Файл: Субъекты малого предпринимательства (Значение малого бизнеса для Республики Хакасия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения.

Что касается структуры деятельности субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период, то она осталась в течение года неизменной, о чем свидетельствует диаграмма (рисунок 2).

Рисунок 2. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства

При этом следует отметить, что отраслевая структура данных субъектов остается практически неизменной не только в течение года, но и в течение нескольких последних лет. Непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.

Все перечисленные показатели отражают те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:

  • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
  • недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
  • в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
  • недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
  • нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.

О значении поддержки малого бизнеса говорят сведения мониторинга малого и среднего бизнеса (табл. 3)[15].

Таблица 3.

Количество индивидуальных предпринимателей в Республике Хакасия

Показатели

На 01.01.

2017 г.

На 01.01 2018 г.

На 01.01. 2019 г.

Изменения г.

За 2017%

За 2018%

Количество субъектов малого и среднего бизнеса

21087

20502

19913

-2,8

-2,2

В том числе:

Индивидуальные предприниматели и КФХ

15425

14893

14332

-3,5

-3,8

в т.ч. КФХ

1487

1561

904

5,0

-42

Малые предприятия, в т.ч. микропредприятия

5607

5577

5547

-0,5

-0,5

Средние предприятия

55

32

34

-42

6,3

  1. Торговый оборот МП, млн. руб.

4693,39

9799,5

6732,8

208,8

-31

  1. Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Республики Хакасия, млн. руб.

1003,6

1056,2

1135,0

5,2

7,5

  1. Число занятых работников в бизнесе, тыс. чел.

39,4

40,6

37,5

3,0

-7,6


Из таблицы можно сделать следующие выводы:

  1. Общее количество субъектов малого и среднего бизнеса за 2 календарных года уменьшилось на 5% (1174 субъекта), что является тревожной тенденцией. Это один из показателей того, что внимание Республики Хакасия к малому предпринимательству ослабевает, а сами справиться они не могут со всеми проблемами, поэтому им проще закрыться.
  2. В числе субъектов малого предпринимательства в Республике Хакасия основное место занимают индивидуальные предприниматели с учетом крестьянско –фермерских хозяйств. Они составляют около 72 %, что в 3,8 раза больше, чем предприятий.
  3. За 2 года уменьшилось количество индивидуальных предпринимателей на 7,3%. А вот количество закрытых только за 2018 год крестьяско – фермерских хозяйств составляет 42%, что лишний раз подчеркивает низкую доходность сельского хозяйства, огромные затраты, зависимость от погоды и необъяснимо малое внимание со стороны государства к данной категории налогоплательщиков.
  4. Торговый оборот за 2017 год вырос в 2 раза, а за 2018 год упал на 31%. Это можно объяснить, как уменьшением количества субъектов малого предпринимательства, так и снижение покупательской способности населения.
  5. Объем поступлений налогов в консолидированный бюджет Республики Хакасия растет: за 2017 год вырос на 5,2%, а за 2018 год на 7,1%. Рост поступлений налогов на фоне уменьшения совокупных доходов можно объяснить только усилением администрирования собираемости налогов со стороны налоговых органов.
  6. Если число занятых работников в малом бизнесе за 2017 год показывало рост на 3,0%, то за 2018 год спад составил на 7,6 %, т.е. за 2,5 раза.

В качестве вывода можно сказать, что достигнутый к настоящему времени уровень развития субъектов малого недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения. Кроме того активность малого бизнеса в Республике Хакасия резко снижается уже 2 года.

Что касается структуры деятельности субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период, то она осталась в течение года неизменной, о чем свидетельствует диаграмма (рисунок 3).

Рисунок 3. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства

На основании таблицы и диаграммы можно сделать следующие выводы:

  1. Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства занимается торговой деятельностью и общественным питанием.
  2. На втором месте – промышленность.
  3. Довольно малое количество малых предприятий и предпринимателей занимается сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, хотя все предпосылки для занятия ими есть.
  4. Что касается туризма, то его в статистических данных даже не выделено отдельной строкой, ввиду ничтожно малой доли. В то же время специалисты считают туризм для Республики Хакасия перспективным видом деятельности.

Исходя из сделанных выводов, становится понятным, почему Правительство Республики Хакасия считает приоритетными видами деятельности в части их государственной поддержки сельское хозяйство, лесное хозяйство и туризм.

При этом следует отметить, что отраслевая структура данных субъектов остается практически неизменной не только в течение года, но и в течение нескольких последних лет. Непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Складывается ситуация, при которой развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, возможно лишь при активной целенаправленной поддержке.

Все перечисленные показатели отражают те проблемы, на которые в первую очередь нужно обратить внимание Правительства Республики Хакасия, чтобы завершить создание инфраструктуры малого предпринимательства в Хакасии и превратить сферу малого и среднего предпринимательства в республике в важный элемент экономической и социальной политики. Такими проблемами являются:

  • неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки;
  • недостаточный объем инвестиций в основной капитал, ограниченность возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Хакасия осуществлять обновление основных средств;
  • в районах Республики Хакасия количество субъектов малого и среднего предпринимательства на тысячу человек населения в среднем на 40% меньше, чем в городах;
  • недостаточный уровень информационной и методической поддержки предпринимательства в целом;
  • нехватка квалифицированных знаний у предпринимателей.

2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства

Основные направления поддержки малого бизнеса отражались в федеральных программах поддержки малого предпринимательства, которые в 90-е годы разрабатывались на два года. Анализ содержания и реализации этих государственных программ поддержки малого бизнеса позволил сделать следующие выводы:

  • федеральные программы не имели четкой концепции и принципов государственной поддержки;
  • отсутствовало обоснование приоритетов и направлений развития малого предпринимательства;
  • декларативность политики государства;
  • отсутствие источников реального финансирования федеральных и региональных программ государственной поддержки малого бизнеса, объемы финансирования планируемых мероприятий в период реализации программ поддержки всегда сокращались;
  • разногласия в вопросах разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти;
  • нереалистичность и необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Фактически проводившаяся государственная поддержка предоставлялась ограниченному числу субъектов малого предпринимательства. По данным опроса руководителей малых предприятий, около 70% респондентов считали, что в России никто не помогал малому бизнесу.

Определение целевых ориентиров поддержки и развития малого предпринимательства в настоящее время исходит из необходимости сочетания интересов, как государства, так и малого бизнеса с учетом текущего состояния экономики страны. Основными целями государственной политики в области развития российского малого бизнеса являются на основании ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[16]:

  • создание благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
  • устойчивое развитие малого бизнеса как фактора формирования конкурентной среды и среднего класса российского общества;
  • расширение самозанятости населения;
  • увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового внутреннего и валового регионального продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.

Основные принципы поддержки малого предпринимательства в России установлены в этой же ст. 6 данного Федерального закона[17]:

  • ответственность органов власти за благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства;
  • участие данных субъектов в нормотворчестве;
  • получение равного доступа к получению поддержки.

Государство на законодательном уровне старается помочь малому бизнесу. Созданная Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства[18] на основании Указа Президента РФ[19] и осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», занимается фактическими вопросами поддержки малого бизнеса с 2015 года в новом формате.

Именно она оказывает ему всестороннюю помощь. В самом общем виде существует несколько направлений поддержки малого бизнеса, как платные, так и бесплатные:

  • субсидирование;
  • обучение;
  • информирование;
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов;
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.
  • возможность получить финансовую государственную помощь, причем совершенно безвозмездно.

Данная Корпорация имеет доступ к:

  • Единой информационной системе в сфере закупок;
  • Единому порталу Госуслуг;
  • Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

С помощью корпорации были заключены договоры на покупки у субъектов малого и среднего бизнеса за период с 2015-2018 гг. на общую сумму 6,9 трлн. рублей. Динамика объема и номенклатуры закупок по годам в таблице 4.

Таблица 4.

Объем закупок и номенклатура закупок у субъектов МСП

год

Объем закупок, трлн. руб.

Номенклатура закупок, тыс. наименований

2015

0,064

8,4

2016

1,511

100

2017

2098

161

2018

3,264

362

Перечисленные сведения говорят о постоянно увеличивающемся участии малого бизнеса в объеме продаж результатов своего бизнеса с помощью поддержки Корпорации МСП, т.е. поддержки государства.

С помощью портала бизнес – навигатора малого и среднего предпринимательства (МСП)[20] пользователь, который зарегистрировался на нем, может:

  1. Рассчитать бизнес-план для одного из 90 видов бизнеса в 172 городах с населением более 100 тысяч человек.
  2. Найти банк, где можно взять кредит под гарантию Корпорации МСП.
  3. Подобрать в аренду помещение для бизнеса.
  4. Узнать о доступности известных и надежных франшиз.
  5. Узнать о мерах поддержки малого и среднего бизнеса.
  6. Быть в курсе планов закупок и конкурсов крупных заказчиков.
  7. Найти и проверить контрагента.
  8. Разместить объявление о своем бизнесе.
  9. Получить доступ к новостным, аналитическим и иным материалам.

Таблица 5.

Статистика лиц, воспользовавшихся бизнес – навигатора для решения различных задач с его помощью

Наименование задачи

Доля воспользовавшихся сервисом

1 Проверка контрагента

30%

2 Расчет рыночной ниши

22%

3 Поиск закупок

20%

4 Использование системы «Жизненные ситуации»

19%

5 Выбор локации (района города) для открытия бизнеса

17%

6 Расчет бизнес-плана

15%

7 Подбор недвижимости

14%