Файл: Субъекты малого предпринимательства (Значение малого бизнеса для Республики Хакасия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • определенные виды деятельности;
  • предельный размер выручки от реализации, полученной индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, с нулевой налоговой ставкой не должен превышать превышает предельный размер дохода при УСН, уменьшенный в 10 раз, т.е. 15 млн. руб.

Для упрощенной системы налогообложения есть еще и дополнительное ограничение - средняя численность работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, в данном регионе для индивидуальных предпринимателей и малых организаций предусмотрено снижение налоговой ставки при упрощенной системе при объекте «доход» до 2%, а в обрабатывающих производствах до 5%. При объекте «доход, уменьшенный на расход» ставка снижается до 5%. Но данные ставки возможно применить только, если доход от осуществления видов экономической деятельности с нулевой ставкой налога за соответствующий отчетный или налоговый период составляет не менее 70 процентов общего дохода за данный период.

Льготными видами деятельности в данной системе налогообложения в регионе являются:

  • сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
  • обрабатывающие производства;
  • научные исследования и разработки;
  • образование дошкольное, образование начальное общее;
  • деятельность в области здравоохранения и социальных услуг;
  • сбор отходов, обработка и утилизация отходов);
  • подметание улиц и уборка снега;
  • прочие персональные услуги.

Региональным администрациям в качестве государственной поддержки малого бизнеса в 2018г. выделялись средства для проведения конкурсов среди бизнесменов, заинтересованных в компенсации затрат, связанных с закупкой основного оборудования для деятельности предприятия (кроме транспорта). Для участия в конкурсе нужно подать данные о таких расходах за три предшествующих года, причем оборудование на момент его проведения должно находиться в эксплуатации хотя бы один год. Дополнительные условия – отсутствие любых задолженностей претендента перед государством или собственными рабочими. При этом можно рассчитывать на возмещение четвертой части документально подтвержденных расходов, связанных с обновлением, но не более полумиллиона рублей.

Начинающие предприниматели-фермеры, открывающие свой бизнес в области производства продуктов, обработки земли или животноводства имеют право на субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания и развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). При отсутствии долгов перед государством и собственными рабочими в Республике Хакасия можно претендовать на помощь в такой деятельности, как:


  • сельское хозяйство;
  • сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;
  • рыбоводство.

Претендовать можно на сумму, компенсирующую 50% произведенных затрат индивидуального предпринимателя в размере: не более 3 000 000 на одного получателя поддержки в течение текущего года;

В Республике Хакасия в рамках проводимых выставок проводится бесплатное обучение представителей бизнеса на бесплатных тренингах, семинарах.

Любой бизнес в той или иной степени нуждается в сопровождении юристов, бухгалтеров и вспомогательного персонала. Причем если давно работающее предприятие может себе позволить иметь в штате таких сотрудников, то начинающий предприниматель зачастую даже не знает, куда обратиться. При этом другие сопутствующие затраты – закупка оргтехники, мебели, аренда помещения становятся для него непосильными. Во многих регионах государственные программы поддержки малого бизнеса на 2017 г предусматривают формирование комфортной для предпринимателя среды, путем предоставления на конкурсной основе льготной аренды площади в бизнес-инкубаторах. Здесь можно получить доступ к оргтехнике, залам для переговоров и конференций, услугам секретарей, курьеров, маркетологов и других консультантов. Субъект предпринимательства может оставаться в инкубаторе на срок до трех лет. Предполагается, что за это время предприятие либо подтвердит свою жизнеспособность, встанет на ноги и станет самостоятельным, либо закроется по тем или иным причинам.

Следует сказать, что хотя для участия в конкурсах на получение субсидий и требуется большое количество документации.

2.3 Муниципальная поддержка малого предпринимательства на примере города Абакана

Что касается поддержки малого предпринимательства со стороны муниципального образования, то данный вопрос проследим на примере г. Абакана. Данная работа ведется на основании муниципальной программы «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2017-2020 годы»[27]. Малое и среднее предпринимательство вносит существенный вклад в развитие социально-экономического развития Абакана.

Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства (малые, средние, микропредприятия, ИП) в городе Абакане по состоянию на 01.01.2019 составило 10003 единицы, из них индивидуальных предпринимателей - 7010, микропредприятий – 2691, малых и средних предприятий – 302.


Налоговые поступления от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются важной составляющей в формировании доходов городского бюджета. Объем поступлений налогов на совокупный доход в доход местного бюджета за 2018 год составил 182398 тыс. руб. (2017 год – 179480 тыс. руб.)[28]. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в большинстве случаев, отдают предпочтение единому налогу на вмененный доход (далее ЕНВД), как наиболее оптимальной системе налогообложения для своих видов деятельности, который с 2012 г. в полном объеме зачисляется в городской бюджет.

Структура по видам деятельности в течение ряда лет также как и в республике остается практически неизменной. Сфера торговли является наиболее предпочтительной, удельный вес составляет 55%. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, составляет 14%, обрабатывающим производством – 7%, транспорт и связь – 7%.

Основой работы по оказанию содействия развитию малого и среднего предпринимательства является реализация муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Абакане, ставшей эффективным инструментом реализации политики поддержки предпринимательства. На оказание поддержки за 2017-2018 гг. из бюджета города израсходовано 9715,92 тыс. руб.

Необходимым условием успешного развития малого и среднего предпринимательства в городе является совершенствование деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В 1995 году Администрацией города Абакана создана и по настоящее время успешно работает Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства»[29].

С 2005 года осуществляет работу Инвестиционный совет Администрации города Абакана, который рассматривает и осуществляет отбор инвестиционных проектов, изучает их значимость и эффективность и принимает решения о возможности осуществления финансовой поддержки.

В 2009 году на базе МФРП организован Центр содействия малому и среднему предпринимательству, действующий по принципу «одного окна», который является одним из инструментов реализации государственной политики по модернизации механизмов взаимодействия субъектов малого бизнеса с государственными и муниципальными органами.

В соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[30] с 2013 года в Республике Хакасия действует Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия. С 2014 года по рекомендации Совета предпринимателей при Администрации города Абакана назначен общественный помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Хакасии в городе Абакане.


Для популяризации достижений молодых предпринимателей в различных отраслях экономики города, развития здоровой конкуренции и пропаганды лучших моделей ведения бизнеса Администрацией города Абакана организованы и проводятся традиционные городские конкурсы «Лучший молодой предприниматель» и «Предпринимательский турнир».

2.4 Пути дальнейшего развития малого бизнеса

В соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России[31], к 2020 году для субъектов малого предпринимательства предусматривается достижение следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:

  • доля малого бизнеса в общем ВВП – 30% (доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП – 50%);
  • увеличение доли малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80% (доля малого и среднего бизнеса – 90%);
  • увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения (доля малого и среднего бизнеса – 50%);
  • изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
  • сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Такие ориентиры направлены на обеспечение к 2020 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности – до 6 млн.

Данные показатели социально-экономического развития должны быть достигнуты за счет дальнейшего совершенствования приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
  • реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных МСП;
  • поддержка институтов микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
  • формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
  • дальнейшее развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей и инновационных МСП, а также повышение эффективности бизнес-инкубаторов с учетом сопряженных сфер (секторов), например, потребительского рынка;
  • совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
  • реализация норм законодательства, определяющих участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
  • повышение возможности реального доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.

Следует отметить, что в Республике Хакасия не наблюдается не только рост, а наоборот идет снижение показателей, связанных с деятельностью малого бизнеса.

Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры. Получение положительных социально-экономических эффектов функционирования малого бизнеса возможно при наличии системной поддержки его развития. Особое место в этой системе отводится государству как институту регулирования и поддержки, призванному создать все условия для наращивания числа субъектов малого предпринимательства и их функционирования с высокой экономической эффективностью и высокой степенью ресурсоотдачи.

Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. При этом создает ряд проблем для развития малого бизнеса в стране, такие как:

  • отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;
  • нестабильность налогового законодательства и бюрократизация органов, осуществляющих надзорные функции;
  • отсутствие четкой продуманной системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства;
  • не отрегулировано микрокредитование малого бизнеса, что является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

Налоговое законодательство России характеризуется, с одной стороны, обширным нормативным материалом, с другой - частым внесением разнообразных изменений и дополнений, то есть нестабильностью. Эффективное развитие субъектов налогообложения вряд ли возможно, если их регулирование будет осуществляться путем законов, иных нормативных правовых актов, которые не совпадают по содержанию, и не позволяют воспользоваться совокупностью всех провозглашенных государством мер поддержки, имеющих налоговую и неналоговую направленность.

Налоговый кодекс не регламентирует понятие «индивидуальный предприниматель». В силу этого приходится обращаться к тем законодательным актам, в которых есть данная законодательная регламентация, т.е. в Гражданский кодекс РФ. Но следует помнить, что в спорных вопросах соответствия Налогового кодекса РФ и других нормативных актов следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ ст.3, куда не включается Гражданский кодекс, и в силу этого не может регулировать налоговых правоотношений.