Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности ( Проблема стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент в  физиологии,  психологии,  социологии  и  менеджменте  одной из изучаемых проблем является  профессиональный стресс,  так как это понятие объединяет в себе сложные по своей  природе  явления: психофизиологические,  личностные, социальные. 

Термин  « стресс »  позволяет рассмотреть достаточно широкий круг  вопросов,  которые раскрывают причины возникновения, стадии формирования и возможные последствия его отрицательного влияния на объективную действительность, профессиональную деятельность и межличностное взаимодействие.

Его изучение особенно актуально для специалистов, работающих в системе « человек – человек ». Одним из наиболее распространенных видов профессий этой сферы является деятельность управленческого персонала или менеджеров различного профиля.

Развитие профессионального  стресса  у  менеджеров обусловлено высоким психическим, эмоциональным и социальным  напряжением,  коммуникативными  перегрузками,  возникающими  в  процессе  работы,  утомляемостью,  дефицитом времени из – за неправильного его распределения,  высокой  ответственностью, спецификой общения  и  деятельности. Его негативное  воздействие  вызывает  у  них  состояние  напряжения,  которое  в свою очередь способствует развитию барьеров  в  межличностном  общении  с  коллегами,  отрицательно  влияет на  физическое  и  психическое  здоровье. 

Поэтому, в настоящее время решение этой проблемы является очень актуальным. Оно предполагает не только нахождение фактов наличия неблагополучия и понижения трудовой активности менеджеров, но и конкретный психологический анализ специфики проявлений стресса в различных видах управленческого труда.

Механизмы развития стрессоустойчивости человека в различных

профессиях изучались следующими учеными ( Платонов К. К., Ананьева Б. Г., Китаева-Смык Л. А., Столяренко А. М., Климов Е. А., Макарова А. К., Папкин А. И., Березин Ф. Б., Запускалов С. В., Положий Б. С., Бодров В. А., Никифоров Г. С., Машуленс Г., Винокур В., Абабков В. А., Перс М., Леонова А. Б. ).

Цель курсовой работы - проанализировать психологических факторов развития профессионального стресса у менеджеров.

Объект исследования – профессиональный стресс.

Предмет исследования – факторы и стадии развития профессионального стресса у менеджеров и пути его профилактики.


Задачи курсовой работы:

  • раскрыть сущность понятия « профессиональный стресс »;
  • выявить психологические факторы его возникновения;
  • провести диагностику уровня развития профессионального стресса у менеджеров.

В процессе работы мы использовали комплекс методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: анализ социально – психологической литературы, диагностические методы ( тестирование ).

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Проблема стресса в психологии

1.1 Взгляды зарубежных и отечественных психологов  на проблему стресса

Канадский физиолог Г. Селье является автором первой концепции стресса. Она состоит из следующих основных положений[1]:

  1. Каждый биологический организм обладает врожденным механизмом поддержания равновесия при функционировании собственных систем. Оно обеспечивается процессами гомеостазиса.
  2. Сильные внешние раздражители называются стрессорами, которые способствуют нарушению внутреннего равновесия в организме.
  3. Неспецифическое физиологическое возбуждение организма является его защитно – приспособительной реакцией на любой вид стрессора, как положительный, так и отрицательный.
  4. Формирование и адаптация к стрессу проходит несколько стадий, продолжительность которых опосредована уровнем резистентности организма, интенсивностью и длительностью действия стрессора.
  5. У любого организма существуют определенные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса. Их истощение может привести к развитию заболеваний и даже смерти.

В своей работе В. А. Бодрова по проблеме психологического стресса рассмотрела основные подходы и модели стресса [ 3 ]:

  1. Генетически – конституциональная – анализирует зависимость между способностью организма сопротивляться стрессу и защитными стратегиями функционирования вне зависимости от существующих обстоятельств.

Проводимые исследования на этой основе реализуют попытку установить взаимосвязь между генотипом и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить индивидуальную

способность сопротивляться стрессу.

  1. Модель предрасположенности к стрессу – охарактеризовывает эффекты взаимодействия двух видов факторов: наследственности и объективного мира, то есть тех которые при сильном воздействии развивают реакцию максимального напряжения.
  2. Психодинамическая – в ее основе лежат положения теории З. Фрейда, в которой он рассмотрел два типа возникновения и проявления, как тревоги, так и беспокойства:
  • сигнализирующая – это реакция предупреждения о реальной внешней опасности;
  • травматическая – формируется в результате действия бессознательного, внутреннего источника. Для описания симптомов, возникающих при этом состоянии, З. Фрейд ввел термин « психопатия повседневной жизни ».
  1. Модель Дж. Вулфа – он считал, что стресс – это физиологическая реакция на социально - психологические раздражители, также он установил их зависимость от мотивов поведения личности, конкретной ситуации и отношения к ней.
  2. Междисциплинарная - стресс возникает в результате действия стимулов, которые почти у всех индивидов вызывают тревогу, которая приводит к формированию различного рода реакций: физиологических, психологических, поведенческих, а иногда и патологических. Также стоит отметить, что это может привести и к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
  3. Модель Д. Механик – основным аспектом его модели является понятие и механизмы адаптации. Это способ, с помощью которого индивид борется с ситуацией, с чувствами, вызванные ее.

Она проявляется в виде:

  • преодоления ( coping ) - борьба с ситуацией - определяется целенаправленным поведением индивида в принятии полноцен-

ных решений при возникновении трудных жизненных задач;

  • защиты ( defence ) – борьба с чувствами.
  1. Модель физиологического стресса - автор Г. Селье, модификация Б.
  2. П. Дохренвенд – в основе стресса как состояния организма, находятся адаптивные и не адаптивные реакции.
  3. Системная – ее представители считали, что управлять стрессом можно на уровне системной саморегуляции, который позволяет сопоставить имеющееся состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
  4. Интегративная – главное место в этой модели отводится проблеме, которая требует от человека принятия соответствующего решения. Ее становление обусловлено развитием напряжения организма и если у нее нет решения, то напряжение нарастает и возникает стресс.

Также в психологии представлены следующие теории стресса, которые зависят от определенного направления[2]:

  1. Бихевиоризм – раскрывает его суть через понятие обратной связи, потому что он определяется как результат взаимодействия личности и окружающей среды.
  2. Когнитивизм – его представители считали, что данное состояние, обусловлено познавательными, личностными и поведенческими характеристиками, которые в свою очередь имеют вид динамического процесса.
  3. Деятельностный – причиной психологического стресса является деятельность, которая позволяет совладать с ним с учетом уровня сознания и жизненного мира человека.
  4. Системный – стресс – это системное явление, которое представлено взаимодействием основных структурных уровней функционирования

индивида.

  1. Гуманистическая и экзистенциальная психологии – рассматривают стресс через проблему смысла напряжения и тревоги в бытии чело

века. Также раскрываются положительные его стороны, то есть, какое он имеет значение для становления личностной зрелости.

Особое внимание уделяется вопросу преодоления стресса человеком, где указывается на необходимость « расширения границ к его восприимчивости и переживанию », ценности творчества, созидания самого себя.

Одним из разновидностей психологического стресса является профессиональный. Он представляет собой психические и физические реакции на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

Разработка концепций профессионального стресса обусловлена осознанием необходимости проведения анализа факторов и/или индивидуальных характеристик, которые играют основную роль в возникновении стрессовых реакций и их фиксации в виде устойчивых негативных проявлений.

Выделяют следующие модели рассмотрения профессионального стресса[3]:

  • аддитивная модель субъективных составляющих труда Дж. Р. Олдхэма и Дж. Хакмана – в ней структура различных видов труда может быть описана пятью основными характеристиками, такими как: разнообра­зие, автономия исполнения и наличие обратной связи, сложность, значимость задач. Они позволяют систематизировать представления о доминирующих типах трудовых нагрузок по показателям, которые можно сопоставить с другими видами труда ( ин-терпрофессиональные различия ). Однако, стоит отметить, что субъективные оценки дают возможность анализировать личностное отношение к тру­ду ( интрапрофессиональные различия ). В целом, получаемые данные позволяют выявить какие, производственные

факторы вызывают стресс у работников.

  • двухфакторная модель ответственности и контроля Р. А. Карасека –

она оказала значительное влияние на изучение данного феномена,

как в Европе, так и в Австралии. Для ее разработки он выделил два аспекта деятельности - требования, предъявляемые к ней и контроль над рабочей ситуацией. Максимально высокое физическое и психическое напряжение развивается при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Также стоит отметить, что и высокий контроль оказывает негативное влияние на весь процесс, поэтому необходимо выбрать оптимальный вариант для эффективной работы.

  • модель личностных модераторов К. Паркес – в стрессе и адаптационном процессе он указывал на значение личностных и средовых переменных.

Средовые факторы представляют собой относительно стабильные психосоциальные характеристики обстановки на работе, а ситуационные – это изменение среды и ее восприятие.

  • модель дисбаланса усилий и подкрепления Й. Зигриста

Также в анализе профессионального стресса выделяют следующие подходы [ 12 ]:

  • Экологический – свое развитие он начал с конца 60-х г. ХХв., в связи с первыми исследованиями по изучению ка­чества жизни и влияния негативных факторов на здоровье профессионалов в зависимости от специфики деятельности, включая оценку психофизиологи­ческой ее напряженности. Полученные результаты подтвердили наличие связи между особенностями выполняемых действий и нарушениями здоровья профессионалов.

Объектом изучения являются характеристики стрессогенных ситуаций на "входе" ( причины развития ) и "выходе" ( последст­вия для деятельности и психофизического здоровья профес­сионалов ).

  • Трансактный – получил свое развитие в середине 1970-х г.г. в результате возникновения когнитивных концепций стресса.

В этот период происходит изменение взглядов на природу стресса,

начало которому было положено в работах Р. Лазаруса. Центром внимания исследователей стало не раскрытие механизмов гомеостатического регулирования и стадий приспособления, а анализ индивидуально - психологических факторов, способствующих формированию стресса. Главное место было уделено рассмотрению субъективной значимости ситуации, в которой работает человек, и те стратегии поведения, позволяющие ему разрешить возникающие трудности.

  • Регуляторный – стресс – это особый класс состояний, который возникает в результате возникновения особых механизмов регуляции деятельности в сложных условиях.