Файл: Субъекты малого предпринимательства (Значение малого бизнеса для Республики Хакасия).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства
ГЛАВА 2. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СУБЪЕКТЕ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
2.1. Значение малого бизнеса для Республики Хакасия
2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
2.3 Муниципальная поддержка малого предпринимательства на примере города Абакана
В то же время в налогообложении огромное количество подзаконных актов, которые регламентирую почти каждый шаг предпринимателя. Кроме обязательного учета и отчетности в строго определенные сроки дополнительно еще и подача всяких обязательных заявлений, уведомлений, сообщений. Сроки их подачи разные – где-то 5 дней, где-то 10 дней, где-то 30 календарных дней. И везде есть ответственность, может законодателям эти суммы и кажутся небольшими, но для самих предпринимателей это может оказаться весомым. В этих условиях индивидуальным предпринимателям заниматься бизнесом очень сложно. Требуется хотя бы унификация сроков подачи всех этих сведений.
Особенностью налогообложения предпринимательства в России следует считать наличие разных моделей их налогообложения. Физическим лицам, которые решили заняться бизнесов законным путем часто не хватает знаний. Им достаточно сложно разобраться в преимуществах каждого из этих режимов и принять рациональное решение, снижающее налоговую нагрузку. Реализацию всех проблем налогообложения можно успешно осуществить в рамках федеральной программы государственного регулирования малого предпринимательства.
Следующей трудностью следует считать двойной статус у индивидуального предпринимателя: с одной стороны - это физическое лицо - гражданин, с другой стороны – индивидуальный предприниматель. Законодательство, в первую очередь налоговое, не допускает смешивания доходов и расходов этих двух налогоплательщиков. А разъединить их в некоторых моментах очень сложно. Ведь у тех предпринимателей, которые только начинают свое дело, как правило, нет средств на оплату аренды офиса, поэтому офисом им служат собственные квартиры. А вот затраты на ее содержание категорически не разрешено включать в расход налогообложения. Точно также и с личными автомобилями, которые используются для предпринимательских целей. Хотелось бы, чтобы законодатель продумал этот вопрос.
Государство старается помочь предпринимательству в области налогообложения. Практически все нововведения, предусмотренные Основными направлениями развития малого бизнеса, связаны в первую очередь с налогообложения в России и предназначенные для улучшения налогового климата, уже реализованы:
- право на применение двух летних «налоговых каникул» по УСН и ПСН на индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность в сфере бытовых услуг;
- меры налогового стимулирования тех налогоплательщиков, которые занимаются инновационной деятельностью. Индивидуальные предприниматели освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (налоговые каникулы) в течение первых 2 лет работы;
- право субъектов РФ снижать с 6 до 1 процента для «упрощенцев» с объектом налогообложения «доходы» в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
- с 2016 г. «упрощенцы» не включают в свои налогооблагаемые доходы НДС, который добровольно предъявили своим покупателям и затем получили от них в составе платы за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права. Но при этом после уплаты этого НДС в бюджет утратили право учитывать эту сумму в своих налоговых расходах;
- расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения.
Но есть и такие новшества в отношении специальных налоговых режимов, которые наоборот сыграли отрицательную роль. Упрощенную систему налогообложения можно считать оптимальным налоговым режимом, но для определенной категории налогоплательщиков – это малого бизнеса. Но в связи с изменением законодательства в отношении налогов, от которых были освобождены плательщики единого налога, в том числе и УСН, их положение довольно резко ухудшается, так как малый бизнес очень чутко реагирует на все изменения в плане состояния экономики. Связано это с тем, что отмененный ранее в полном объеме налог на имущество, с 2015 года начинается уплачиваться с объектов, по которым налоговая база исчисляется кадастровой стоимостью имущества. А поскольку большая доля малых фирм и индивидуальных предпринимателей связана с торговой деятельностью и обслуживание населения, то именно они в первую очередь попадают в число тех лиц, у которых увеличивается налоговая нагрузка. Ведь именно по административно-деловым центрам и торговым центрам, а также по нежилым помещениям, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания и предусмотрена кадастровая стоимость как налоговая база для налога на имущество. И кроме того для данных объектов установлена максимальная ставка налога. Особенно тяжело придется тем, кто приобретал дорогое имущество в кредит. Как всегда бизнес отреагирует тем, что попытается компенсировать убытки за счет увеличения цены своих реализуемых товаров, работ и услуг. Но учитывая условия экономического кризиса в стране, увеличение цены может привести к снижению спроса, а это в итоге вообще вынудит представителей малого бизнеса свернуть свою деятельность. Увеличение цены скажется и на финансовом положении контрагентов. Вряд ли все перечисленные моменты были просчитаны учеными, прежде чем законодатели отменили вышеназванную льготу. Да действительно Основные направления налоговой политики, в том числе и на 2017 - 2019 годы постоянно обращают внимание на необходимость отмены применяемых неэффективных налоговых льгот, но при этом требуется обязательное проведение их аудита. А это означает, что прежде чем отменить льготу, следует провести исследования о необходимости данного момента и его эффективность.
Следует продолжить дальнейшее реформирование законодательства в отношении малого бизнеса, чтобы остановить закрытие малых предприятий и микропредприятий. В отношении налоговых режимов необходимо решить следующие вопросы:
- Фиксированные платежи, которые уплачивает индивидуальный предприниматель во внебюджетные фонды при наличии работников включить в список расходов, уменьшающих исчисленный налог по УСН при объекте «доход», как это было ранее.
- Продолжить поддержку налогоплательщиков, занятых инновационной деятельностью путем снижения суммы налога по предпринимательской деятельности не только первые два года, но и на последующие 2 года на 50%.
- Регистрировать плательщиков по упрощенной процедуре и даже без присвоения статуса индивидуального предпринимателя на срок, на который подается заявление, но при этом не будет права заниматься иными видами деятельности, кроме тех, за которые уплачен соответствующий платеж, и права иметь наемных работников. Такая система специальной регистрации позволит вести предпринимательскую деятельность без привлечения к уголовной и административной ответственности за отсутствие регистрации. Предполагается также пересмотреть систему уплаты внебюджетных платежей данными лицами по принципу «одного окна», т.е. платить их также как и патент во время регистрации и без привязки к фактически полученному доходу. Данный момент облегчит и ведение учета в силу того, что необходимость ведения Книги учета доходов отпадет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с тематикой курсовой работы проведено исследование понятия малого предпринимательства, его значения для бюджета Республики Хакасия и муниципального образования г. Абакана.
Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт, завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью. Малое предпринимательство является сегодня очень перспективным сектором в экономике страны. В России статус малого предприятия фирма получает по умолчанию в том случае, если соответствует установленным критериям Закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года и вступившим в силу с 01.01.2008г. С этого момента был отменен аналогичный закон №88-ФЗ. В налоговых органах ведется специальный реестр малых и средних предприятий с целью отслеживания возможности применения налоговых преференций
Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства в Республике Хакасия занимается торговой деятельностью и общественным питанием, и эта доля постепенно растет. Но при этом их доля в доходной части бюджета довольно мала как Республики Хакасия (3,8% - 2,4%), так и бюджета г. Абакана (4,62% - 5,95%).
Учитывая, что в России на малый бизнес делается большая ставка при улучшении экономического состояния страны, то на него обращается пристальное внимание со стороны государства. В первую очередь программы государственной поддержки предпринимательства. В Республике Хакасия ежегодно проводится мониторинг малого и среднего бизнеса и на его основании разрабатываются и реализуются собственные программы его поддержки. Сюда следует отнести дополнительные льготы и преференции в области налогообложения.
Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры. Получение положительных социально-экономических эффектов функционирования малого бизнеса возможно при наличии системной поддержки его развития. Особое место в этой системе отводится государству как институту регулирования и поддержки, призванному создать все условия для наращивания числа субъектов малого предпринимательства и их функционирования с высокой экономической эффективностью и высокой степенью ресурсоотдачи.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 №408-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 14.06.1995№ 88-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (отменен)
Федеральным законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 в ред. от 28.11.2015 №352-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в ред. от 28.11.2018 №444-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- Решение Совета депутатов г. Абакана от 31.05.2018 №344 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Абакан за 2018год»
- Указ президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р в ред. от 28.09.2018 О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
- Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
- Постановление Правительство Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 610, в ред. от 26.12.2014 № 719 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2018 годы)»
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.04.2005 № 124, в ред. 20.09.2011 №610 «О проведении мониторинга малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия»
- Аналитическая записка о состоянии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия и о мерах поддержки по итогам 2018 года// https://r-19.ru
- https://www.nalog.ru// Сайт налоговых органов России
- http://www.minfin.ru// Сайт Минфина Республики Хакасия. Госзакупки
- https://corpmsp.ru// Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства
- http://msb.r-19.ru// Портал малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия
- http://rcpp19.ru// Республиканский центр поддержки предпринимательства в Хакасии
- http://abakan-news.ru// Абакан сегодня
http://abakan.ru// Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства»
https://rmsp.nalog.ru// Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ) ↑
-
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ↑
-
Федеральный закон от 14.06.1995№ 88-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ↑
-
https://rmsp.nalog.ru/ Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ↑
-
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», п. 2.1 ст.4 ↑
-
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (отменено) ↑
-
Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» ↑
-
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.11.2018 №444-ФЗ) «О бухгалтерском учете» ↑
-
https://rmsp.nalog.ru/Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ↑
-
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пп. 5 п.5 ст.4.1 ↑
-
Постановление Правительство Республики Хакасия от 13 ноября 2013 г. № 610, в ред. от 26.12.2014 № 719 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014 - 2018 годы)» ↑
-
https://www.nalog.ru// Сайт налоговых органов России ↑
-
Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.04.2005 № 124, в ред. 20.09.2011 №610 «О проведении мониторинга малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия» ↑
-
https://r-19.ru Правительство Республики Хакасия. Министерство экономического развития Республики Хакасия ↑
-
https://r-19.ru Правительство Республики Хакасия. Министерство экономического развития Республики Хакасия ↑
-
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.20017 №209-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.6 ↑
-
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №537-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ↑
-
https://corpmsp.ru/ Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства ↑
-
Указа Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» ↑
-
https://corpmsp.ru/Портал Корпорации поддержки малого и среднего предпринимательства ↑
-
http://rcpp19.ru/ Республиканский центр поддержки предпринимательства в Хакасии ↑
-
http://abakan-news.ru Абакан сегодня ↑
-
http://msb.r-19.ru// Портал малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия ↑
-
http://www.minfin.ru// Сайт Минфина Республики Хакасия ↑
-
Указ президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» ↑
-
https://r-19.ru Аналитическая записка о состоянии малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия и о мерах поддержки по итогам 2018 года ↑
-
Постановление Администрации г. Абакана от 14.10.2016 №613 в ред. от 20.04.2018 №651 Муниципальная программа «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017-2020 годы ↑
-
Решение Совета депутатов г. Абакана от 31.05.2018 №344 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования город Абакан за 2017год» ↑
-
http://abakan.ru Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» ↑
-
Федеральным законом № 78-ФЗ от 07.05.2013 в ред. от 28.11.2015 №352-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» ↑
-
Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р в ред. от 28.09.2018 О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. ↑