Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (правовое положение должника при банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместо ликвидации юридического лица было внесено предложение по сохранению несостоятельных должников. Также высказывалась такая крайняя позиция относительно конкурса, как о "бедствии и для кредиторов, и для должников, и для общества в целом" [11, с. 1029]. В то же время в отношении частных юридических лиц вносилось предложение о сохранении конкурса.

Ликвидацию несостоятельных юридических лиц осуществляли ликвидационная комиссия либо ликвидаторы, которые представляют интересы не кредиторов, а государства.

Судебная практика признания частных юридических лиц в качестве несостоятельных имела большое распространение, в то время, как случаи признания в качестве несостоятельных государственных предприятий являются довольно редкими. Кроме того, при их ликвидации не обращалось взыскание на основные средства, что не обусловливало перехода основного имущества социалистических организаций к их кредиторам. В правовой теории в результате этого ликвидацию убыточных государственных организаций признавали только в качестве "особой формой реорганизации" [19, с. 155].

Со временем в теории и на практике была признана недопустимой ликвидация несостоятельных государственных предприятий. Единство государственной социалистической собственности и плановая организация советского хозяйства являются несовместимыми с признанием возможности ликвидации государственного предприятия по мотивам несостоятельности, по требованиям со стороны кредиторов, что противоречило бы плановому характеру социалистического хозяйства [24, с. 155].

В ходе реформирования советского гражданского права, которое проводилось в 1960-х гг., из него исчез институт несостоятельности.

Возрождение рассматриваемой категории в отечественном праве произошло после того, как был принят в 1992 г. Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"[8]. Отметим, что в ходе подготовки Закона брался в учет опыт законодательной регламентации отношений с неплатежеспособным либо несостоятельным субъектом США.

В Законе вместе с процедурой конкурсного производства также вводились процедуры санационного характера - санация (ст. 13) и внешнее управление (ст. 12), причисленные законодателем к реорганизационным процедурам по аналогии с законодательством США.

Ликвидация несостоятельного должника могла осуществляться также во внесудебном порядке путем добровольной ликвидации предприятия (ст. 49 - 51).

В качестве внесудебной процедуры в Законе регламентировалось также соглашение должника с кредиторами по поводу отсрочки и (или) рассрочки долгов либо скидки с долгов с целью продолжения деятельности предприятия (ст. 49), которое законодатель в преамбуле определял как мировое соглашение.


В 1998 г. был принят Закон о банкротстве [7], концепция которого подверглась значительным изменениям. Правовая регламентация процедур несостоятельности (банкротства) становится другой.

В Законе была предусмотрена процедура наблюдения для установления финансового состояния должника и обеспечения сохранности его имущества (гл. IV). В качестве санационной процедуры сохранилось внешнее управление (гл. V). В качестве ликвидационных процедур продолжали регулироваться судебная процедура конкурсного производства (гл. VI) и внесудебная процедура (гл. XI). Мировое соглашение определялось в качестве судебной процедуры, в которой принимают участие конкурсные кредиторы. Установлены две упрощенные процедуры - банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника.

Правовое положение конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по Закону значительным образом отличался. Управомоченные органы не принимали участие в собраниях кредиторов, за исключением первого собрания.

В гл. VIII Закона устанавливалась специфика несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных организаций, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг [50, с. 1,4].

После финансового кризиса, произошедшего 1998 г., был введен в действие Закон о банкротстве кредитных организаций [6], применявшийся соответственно к кредитным организациям для их финансового оздоровления либо ликвидации в ходе процедуры конкурсного производства.

Первоначально Закон предусматривал возможность введения двух судебных процедур - наблюдения и конкурсного производства и (или) трех досудебных процедур - финансового оздоровления, временной администрации, реорганизации в форме слияния или присоединения. В 2004 г. концепция Закона подверглась изменениям, в ходе которых законодатель отказался от применения процедуры наблюдения в отношении кредитных организаций.

Следующей стадией реформирования законодательства о несостоятельности стало принятие Закона о банкротстве 2002 г. За прошлое время Закон многократно изменялся, в него наравне с несущественными изменениями вносились также положения, которые значительно изменяли его концепцию.

Таким образом, в России ряд материально-правовых и процессуальных норм конкурсного права можно обнаружить уже в Русской Правде. В отечественном законодательстве дореволюционного периода времени система мероприятий по предупреждению конкурса ограничивалась мировыми соглашениями и администрацией по делам торговым. Фундаментальные положения законодательства о несостоятельности, которые устанавливали возможность для применения санационных мер вместо ликвидации несостоятельных должников, возникли позже. В 1960-х гг. вследствие реформирования советского гражданского права из него исчез институт несостоятельности. Его возрождение в отечественном праве произошло после того, как был принят в 1992 г. Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". В 1998 г. регулирование процедур несостоятельности (банкротства) существенно изменилось. В настоящее время комплексное правовое регулирование осуществляется Законом о банкротстве 2002 г., который действует с многочисленными изменениями и дополнениями. Он является единственным специальным законом, регулирующим вопросы несостоятельности.


1.2 Понятие, признаки, критерии банкротства

Должник, находящийся в процедурах банкротства, не способен удовлетворить требования кредиторов по причине недостаточности имущества.

С целью обозначения его неблагополучного финансового состояния применяются понятия "несостоятельность", "неплатежеспособность", "недостаточность имущества". В то же время в Законе о банкротстве применяется понятие "банкротство" в качестве тождественного понятию "несостоятельность" и предусмотрены его признаки для юридических лиц (ст. 3), для граждан (п. 3 ст. 213.6).

Легальное определение указанных понятий предусматривается в ст. 2 Закона о банкротстве.

Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, которые работают либо работали по трудовому договору, и (или) уплатить обязательные платежи (абз. 2 ст. 2 Закона о банкротстве).

В соответствии с п.2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо признается неспособным удовлетворить требования, выдвигаемые кредиторами по денежным обязательствам и (или) уплатить обязательные платежи, если указанные обязательства и (или) обязанность не были исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они подлежали исполнению.

В законодательном определении несостоятельности (банкротства) содержатся следующие признаки: а) неспособность полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам гражданско-правового характера и (или) по обязательным платежам, а также требования, выдвигаемые работниками и бывшими работниками по поводу выплаты выходных пособий и (или) об оплате труда; б) удостоверение факта указанной неспособности арбитражным судом.

Отечественный законодатель выделяет в качестве признаков несостоятельности неплатежеспособность и недостаточность имущества (абз. 36 и 37 ст. 2; абз. 6 п. 1 ст. 9; абз. 1 п. 2 ст. 61.2; абз. 1 п. 3 ст. 61.3; абз. 2 п. 2 ст. 213.6 Закона о банкротстве). Хотя ст. 3 Закона о банкротстве исследуемые признаки и не предусматривает, с содержательной точки зрения речь идет именно о них.

В отечественной правовой теории современного периода времени неплатежеспособность трактуют в качестве критерия несостоятельности, как признак несостоятельности (банкротства) и как основание для того, чтобы ввести процедуру несостоятельности [39, с. 213-215].


А.А. Дубинчин применяет понятия "критерий банкротства" и "признаки банкротства" [48, с. 213-215]. При этом критериями (основаниями) банкротства являются, прежде всего, недостаточность имущества (неоплатность), а также платежная неспособность (неплатежеспособность), а в качестве признаков - приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, который был выбран законодателем в отношении определенной категории потенциальных банкротов.

Неплатежеспособность выступает признаком несостоятельности и для граждан, и для юридических лиц по Закону о банкротстве. В ранее действовавшей редакции Закона для граждан, которые не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, предусматривался признак недостаточности имущества.

Законодательное определение неплатежеспособности содержится в абз. 37 ст. 2 Закона о банкротстве: это прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Отметим, что недостаточность денежных средств подразумевается, если не представлены доказательства иного.

Несостоятельность, признанная в судебном порядке, означает неспособность должника в полном объеме исполнить обязательства и публичные обязанности по причине недостаточности имущества, что обусловливает введение конкурсного производства над имуществом должника и его ликвидацию, если должник - юридическое лицо, либо процедуру реализации имущества гражданина.

Неплатежеспособность должника не обусловливает автоматическое признание его в качестве несостоятельного, потому что она может быть преодолена посредством специальных санационных процедур, которые предназначены для восстановления платежеспособности должника. Невозможность достижения указанной цели подразумевает признание должника в качестве несостоятельного и применение к нему единственного юридического последствия - это открытие конкурсного производства.

Относительно юридических лиц санация используется для предупреждения их ликвидации по причинам несостоятельности, что обусловливает возникновение негативных социальных последствий. Главной идеей отечественного законодательства о несостоятельности можно назвать санацию неплатежеспособных должников. В этой связи была осуществлена реформа законодательства, был избран другой признак несостоятельности, который позволял установить признаки финансового неблагополучия на более ранних этапах, позволяющих использовать оздоровительные процедуры [42, с. 9-12].


Признание должника банкротом во всех случаях обусловливает открытие судебной процедуры конкурсного производства над его имуществом: для должника, являющегося юридическим лицом, признание факта несостоятельности подразумевает его ликвидацию под контролем со стороны арбитражного суда.

Процедура конкурсного производства представляет собой судебную процедуру ликвидации юридического лица, являющегося несостоятельным. Правовая сущность конкурсного производства обусловливает возникновение споров. Оно традиционно является более близким к процедуре исполнительного производства.

Характеризуя арбитражный процесс по делу о банкротстве как особое производство, В.Ф. Попондопуло и Е.В. Слепченко указывают, что конкурсное производство - это особый вид исполнительного производства [37, с. 68].

Абсолютно однозначно по этому вопросу указывает Е.А. Нефедьев, отмечая, конкурсное производство не может сочетаться ни с исполнительным производством, ни, тем более, с исковым производством. Заявление относительно признания должника несостоятельным не выступает исковым, заявление кредиторов относительно несостоятельности должника направлено не на пользование предусмотренным законом порядком производства для защиты своих прав, а на установление ad hoc конкурсного порядка производства. Безусловно, что значение указанного заявления является совершенно иным, чем значение предъявления иска. [29, с. 63].

Отметим, что в действующем отечественном законодательстве, по нашему мнению, сохранилась правовая регламентация конкурсного производства в качестве самостоятельного, а не исполнительного производства.

Установление юридического факта несостоятельности обусловливает возникновение конкурсного производства и выступает в качестве его единственного юридического последствия, которое означает ликвидацию юридического лица, если в процессе уже введенного конкурсного производства не возможно применить санационную процедуру внешнего управления (ст. 146 Закона о банкротстве) или заключить мировое соглашение.

Ликвидацией юридического лица занимается конкурсный управляющий, утверждаемый арбитражным судом. В качестве конкурсного управляющего могут выступать физические лица, а в случае ликвидации несостоятельных кредитных организаций - юридическое лицо в форме государственной корпорации - Агентство по страхованию вкладов.

После того, как вводится конкурсное производство, органы юридического лица отстраняются от управления его делами, полномочия единоличного и коллегиальных органов управления переходят к конкурсному управляющему, за исключением установленных п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве.