Файл: Управление программами проектов в организации (Стандарты управления проектами и программами проектов в организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на комплексный подход стандартов и их специфику в части соотнесения с отечественной практикой управления, обозначенные стандарты нуждаются в доработке и дополнении, а также в более глубоком и подробном представлении процессов УП.

Сооляттэ А. подчёркивает, что даже при наличии отечественных стандартов наиболее востребованными и распространёнными в российской практике управления проектами являются разработанные иностранными международными ассоциациями два стандарта: PMBOK и НТК 3.0 «Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности», разработанный СОВНЕТ на основе стандарта ICB 3.0.

Полковников А.В. предлагает при разработке отечественных стандартов базироваться на международном стандарте ISO 21500 , так как, по его мнению, в стандартах ISO объединены концепции, закреплённые в ведущих национальных стандартах.

Стоит отметить, что, несмотря на преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых стандартов, при применении любого из них высоковероятно появление необходимости адаптации его к специфике проекта, особенностям компании, внутренним и внешним факторам окружения проекта.

Так как объектом магистерского исследование является область знаний – управление сроками проекта, проведём сравнительный анализ стандартов PMBOK и ISO 21500 в этой области. Для этого рассмотрим группу процессов, включаемую в «управление сроками» каждым стандартом и представленную в таблице 2.

Таблица 1 – Классификация процессов управления сроками по управленческим группам

Стандарт

Группы процессов управления сроками проекта

Процессы инициации

Процессы планирования

Процессы исполнения

Процессы

мониторинга и контроля

Процессы завершения

PMBOK

Планирование управления расписанием

Определение операций

Определение последовательности операций

Оценка

ресурсов операций 5 Оценка длительности операций

6 Разработка расписания

7 Контроль расписания

ISO 21500

Определение последовательности работ

Оценка длительности работ 3 Разработка расписания

4 Контроль расписания

Как видно из таблицы, группа процессов планирования в области управления сроками в PMBOK значительно шире, чем в ISO 21500. PMBOK включает в управление сроками такие процессы, как планирование управления расписанием, определение операций, оценка ресурсов операций. В ISO 21500, в свою очередь, полностью отсутствует процесс планирования управления расписанием; процесс определения операций входит в состав предметной области «управление содержанием»; процесс оценки ресурсов операций является процессом предметной группы «ресурсы». Кроме того, PMBOK подробно описывает содержание каждого процесса, схематично отображает «входы», методы и инструменты, а также «выходы» процессов, представляет диаграмму потоков данных. В ISO 21500 характеристика процессов состоит из определения, краткого содержания и схемы входных и выходных элементов, при этом в стандарте совсем не уделяется внимания методам и инструментам, посредством которых происходит реализации обозначенных процессов.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее применимым стандартом, который содержит наиболее проработанный инструментарий управления сроками проекта, в явлется стандарт PMBOK, содержащий достаточно подробное описание методов и инструментов управления сроками проектов, признанных и апробированных международными ассоциациями по проектному менеджменту.

1.3 Анализ жизненного цикла программы проектов организации, основные фазы, этапы реализации программы

Жизненный цикл проекта (project life cycle) – промежуток времени с момента появления проекта, вплоть до его ликвидации.[22] Такое же определение можно дать и в отношении программы проектов. Иными словами, это интервал с зарождения идеи до момента ее полной реализации. Жизненный цикл каждого проекта уникален и определяется его специфическими характеристиками.[23] Жизненный цикл программы проектов определяется длительностью жизненного цикла первого и последнего проекта программы.

Довольно часто сфера деятельности и особенность отрасли оказывает влияние на жизненный цикл. Несмотря на это, выделяют несколько универсальных этапов программы[24]:

- начальный этап (концепция программы, ее определение, оценка альтернатив и т.д.);

- этап разработки (разработка основных составляющих компонентов программы, планирование, формирование команды проекта, заключение договоров и т.д.);

- этап реализации (осуществление основных работ, необходимых для достижения всей комплексной единой цели программы);

- завершающий этап (достижение целей, сворачивание программы, обобщение полученной информации, подведение итогов реализации программы проектов).

Состояния, через которые проходит программа проектов называют фазами. Они ограничены по времени, характеризуются достижением поставленных в них задач.[25] Деление программы на фазы обуславливается выявлением ее контрольных точек, так называемых «вех».[26] К тому же, отдельная фаза также может быть разделена на подфазы. Таким образом, жизненный цикл программы проектов представляет собой логическую последовательность фаз ее разных уровней.


Как уже было отмечено выше, программа проектов формируется и продолжается пока длятся жизненные циклы проектов, которые входят в состав программы.

По мнению Всемирного банка, жизненный цикл проекта делится на следующие фазы:

- разработка идеи проекта;

- формирование задач;

- разработка;

- рабочее проектирование;

- экспертиза;

- переговоры;

- принятие решения о предоставлении займа;

- осуществление проекта;

- контроль за проектом;

- контроль за реализацией;

- оценка и анализ результатов;

- завершение проекта.[27]

Согласно этому подходу, на первых стадиях происходит формирование целей и задач проекта, генерация идей, осуществляется предварительная проработка и изучаются альтернативные проекты.[28] Затем проводится изучение технических, финансовых, институциональных, экономических аспектов проекта. После данных этапов принимается решение о том, станет ли данный конкретный проект составной частью программы, либо не станет.

На фазе экспертизы специальным агентством осуществляется изучение всех нюансов программы, рассматриваются выгоды и затраты.[29]

Затем осуществляется деятельность, непосредственно связанная с реализацией программы и проектов, которые ее формируют, оценкой плановых и фактических результатов. Завершение проекта в рамках одной программы может способствовать появлению идеи нового проекта в рамках этой же программы.

В рамках методологии Института управления проектами (PMI) жизненный цикл проекта имеет пять фаз:

- инициация (initiating);

- планирование (planning);

- выполнение (executing);

- контроль и мониторинг (controlling and monitoring);

- завершение (closing)[30].

Одной из важных специфик жизненного цикла, по мнению экспертов Project Management Institute (PMI), является уровень неуверенности в результатах. Риски реализации наиболее велики в начале и снижаются на пути к завершающим этапам, а способность участников оказывать влияние на характеристики продукта и его стоимость высока в начале и уменьшается по ходу выполнения проекта.[31]

Существуют и другие варианты формирования этапов жизненного цикла проекта. Один из них – инкрементное построение, то есть разделение значительного объема проектныхработ на маленькие составляющие части. Сюда можно отнести и спираль: повторение одних и тех же фаз жизненного цикла (проектирование, планирование, оценивание) до тех пор, пока разработка продукта не будет завершена, то есть возможно моделирование жизненного цикла по итеративной модели.[32]Итеративная модель (от англ. Iteration- повторение) - осуществление работ одновременно с постоянным анализом полученных результатов и корректировкой предыдущих этапов работы.[33] Проект в данном случае проходит один и тот же цикл: планирование-реализация-проверка-оценка (plan-do-check-act-cycle). К сильным сторонам данного подхода можно отнести тот факт, что снижается степень воздействия серьезных рисков на ранней стадии проекта. Также осуществляется эффективная обратная связь между командой проекта и потребителем, происходит создание продукта, действительно отвечающего его потребностям.[34]


Если говорить о структуре управления стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта, то можно отметить следующее[35]: на начальном этапе проекта осуществляется укрупненная оценка стоимости; на этапе разработки- детальная оценка стоимости; что касается этапа реализации, то здесь происходят процессы стоимостного планирования или бюджетирования и контроль стоимости; на последнем этапе проводится завершающая оценка.

Возвращаясь к проблеме

В укрупненном виде жизненный цикл проекта можно разделить на три фазы: предынвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная.[36]

В предынвестиционной фазе проекта имеют место несколько параллельных видов деятельности, частично распространяющихся на следующую фазу. Проектные и консультационные работы выполняются во всех фазах проектного цикла, но особое значение они имеют именно в предынвестиционной фазе, так как успех или провал проекта во многом зависит от финансовых, маркетинговых и экономических решений[37].

Предынвестиционная фаза состоит из следующих этапов:

  1. Определение инвестиционных возможностей
  2. Анализ альтернативных вариантов
  3. Подготовка технико-экономического обоснования
  4. Заключение по проекту и решение об инвестировании

В рамках данной фазы выполняются следующие виды работ: предынвестиционные исследования, разработка проектно-сметной документации и планирование проекта.[38]

Принято выделять три уровня предынвестиционных исследований:

  1. Исследование возможностей (opportunity studies)
  2. Подготовительные работы(pre-feasibility)
  3. Оценка осуществимости (feasibility studies)[39]

Стоимость проведения предынвестиционных исследований довольно велика. По данным ЮНИДО: от 0,8% для крупных проектов до 5% при малых объемах инвестиций.[40] Структура информации, прорабатываемой в ходе исследований, выглядит следующим образом:

    1. Цели проекта, его экономическое окружение
    2. Маркетинговая информация (сбыт, конкуренция, ценовая политика)
    3. Материальные затраты (потребности, цены на сырье)
    4. Место размещения (с учетом климатических, социальных и иных факторов)
    5. Проектно-конструкторская часть (выбор технологии, оборудования, объемы строительства)
    6. Организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции)
    7. Кадры (обеспеченность, условия оплаты, повышение квалификации)
    8. График осуществления проекта
    9. Коммерческая оценка проекта

Таким образом, в качестве завершения предынвестиционной фазы проекта рассматривается результат принятия окончательного решения о реализации или отклонении проекта.[41]

Инвестиционная фаза включает в себя большой объем работ в области управления проектом. Ее можно разделить на следующие стадии[42]:

  1. Установление правовой и организационной основ
  2. Приобретение и передача технологий
  3. Проработка и заключение контрактов
  4. Приобретение земли, строительные работы и установка оборудования
  5. Предпроизводственный маркетинг
  6. Набор и обучение персонала
  7. Сдача в эксплуатацию и запуск проекта

Любые неточности или ошибки в одной из стадий могут оказать негативное влияние на проект, особенно на раннем этапе. Чтобы предотвратить это, необходимо эффективно координировать различные виды деятельности с помощью календарного планирования. С этой целью разработаны различные методы: критического пути, оценки и анализа проекта и т.д. Таким образом, необходимо постоянно сравнивать прогнозные величины с реальными затратами, которые накапливаются в течение инвестиционной фазы для контроля конечных изменений в общей величине прибыльности проекта.[43]

Эксплуатационная фаза характеризуется началом производства товаров или оказания услуг.[44] Продолжительность этой фазы оказывает существенное влияние на экономическую эффективность проекта в целом: чем дальше во времени отнесена данная фаза, тем больше размер чистого дохода. Эксплуатационная фаза включает в себя:

  1. Эксплуатацию
  2. Ремонт
  3. Развитие производства
  4. Закрытие проекта

Проблемы эксплуатации нужно рассматривать с двух сторон: с краткосрочной позиции и с долгосрочной.[45] В первом случае проблемы могут возникнуть с применением технологий, работой оборудования или с нехваткой персонала. Во втором случае дело касается выбранной стратегии и совокупных издержек на производство и маркетинг[46].

Таким образом, для любого проекта характерны процессы инициации и завершения. Если стартовая стадия одинакова для всех, то завершающая отличается в зависимости от сферы реализации проекта. Существует несколько подходов к определению жизненного цикла проекта и деления его на этапы. К наиболее распространенной классификации можно отнести предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную фазы.