоянной сменой информационных параметров;
  • эмоциональный – развивается при реальной или предполагаемой опасности, которая проявляется в виде чувства вины за невыполненную работу, напряженных отношений с коллегами. Иногда он может привести к изменениям в ценностных установках, которые

взаимосвязаны с выбранной профессией;

  • коммуникативный – проявляется в реализации межличностных отношений, в виде: высокого уровня конфликтности, в низком уровне субъективного контроля, отсутствия познания в сфере защиты от манипуляции в общении.

Также в протекании стресса выделяют различные стрессовые сце-

нарии, которые обусловлены индивидуальными особенностями работника. Их подразделяют в зависимости от:

  • частоты и силы проявления – каждый день, но с малой силой психического напряжения, один раз в год, но с большой;
  • направленности стрессовой агрессии - на себя, коллег и начальников;
  • механизмов запуска стрессовых реакций – происходит мгновенно независимо от раздражителя или постепенно, с накапливанием негативных эмоций.

В управление стрессами выделяют следующие направления[7]:

  • Организационное – в его рамках происходит снижение стрессогенности рабочей среды, оптимизация рабочих нагрузок, внедрение новых технологий работы. Это возможно благодаря выявлению и устранению факторов, вызывающих стресс, с учетом перепроектирования деятельности. Стоит отметить, что здесь могут возникнуть трудности с внедрением инноваций.

Устранение профессиональных стресс – факторов осуществляется поэтапно:

  • анализ стрессообразующих факторов для членов коллектива организации, независимо от рода их деятельности;
  • определение должностных позиций, которые в наибольшей степени подвержены стрессу;
  • выявление и изменение тех факторов, которые можно изме

нить с целью снижения напряженности в работе персонала;

  • изучение организационных условий, которые невозможно изменить в настоящее время;
  • разработка проекта организационных изменений с целью решения производственных проблем;
  • мониторинг динамики изменения уровня профессионального

стресса.

  • Медицинское – предусматривает оказание помощи каждому человеку. Для этого используются различные терапевтические и профилактические методы.

В данном направлении осуществляется лечение профессиональных заболеваний, которые вызваны длительным переживанием стресса или

при возникновении форс – мажорных обстоятельств.

Его отрицательной стороной является ограниченность временных и материальных ресурсов, а также трудность определения основного ис-

точника возникновения стресса.

  • Психологическое – подразделяется на два аспекта:
  • Психопрофилактика стресса ( консультативная поддержка ) – позволяет снизить уровень индивидуальной уязвимости к стрессу и повысить степень устойчивости по отношению к нему.