Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи-региональный аспект (Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
В США и ФРГ существуют институты изучения рынка рабочей силы и профессий. В США – это Бюро статистики труда при Министерстве труда, в ФРГ – Федеральное ведомство труда. Подобные учреждения существуют и в других странах. Данные учреждения периодически составляют с учетом демографических тенденций и перспектив развития науки и техники в стране, прогноз развития рынка труда на очередные 15 лет. В прогнозе излагается информация о том, в каких отраслях национальной экономики ожидается наибольший подъем, какие из них будут испытывать спад, насколько возрастет численность рабочей силы, какова будет ее структура, на какие профессии будет наибольший спрос, и какого уровня образования они потребуют.
Такого рода информация является весьма полезной не только для руководителей бизнеса, науки и образования, она позволяет достаточно четко ориентироваться в перспективах будущего трудоустройства абитуриентам учебных заведений при выборе профессии, а их выпускникам - при выборе конкретной сферы приложения своих знаний на рынке труда и поиска соответствующего места работы.
Реализация другой важной функции - сбор информации об имеющихся вакансиях - наталкивается в большинстве развитых стран на серьезные препятствия. Работодатели весьма неохотно представляют государственным учреждениям такого рода сведения. В США, например, в 46 штатах созданы и действуют автоматизированные системы профессиональной занятости, использующие онлайновые компьютеры, печатный материал, микрофиши и телетайпную связь для выдачи информации о наличии рабочих мест, образовательных возможностей, программ помощи студентам, программ ученичества и военной карьеры. Терминалы этих систем размещены в средних школах, высших учебных заведениях, библиотеках, центрах профессиональной реабилитации и службах трудоустройства. Земельные и штатные агентства по страхованию занятости, кроме того, выдают подробную информацию о состоянии рынка труда в соответствующем штате, данные о текущем и перспективном состоянии и условиях занятости по профессиям и отраслям, о характере рабочей силы, происшедших и ожидаемых изменениях в экономической жизни штата и отдельных его районов.
Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности:
- субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия);
- льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно – курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия);
- программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания).
Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросивших учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места.
Во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности и квалификации, берет на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. В Испании предприниматели платят пониженные взносы на социальное страхование за то, что нанимают или обучают молодых людей. У нас же число российских компаний, готовых принять на работу молодых соискателей без опыта работы растет. И даже, по всей видимости, без каких либо стимулов государства. По утверждению 66 % российских компаний, они принимают на работу молодых специалистов без опыта работы, если они демонстрируют потенциал, искреннее желание работать и адекватные зарплатные ожидания.
Так же во Франции агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, которые проводят занятия на тему «Как искать работу», судя по показателю в 40 % эти занятия результативны. В России целесообразно в университетах и вузах создать такие кружки и проводить занятия для студентов старших курсов. На таких занятиях (или вводить новый учебный курс на половину года) преподаватели или приглашенные специалисты смогут объяснить, как правильно подготовить резюме, общаться с предполагаемыми работодателями. Преподаватели университетов предоставляли бы информацию об организациях, с которыми есть соглашения о распределении выпускников, наполняемости специалистами организаций и в каких специалистах есть больше всего потребность. Занятие можно проводить в помещениях университетов. Но, чтобы не было на рынке труда большого количества безработных молодых специалистов с высшим образованием необходимо в школах уделять большое внимание профориентации «как правильно выбрать себе профессию».
Оригинальный способ производственной адаптации молодых безработных используется в странах Западной Европы и США. Это создание виртуальных предприятий. Концепция такого учебного предприятия родилась в Германии приблизительно 7 лет тому назад и за это время получила признание во многих странах. Такие предприятия организованы и действуют в режиме реальной коммерческой фирмы со всеми необходимыми атрибутами: дирекцией, бухгалтерией, менеджерами. Ведется вся документация и отчетность, проводятся аудиторские проверки, заключаются сделки, организуется учет рабочего времени каждого сотрудника и оценивается эффективность его работы. Все как на настоящем предприятии, вплоть до реальной заработной платы. Организация работы виртуальных предприятий предполагает участие не только квалифицированных наставников, но и реально существующих в данном городе фирм, занимающихся тем же бизнесом. Именно такие фирмы проводят оценку деятельности своих виртуальных аналогов. Стажировка на виртуальном предприятии длится 13 недель, из них 3 недели стажер работает на реальном предприятии. В программу обучения входит обязательный поиск работы самим стажером. Зарплата обучающимся выплачивается за счет пособия по безработице. Молодой человек, успешно прошедший стажировку, записывает ее в свое резюме как реальный трудовой опыт. Как правило, на стажировку в такие предприятия направляются дипломированные специалисты без опыта работы, либо длительно безработные и нуждающиеся в релаксации, либо желающие сменить профессию молодые люди.
Сегодня в Европе насчитывается 2 800 виртуальных предприятий, в том числе 800 в Германии, 150 во Франции. В последнее время они появились в США и Австралии. Широкая национальная и международная сеть позволяет виртуальным предприятиям стать вполне реальным средством получения молодыми людьми так необходимого им производственного опыт.
Как мы видим, в экономически развитых странах ведется активная работа с молодежью по вопросам трудоустройства. Уверен, что некоторые моменты было бы интересно внедрить в нашу систему. Считаю, что не хватает в учебных заведениях работы по профориентации молодых людей.
2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В МОЛОДЕЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Свердловской области
Свердловская область является активно развивающимся регионом России, в котором организации социальной и производственно-промышленной сферы, отвечая на вызовы времени, наращивают инновационный потенциал, внедряют новые технологии для производства конкурентоспособных товаров и услуг.
Стратегия развития региона до 2020 года направлена на развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни людей, устойчивый экономический рост.
В меняющейся социально-экономической действительности объективной необходимостью выступает новое качество трудовых ресурсов в целом и востребованная квалификация работников в частности. Своевременно решить для себя ряд задач в процессе профессионального выбора – путь к тому, чтобы не быть безработным, а, следовательно, не столкнуться с множественными ограничениями для полноценной жизни в современном обществе.[1]
Для того чтобы оценить состояния рынка труда Свердловской области
необходимо отразить динамику за последние пять лет следующих
показателей:
1) численность населения по основным возрастным группам;
2) уровень численности населения по основным возрастным группам;
3) численность и структура безработных по возрастным группам;
4) миграционный прирост населения;
5) численность экономически активного населения;
6) уровень безработицы;
7) численность безработных по уровню образования;
8) структура безработных по уровню образования.
Вышеназванные показатели необходимо проанализировать комплексно,
при помощи метода статистического анализа на основе группировки данных.
Изучение рынка труда Свердловской области начнем с анализа
динамики численности населения по основным возрастным группам.[2]
Динамика численности населения по основным возрастным группам на
1 января 2006-2016 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика численности населения Свердловской области по
основным возрастным группам на 1 января 2006-2016 гг., тыс. человек
Численность населения, тыс.ч |
Моложе трудоспособного |
Трудоспособном |
Старше трудоспособного |
|
2006 |
4356,425 |
689,723 |
2761,184 |
905,518 |
2011 |
4297,227 |
690,604 |
2618,929 |
987,694 |
2012 |
4307,594 |
708,669 |
2592,927 |
1005,998 |
2013 |
4315,830 |
731,462 |
2559,004 |
1025,364 |
2014 |
4320,677 |
756,547 |
2518,829 |
1045,301 |
2015 |
4327,472 |
781,024 |
2480,481 |
1065,967 |
2016 |
4330,006 |
806,507 |
2438,394 |
1085,105 |
По имеющимся данным мы видим, что в период с 2006 по 2016 гг.
населения Свердловской области сократилось на 26,419 тыс. человек. В 2016
году численность населения трудоспособного возраста сократилась по
сравнению с 2006 годом на 7,1% или на 322,79 тыс. человек. Это ведет к
ухудшению возрастной структуры, увеличению демографической нагрузки и
является существенным ограничением для экономического роста в регионе.
В период с 2006 по 2011 гг. численности населения Свердловской
области сократилось на 59,198 тыс. чел. Начиная с 2012, года падение
сократилось. К 2017 году численность населения вросла на 32,779 тыс.
человек, тогда как населения трудоспособного возраста продолжает
сокращаться.
В 2016 году по сравнению с 2012 годом прирост населения
трудоспособного возраста сократился на 154,533 тыс. человек и на 42,087 тыс. человек по сравнению с 2015 годом.
Процесс сокращение численности населения трудоспособного возраста
связан с увеличением численности населения моложе трудоспособного
возраста и старше трудоспособного возраста, а также за счет миграционного
прироста граждан, прибывших на постоянное жительство в Свердловскую
область. С 2006 года по 2016 год рост население моложе трудоспособного
возраста составил 116,784 тысяч человек, рост населения старше
трудоспособного возраста 179,587 тысячи человек.
Динамика миграции населения по Свердловской области представлена в
таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 – Миграционный прирост населения по Свердловской области за
2006-2016 гг., тыс. человек
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Всё население |
-5.925 |
3,341 |
4,561 |
0,857 |
-7,299 |
13,143 |
6,742 |
1,884 |
4,581 |
1,524 |
0,33 |
Городское население |
-0,365 |
6,678 |
7,241 |
4,134 |
0,275 |
14,653 |
9,786 |
6,369 |
9,799 |
6,31 |
_ |
Сельское население |
-5,56 |
-3,337 |
-2,68 |
-3,277 |
-7,024 |
-1,51 |
-3,044 |
-4,485 |
-5,218 |
-4,786 |
- |