Файл: Субъекты малого предпринимательства (Значение малого бизнеса для Республики Хакасия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт, завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью. Малое предпринимательство является сегодня очень перспективным сектором в экономике страны. Ведь именно на мелких предприятиях, как правило, заметна более высокая эффективность труда, иными словами малый бизнес удовлетворяет потребности большего числа потребителей в дефицитных товарах с помощью поиска локальных источников ресурсов и обеспечения местами работы определенного количества людей. Однако малым предприятиям сначала очень трудно разобраться в разнообразии налоговых режимов, чтобы правильно выбрать оптимальный. Они имеют меньше финансовых ресурсов для организации учета текущих операций, ведения в полном объеме бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Кроме того следует отметить, что у российских организаций малого бизнеса, которые прежде не проводили бухгалтерский учет на регулярной основе, поскольку находились на специальных налоговых режимах, могут возникнуть проблемы формирования показателей даже упрощенных форм бухгалтерской отчетности. В силу всего перечисленного государство пытается помочь субъектам малого бизнеса в этих вопросах путем предоставления права выбора форм учета и отчетности: в упрощенном или полном варианте.

Действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации. Актуальность работы связана именно в тем, что малому бизнесу, стесненному в финансах особенно на первых этапах ведения деятельности, требуется как можно больше государственной помощи

Цель курсовой работы - исследовать особенности развития малого бизнеса, поддержку его государством, преимущества и недостатки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы субъектов малого бизнеса и их роль в формировании республиканского и муниципального бюджетов;
  • раскрыть понятие и выявить специфические признаки малого предпринимательства;
  • рассмотреть основные направления государственной поддержки малых предприятий со стороны государства и муниципальных образований;
  • сформировать преимущества и недостатки малого бизнеса;
  • выяснить меры дальнейшего реформирования малого бизнеса.

Объектом исследования выбран малый бизнес.

Предметом исследования выбрано правовое обоснование малого предпринимательства, его значение и его отличительные способности.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: метод изучения нормативной базы, метод системного анализа, сравнительного анализа, обобщения.

В процессе написания курсовой работы были использованы: законодательная и нормативно-правовая база с последними обновлениями и дополнениями, научная литература, учебно-методические пособия, учебники, статьи журналов, электронные ресурсы, статистические данные Российской Федерации и Республики Хакасия по изучаемой тематике, которые составили информационную базу данной работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Трактовка понятия малого предпринимательства и его значение для экономики региона на примере Республики Хакасия

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг; Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Малое предпринимательство (бизнес) - вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п. 1 ст. 2 ГК РФ[1]). В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Критерии отнесения предприятия к малому в соответствии с Четвертой директивой Совета Европы

Для отнесения к субъектам малого предпринимательства организация в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев. Одним из органов, разрабатывающих концептуальные подходы к регулированию малого предпринимательства на надгосударственном уровне европейских стран, является Европейская комиссия (ЕК). Европейская комиссия осуществляет деятельность и по определению критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Европы. К сфере микро, малого и среднего бизнеса относят предприятия, независимо от их организационно-правовой формы, занимающиеся экономической деятельностью.

В России статус малого предприятия фирма получает по умолчанию в том случае, если соответствует установленным критериям Закона 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[2], принятым 24 июля 2007 года и вступившим в силу с 01.01.2008г. С этого момента был отменен аналогичный закон №88-ФЗ[3].

В соответствии со ст. названного закона №209-ФЗ «субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Остановимся на названных условиях.

К субъектам малого и среднего предпринимательства с 01.01.2016 года относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • и индивидуальные предприниматели.

И в отмененном, и в действующем законе есть несколько критериев, на основании которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:


  • доля участия в уставном капитале определенных категорий лиц;
  • уставного капитала;
  • количество персонала на предприятии;
  • сумма активов;
  • объем прибыли (дохода, оборота).

При этом учет и контроль этих параметров отнесен к компетенции самих предприятий. В налоговых органах ведется специальный реестр малых и средних предприятий с целью отслеживания возможности применения налоговых преференций[4].

В уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или товарищества доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, религиозных организаций и разнообразных фондов не должно превышать 25%. Данное требование осталось неизменным.

А вот доля участия в уставном капитале организации других российских и иностранных организаций, которые сами не являются субъектами малого предпринимательства, увеличена с 25% до 49%. Но, к сожалению, данный критерий не увеличит количество малых предприятий, которые вправе применять УСН и ЕНВД. Ведь критерий, ограничивающий применение данных налоговых режимов, остался по-прежнему 25%. Есть и дополнительные ограничения, связанные с видом предпринимательской деятельности.

Что касается параметра численности персонала, то он сильно изменился. До 2008 года в соответствии с № 88-ФЗ средняя численность работников за отчетный период в малых предприятиях: не должна была превышать следующих предельных уровней

  • в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Что касается новых критериев, то здесь следует отметить, что вместо понятия «средняя» численность работников за предшествующий календарный год появилось понятие «среднесписочная» численность тех же работников за тот же период. В таблице 1 указываются критерии, характерные для первой и последней редакции закона.

Таблица 1.

Показатели отнесения налогоплательщиков к субъектам малого предпринимательства

Субъект малого предприятия

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость (млн. руб.)

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (человек)

с 1 января 2008 г

с 29.06.2015 г

с 1 января 2008 г

с 29.06.2015 г

микропредприятия

60

120

не более 15

не более 15

малые предприятия

400

800

Не более 100

Не более 100

средние предприятия

1000

2000

101-250

101-250


Изменившись в 2008 г. средняя численность работников до 2015г. и после остается неизменной. Но в тоже время с 08.01.2019 года вступило в силу дополнение, которое дает право Правительству РФ устанавливать более высокий показатель численности для средних предприятий при следующих основных видах деятельности: производство текстильных изделий, одежды, кожи и изделий из кожи[5]. Основным видом деятельность признается только в том случае, когда доля дохода от этого вида деятельности за предшествующий календарный год превышает 70% в общей сумме дохода.

Кроме того есть оговорка о том, что если субъект малого или среднего предпринимательства не привлекает наемных работников, то показатель численности к ним не применяется, а будет требоваться только соблюдение показатели по величине дохода.

Показатели выручки на основании Постановления Правительства РФ 2015 года[6], выросли в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что говорит об изменении в пользу налогоплательщика. И хотя само Постановление 2015 года было отменено с 1 августа 2016 года, размер предельной величины теперь уже дохода (вместо выручки) от осуществления предпринимательской деятельности остался без изменений[7]. Увеличение размера дохода дает ряд несомненных преимуществ:

  • возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан;
  • увеличение прибыли;
  • повышение качества продукции;
  • более широкие возможности для развития бизнеса.

Но здесь есть и отрицательный моменты.

Во – первых, изменение только одного слова «выручка» на слово «доход» существенно снизил ограничитель отнесения к малому бизнесу. Ведь трактовка слов «выручка» и «доход» в бухгалтерском и налоговом законодательстве абсолютно разная. Слово «доход» значительно шире, чем слово «выручка», так как выручка это только часть дохода, связанного с реализацией. А слово «доход» включается доход как от реализации, так и внереализационный доход. При этом доход учитывается по всем видам деятельности независимо от применяемого налогового режима, хотя одновременно может применяться несколько налоговых режимов, например УСН плюс ЕНВД; либо общий налоговый режим и ЕНВД.

- при объеме выручки за предшествующий календарный год более 400 млн. руб. организация попадает под обязательный аудит на основании ФЗ «О бухгалтерском учете»[8], а это лишает малый бизнес права применять упрощенные формы бухгалтерского учета.