Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (правовое положение должника при банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, конкурсоспособность, можно определить в качестве способности субъекта правоотношения, который может быть признан в качестве должника в деле о банкротстве, иметь права и осуществлять обязанности, необходимые для целей конкурсного процесса.

Проблема определения перечня субъектов, которые могут быть признаны должниками в деле о банкротстве, имеет серьезный практический аспект, так как требует разрешения следующих вопросов - могут ли быть признаны должниками и, соответственно, в дальнейшем обанкрочены:

- только юридические лица либо еще и физические лица, предпринимательские объединения, публично-правовые образования;

- только субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или еще и субъекты - потребители, некоммерческие организации.

В силу п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве и п. 1 ст. 65 ГК РФ предусматривается, что по судебному решению может признаваться в качестве несостоятельного (банкрота) всякое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Относительно государственной корпорации либо государственной компании возможность признания их в качестве банкрота предусматривается указанными законодательными нормами в зависимости от наличия соответствующей прямой нормы в федеральном законодательстве, устанавливающем создание такой корпорации либо компании. Сейчас отсутствует федеральный закон, который позволял бы признать в качестве банкрота государственную корпорацию или компанию.

Пункт 1 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.1) [3] (далее - ГК РФ) также предусматривает, что фонд не может признаваться несостоятельным только в случае, если это предусмотрено законодательством, устанавливающим создание и деятельность фонда. Действующее законодательство, регламентирующее деятельность таких фондов, как Российский научный фонд, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд перспективных исследований, Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, которые прекратили исполнение своих полномочий, предусматривает, что перечисленные фонды не могут признаваться в качестве банкротов.

Отметим, что фактическое исключение из перечня конкурсоспособных лиц государственных компаний или государственных корпораций подвергается критике в науке конкурсного права [51, с. 75-76]. Представляется, что ответственность по долгам государственной корпорации либо компании должно нести государство, которое предусмотрело невозможность банкротства этой организации (по аналогии с ответственностью, возникающей по долгам казенного предприятия, учреждения). При таком подходе имущество корпорации остается в ее собственности для последующей реализации задач, предусмотренных при создании, а кредиторы приобретают надлежащие гарантии исполнения обязательств в случае, если сама организация не будет иметь возможности полностью рассчитаться по своим долгам.


Исключение из списка юридических лиц, которые могут признаваться банкротами, казенных предприятий и учреждений в принципе является обоснованным, поскольку субсидиарную ответственность по долгам указанных лиц несет государство, которое способно при любых обстоятельствах удовлетворить требования кредиторов.

В это же время изъятие из списка политических партий и религиозных организаций необоснованно, особенно если учитывать то обстоятельство, что эти организации вправе заниматься приносящими доход видами деятельности [34, с. 20]. Также действующим законом не предусматривается субсидиарная либо солидарная ответственность каких-либо лиц по долгам перечисленных организаций. Думается также, что свобода вероисповедания, политические права и свободы граждан вряд ли могут быть нарушены по причине неисполнения политической партией либо религиозной организацией своих хозяйственных обязательств и дальнейшего применения конкурсного механизма с целью защиты кредиторов указанных должников, которые по сути "проедают" свое имущество, формируемое в основном из членских взносов.

Отметим, что в действующем отечественном законодательстве не предусматривается банкротство публично-правовых образований, выступающих в качестве субъектов права. Введение временной финансовой администрации в отношении субъектов РФ или муниципальных образований для принятия мер по восстановлению их платежеспособности в силу ст. 168.1, 168.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2] не выступает конкурсной процедурой, но содержит в себе отдельные черты внешнего управления.

Следует отметить, что одной из формируемых в настоящее время в развитых иностранных правопорядках тенденций правового регулирования конкурсных отношений является установление возможности признания несостоятельными предпринимательских объединений (предпринимательских групп) как объединений, не имеющих статуса юридического лица, но выступающих в обороте как организационно и имущественно единый хозяйствующий субъект [15, с. 130-135].

Формально не признавая возможность банкротства образований без статуса юридического лица, отечественный Закон о банкротстве допускает такую возможность применительно к банкротству крестьянского хозяйства, как объединения без статуса юридического лица (ст. 217 - 223 Закона о банкротстве). Это исключение делается из тех соображений, что именно таким образом возможно обеспечение баланса интересов участников конкурсных отношений, когда все имущество хозяйства, принадлежащее его участникам на праве общей совместной собственности, будет составлять конкурсную массу без необходимости выделения иного (личного) имущества членов этого хозяйства [45, с. 128-130].


Таким образом, должником - субъектом конкурсных отношений выступает наделенное конкурсоспособностью юридическое лицо (содержательный признак должника), относительно которого суд возбудил производство по делу о банкротстве (процессуально-правовой признак должника) и которое не может удовлетворить требования, предъявляемые кредиторами по денежным обязательствам и (или) уплатить обязательные платежи, что выражается в наличии у указанного лица закрепленных признаков банкротства (материально-правовой признак должника). Сущность должника как субъекта конкурсных отношений заключается в следующем. Должник представляет собой юридическую форму (образ) существования и деятельности всякого конкурсоспособного лица, обладающего признаками банкротства, в отношении которого возбуждено производство по делу о банкротстве. Помимо этого, должник также выступает правовым средством, с помощью которого обязанному лицу придаются свойства субъекта конкурсных отношений. Выступая как юридическая форма и как правовое средство, должник, таким образом, определяет правовые границы последствий неплатежеспособности субъекта правоотношений.

2.2 Правовое положение кредиторов при банкротстве

Конкурсные отношения, несомненно, невозможны без тех, между кем устраивается так называемый конкурс при кризисе неплатежей. Речь в данном случае идет о кредиторах. Понятие "кредитор" в конкурсных отношениях, если сравнивать с общепринятым в гражданском праве, имеет свое, более широкое содержание, что обусловливается тем, что под него подпадают управомоченные субъекты как гражданско-правовых, так и публично-правовых, а также трудовых и других отношений (в частности, государство в лице управомоченных органов с требованиями относительно уплаты обязательных платежей, работники должника с требованиями о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору).

В.Ф. Попондопуло отмечает, что понятие кредитора по Закону о банкротстве, с одной стороны, является более узким, чем в ГК РФ, поскольку не включает в себя кредиторов по товарным обязательствам, а с другой стороны, является более широким, чем в ГК РФ, поскольку под него подпадают работники и лица, которые предъявляли требования по налогам [26, с. 217].

В правовой теории классификация кредиторов осуществляется по раным основаниям: в зависимости от характера их требований и статуса кредиторов в деле о банкротстве (денежные и неденежные, конкурсные и неконкурсные, крупные и мелкие, очередные и неочередные, установленные и неустановленные, кредиторы-заявители и кредиторы, не являющиеся заявителями, и т.д.).


В рамках общей категории кредиторов Закон о банкротстве особо выделяет конкурсных кредиторов.

Легальное понятие конкурсных кредиторов содержится в ст. 2 Закона о банкротстве - это кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной градостроительным законодательством (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Однако неточность содержит как само название данной группы кредиторов, так и их легальную дефиницию. В общем, широком значении конкурс в деле о банкротстве устраивается не только среди кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным ГК РФ или бюджетным законодательством. В конкурсе de facto (особенно в случае признания должника банкротом) участвуют абсолютно все кредиторы, требования которых возникли до момента инициирования конкурсного процесса (момента принятия судом заявления о признания должника банкротом к своему производству).

Правила Закона о субординации и об очередности удовлетворения требований в соответствии с реестром также относятся к конкурсному распределению средств должника и его имущества в случае банкротства. Единственными кредиторами, которые не участвуют в общем конкурсе по распределению актива (не учитываются в реестре требований кредиторов), а находятся над ним и не подчиняются наряду с другими всем правилам Закона о банкротстве, являются кредиторы по текущим требованиям. Неточность дефиниции законодателя как раз и заключается в том, что в определении конкурсных кредиторов, данном в ст. 2 Закона о банкротстве, не содержится этого разграничения, позволяющего исключить кредиторов по текущим требованиям из числа конкурсных. На практике это разграничение проводится на основании нормы ст. 5 Закона о банкротстве, посвященной текущим кредиторам.

Поэтому, говоря о статусе конкурсных кредиторов, необходимо понимать, что легальные название и дефиниция не отражают сути данной группы лиц [22, с. 38-39]. В чем же она заключается?


Классифицируя кредиторов по признаку их статуса в конкурсном процессе, М.В. Телюкина трактует конкурсных кредиторов в качестве активных кредиторов, неконкурсные кредиторы играют пассивную роль [46, с. 153]. Активность конкурсных кредиторов обусловливается наделением их правом на обращение в арбитражный суд с заявлением относительно признания должника банкротом, на участие в собрании кредиторов и представление их интересов комитетом кредиторов.

Конституционным Судом Российской Федерации много раз рассматривались жалобы неконкурсных кредиторов – о соответствии Конституции Российской Федерации [1] норм Закона о банкротстве, которые ограничивают их права на участие в деле о банкротстве (в основном жалобы граждан - работников юридического лица, которое находится на грани банкротства, но все еще продолжает функционировать) [54]. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации также сводится к тому, что указанные кредиторы вправе обращаться в суд общей юрисдикции только с имущественными и иными требованиями к арбитражным управляющим о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении причиненного вреда в соответствии с установленной подсудностью, а также использовать механизм исполнения решений этих судов при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве [55].

Однако в настоящее время судебная практика исходит из того, что любое лицо, участвующее в деле о банкротстве или в процессе по делу о банкротстве (к каковым относятся и неконкурсные кредиторы), может обжаловать любые действия (бездействие) других участников конкурсного процесса, если таковые нарушают права и законные интересы первых [58]. Поэтому основное отличие конкурсных кредиторов от неконкурсных в части контроля за ходом конкурсного процесса заключается не в возможности обжаловать действия субъектов, а в возможности определять саму судьбу конкурсного процесса путем принятия глобальных решений: о выборе процедур несостоятельности, о назначении арбитражного управляющего, о расходах по делу о банкротстве и т.д. (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Таким образом, в дополнение к легальному определению можно отметить два сущностных признака конкурсных кредиторов в деле о банкротстве: право на инициирование конкурсного процесса и право на управление. И хотя данные признаки не являются исключительными и присутствующими только у конкурсных кредиторов, они тем не менее максимально отражают содержание статуса данных лиц.