Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (правовое положение должника при банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доктринальное толкование является неоднозначным. Проблема правового статуса арбитражного управляющего является дискуссионной, можно выделить несколько теорий.

Наиболее распространенной является теория представительства [28, с. 38-39]. Доводы в пользу возникновения отношений представительства: а) право действовать от имени должника; б) распоряжение имуществом должника.

Различают несколько модификаций теории представительства: арбитражный управляющий как представитель должника, кредиторов, а также представитель одновременно и должника, и его кредиторов.

В доктрине различают статус временного, внешнего и конкурсного управляющего, признавая только внешнего управляющего представителем должника [28, с. 98,104].

По мнению М.А. Говорухи, внешний и конкурсный управляющие "в тех случаях, когда они реализуют дееспособность самого должника и действуют от его имени", выступают его законными представителями [17, с. 7].

Опровергая изложенную точку зрения, следует отметить, что в одинаковой степени арбитражный управляющий представляет интересы не только должника, но также кредиторов, а также действует исходя из публичных интересов.

Теория представительства, посредством которой объясняется правовой статус конкурсного управляющего, не является новой. В отечественной правовой теории дореволюционного периода времени теория представительства применялась с целью объяснения правового статуса субъектов конкурсного производства [25, с. 488].

Теория представительства подвергается критике. По мнению О.В. Пантелишиной, необходимо отграничивать представительство от других юридических форм участия третьих лиц в определении и реализации гражданских правоотношений, в частности от деятельности арбитражного управляющего, который не выступает представителем [32, с. 7,14].

Наиболее распространенной теорией правового статуса арбитражного управляющего выступает теория доверительного управления. В правовой теории содержится трактовка статуса арбитражного управляющего в качестве работника, который заключил трудовой договор [44, с. 10,19].

При определении статуса арбитражного управляющего представители публичной теории выделяют в деятельности арбитражного управляющего преимущественно публичные аспекты. По мнению Е.В. Богданова, арбитражного управляющего следует признать судебным управляющим, назначаемым судом от имени государства и контролируемым государством, деятельность управляющего оценивается им как судебно-управленческая [10, с. 74 - 75].


Конституционный Суд Российской Федерации также оценивает полномочия арбитражного управляющего как такие, которые в значительной степени носят публично-правовой характер [53].

В доктрине положения о преимущественно публичном характере деятельности арбитражного управляющего подвергаются вполне обоснованному сомнению, как и публично-правовой статус арбитражного управляющего [23, с. 14-15].

Арбитражные управляющие должны соответствовать определенным требованиям.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве арбитражным управляющим может быть утвержден гражданин Российской Федерации, член одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В то же время Закон о банкротстве предусматривает возможность утверждения в качестве конкурсного управляющего юридического лица - Агентства по страхованию вкладов для должника - кредитной организации (п. 2, п. 3 ст. 189.68).

В свою очередь, саморегулируемая организация устанавливают обязательные условия членства в них. Список условий, предусмотренных Законом, не носит исчерпывающий характер. Саморегулируемая организация имеет право устанавливать также другие условия членства в форме определенных требований, устанавливаемых к компетентности, добросовестности и независимости арбитражных управляющих (п. 4 ст. 20 Закона о банкротстве).

Также ст. 20.2 Закона о банкротстве предусматривает требования к арбитражному управляющему для утверждения его в деле о банкротстве:

1) требования, которые предъявляются к руководителю, предусмотренные федеральным законодательством и другими нормативными актами (п. 1 ст. 20.2);

2) допуск к государственной тайне в том случае, если исполнение полномочий руководителя должника находится во взаимосвязи с доступом к сведениям, которые составляют государственную тайну;

3) арбитражные управляющие не должны быть заинтересованными лицами по отношению к должнику и его кредиторам;

4) не могут быть утверждены в качестве арбитражного управляющего в соответствующей процедуре банкротства субъекты, которые признаны должниками.

Арбитражный управляющий выступает субъектом профессиональной деятельности, которая в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве не считается предпринимательской, а признается частной практикой. Закон о банкротстве позволяет арбитражному управляющему заниматься другими видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью, если указанные виды деятельности не оказывают влияние на надлежащее исполнение им своих обязанностей и не влечет возникновение конфликта интересов (абз. 3 п. 1 ст. 20).


Как вполне справедливо указывает М.Е. Эрлих, законодательство предусмотрело его появление для того, чтобы исключить и не допустить большое количество нарушений прав и законных интересов субъектов, которые вовлечены в процедуру несостоятельности (банкротства), поскольку есть необходимость привлечь субъекта, который будет контролировать деятельность должника, кредиторов, направлением общего хода процедур несостоятельности [52, с. 58].

Вместе с тем, на практике институт арбитражных управляющих не всегда оправдывает возложенные на него функции.

С одной стороны, сложившаяся ситуация указывает на необходимость усиления контроля за арбитражными управляющими со стороны саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также установления более четких критериев их отбора, возможности единолично влиять на выбор конкретной кандидатуры арбитражного управляющего, а с другой - на реструктуризацию самой системы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, повышение качества их деятельности, а это неизбежно должно приводить к укрупнению рядов данных организаций, повышению качества их деятельности и ответственности за своих членов [41, с. 25-27].

Говоря о критериях отбора арбитражных управляющих для назначения в рамках конкретной процедуры банкротства, полагаем, стоит отметить, что не создано отлаженной системы его осуществления, несмотря на то, что Закон о банкротстве в статьях 20 и 20.2 закрепляет требования, предъявляемые к кандидатурам арбитражных управляющих, и на практике иногда сложно правильно учесть все факторы, которые в итоге отразятся на результатах проведения процедуры банкротства, а дополнительные требования, выдвигаемые кредиторами, и вовсе иногда противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации.

Несомненно, такие базовые элементы, как образование, профессионализм, опыт и личные качества, а также добросовестность и независимость претендента, не могут не учитываться. Но что взять за основу, когда выбор стоит между претендентами по формальным признакам, соответствующим предъявляемым требованиям, и кто должен проводить отбор - арбитражный суд, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, собрание кредиторов или уполномоченный орган?

Вместе с тем, когда речь идет о должниках особой категории, такие критерии не являются чем-то новым. Так, при банкротстве кредитных организаций, если в роли конкурсного управляющего выступает не Агентство по страхованию вкладов (положительные стороны его статуса отражены в отдельном документе), Банк России предусмотрел специальную аккредитацию арбитражных управляющих, для получения которой не только требуется соответствовать требованиям к арбитражным управляющим, установленным Законом о банкротстве, но и не допускать в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), которые привели бы к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также случаям отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей; также необходимо пройти обучение в образовательном учреждении по программе обучения арбитражных управляющих, утвержденной Банком России. При этом дополнительные требования предъявляются к арбитражным управляющим не только при банкротстве кредитных организаций, но и при банкротстве иных должников особой категории [5].


Права и обязанности арбитражных управляющих определены в ст. 20.3 Закона о банкротстве, а также дополнены применительно к определенной процедуре в соответствующих статьях Закона (ст. 66, 67, 99, 129, п. 7, 8 ст. 213.9).

Права арбитражного управляющего:

а) созывать собрание или комитет кредиторов (абз. 2 - 3 п. 1 ст. 20.3).

б) обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (абз. 4 п. 1 ст. 20.3).

в) получать вознаграждение (абз. 5 п. 1 ст. 20.3). Вознаграждение арбитражного управляющего состоит из: а) фиксированной суммы; б) процентов; в) дополнительного вознаграждения. Расходы на выплату фиксированной суммы и процентов осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Дополнительное вознаграждение выплачивается за счет средств кредиторов;

г) привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет должника (абз. 6 п. 1 ст. 20.3). В то же время Законом о банкротстве арбитражному управляющему предписано осуществлять свои полномочия лично (п. 5 ст. 20.3 Закона). Арбитражному управляющему запрещено передавать свои исключительные полномочия третьим лицам, в частности, принятие решений об утверждении и подписании заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов, решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, решений о даче согласия на совершение сделок, предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (кроме случая передачи его ведения реестродержателю) и т.д.

д) запрашивать необходимую информацию о должнике, о лицах, которые входят в состав органов управления должника, о лицах, осуществляющих контроль, о принадлежащем им имуществе (включая имущественные права), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и органов местного самоуправления, включая сведения, которые составляют служебную, коммерческую и банковскую тайну (абз. 7 п. 1 ст. 20.3).

е) подать в суд или арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (абз. 8 п. 1 ст. 20.3).

Обязанности арбитражного управляющего:

а) принимать меры, связанные с защитой имущества должника (абз. 2 п. 2 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий имеет право обратиться с ходатайством к арбитражному суду относительно принятия мер дополнительного характера, направленных на обеспечение сохранности имущества, включая запрет осуществлять без согласия временного управляющего сделки, которые не предусмотрены п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве. Арбитражный управляющий имеет право обжаловать действия, совершаемые судебным приставом-исполнителя;


б) анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 20.3). Анализ финансового состояния должника оценивается в арбитражной практике как одно из доказательств по делу о банкротстве при разрешении судом вопроса о целесообразности введения последующей процедуры [57];

в) вести реестр требований кредиторов (абз. 4 п. 2 ст. 20.3).

г) предоставлять сведения из реестра лицам, требующим проведения собрания кредиторов (абз. 5 п. 2 ст. 20.3).

д) информировать правоохранительные органы о признаках совершенного административного правонарушения или преступления (абз. 6 п. 2 ст. 20.3).

е) информировать собрание кредиторов о сделках и действиях третьих лиц, которые влекут или могут повлечь их ответственность (абз. 7 п. 2 ст. 20.3).

Арбитражный управляющий обязан предоставить указанную информацию, потому что кредиторы не вправе обращаться в суд с заявлениями по поводу признания в качестве недействительных подозрительные сделки и сделки с предпочтительностью. Заявление по поводу привлечения к субсидиарной ответственности лиц, которые контролируют должника, может подаваться по решению собрания кредиторов (п. 6 ст. 10 Закона о банкротстве);

ж) разумно и обоснованно осуществлять расходы (абз. 8 п. 2 ст. 20.3).

В случае необоснованного расходования средств должника, если оказанные услуги не были связаны с целями процедур банкротства, которые возложены на арбитражного управляющего обязанностями, либо в случае явной несоразмерности оплаты стоимости услуг ожидаемому результату оплата оказанных услуг может признаваться арбитражным судом по заявлению лиц, которые участвуют в деле, в качестве необоснованной. Обоснованность расходов финансового управляющего подлежит судебной проверке, поскольку расходы на эти цели могут быть произведены финансовым управляющим только на основании определения арбитражного суда (п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве);

з) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства (абз. 9 п. 2 ст. 20.3).

В целях пресечения злоупотребления должником своими правами, выявления административного правонарушения или преступления арбитражный управляющий должен проверить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Проверка осуществляется за период не менее двух лет, которые предшествуют возбуждению дела о банкротстве должника, а также во время процедур банкротства.

Арбитражный управляющий составляет заключение по результатам проверки, которая им была проведена, которое представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее десяти дней в органы, правомочные составлять протоколы об административных нарушениях, о фиктивном и преднамеренном банкротстве.