Файл: Корпоративная культура в организации (ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕПУТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Содержание понятия «корпоративная культура» и его сущность
1.2. Формирование корпоративной культуры и репутации современных промышленных предприятий
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕПУТАЦИИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «МЛЗ»
Внимание к корпоративной культуре в современных условиях объясняется ростом роли нематериальных факторов в социально- экономической жизни и соответственно, в теоретическом осмыслении этих изменений.
С.Г. Абрамова и И.А. Костенчук предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры[19]:
1) По степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные (высокая степень адекватности) и нестабильные (низкая степень адекватности) культуры. Стабильная культура характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями. Нестабильная — отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса работников.
2) По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративные (высокая степень соответствия) и дезинтегративные (низкая степень соответствия) культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная характеризуется отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.
3) По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяют личностно-ориентированную и функционально-ориентированную культуры. Личностно-ориентированная культура фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности. Функционально-ориентированная культура поддерживает ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и моделей поведения, определяемых статусом работника.
4) В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют позитивную и негативную корпоративную культуру.
Корпоративная культура выполняет функции внутренней интеграции и внешней адаптации организации. Она определяет и объединяет миссию, цели и стратегию организации. Благодаря корпоративной культуре, в организации вырабатывается общий язык, правила поведения, системы поощрения и наказания, обеспечивается более тесная коммуникация между сотрудниками — основные посылки и теоретические положения, от которых отталкивается конкретный человек. При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕПУТАЦИИ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД»
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «МЛЗ»
ОАО «Мценский литейный завод» (далее – ОАО «МЛЗ») было основано 1 июля 1996 года. Юридический и фактический адрес предприятия и место расположения: Орловская область, г. Мценск, Автомагистраль. Полное наименование: ОАО «Мценский литейный завод».
Предприятие является юридическим лицом, от своего имени несёт ответственность, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Уставом предприятия.
ОАО «МЛЗ» является многопрофильной организацией, имеющей своей целью развитие собственной производственной базы для получения прибыли на основе удовлетворения потребностей в производимых товарах, работах и услугах. Предметом деятельности предприятия являются:
- металлургическое и машиностроительное производство;
- научно-исследовательские и внедренческие работы и услуги;
- оказание научно-технической помощи и консультаций в освоении новой техники, технологии, проведение ремонтно-наладочных работ.
Специализация предприятия: прокат цветных металлов на медно никелевой основе, а также латунный и бронзовый (аноды, полосы, ленты, слитки, припои и т.д.). Процессы: производство анодов: НПАН, НПА-1,АМФ, М1,О1,Ц1-Ц3.
Организационная структура ОАО «МЛЗ» представлена в Приложении 1. ОАО «МЛЗ» располагает машиностроительным производством и лабораторией стандартных образцов. Изготавливаемая продукция не имеет аналогов в России и за рубежом. Принимаем заказы на изготовление изделий из сплавов от 5 кг. Изготавливаем продукцию из нестандартных сплавов исходя из любых пожеланий заказчика.
Предприятие состоит из 2-х корпусов: основного и заготовительного, и лаборатории стандартных образцов. В основном корпусе располагаются плавильный, прокатный, машиностроительный и сборочный участки.
ОАО «МЛЗ» выпускает изделия из цветных металлов: меди, цинка, свинца, алюминия, а также из сплавов на их основе. Продукция представлена в виде отливок, проката, а также изделий, получаемых методом механической обработки. Одним из видов деятельности является изготовление нестандартного оборудования, запасных частей, оснастки и других видов машиностроительной продукции. Продукция используется в машиностроении, в станкоинструментальной, автомобильной, электротехнической промышленности, при выпуске сложного комплексного оборудования, двигателей, компрессоров и высокопроизводительных насосов. Наличие на ОАО «МЛЗ» сертифицированной системы качества позволяет обеспечить безопасность и экологичность производства и продукции, расширять рынок сбыта.
Основные виды деятельности ОАО «МЛЗ»:
- металлургическое производство;
- обработка цветных металлов и сплавов;
- машиностроительное производство (металлургическое машиностроение, изготовление нестандартного оборудования, запасных частей, оснастки, комплектующих;
- лаборатория стандартных образцов (разработка, выпуск стандартных образцов состава веществ и материалов цветных металлов и сплавов).
Организационная структура предприятия ОАО «МЛЗ» представлена в Приложении 1.
Принятие управленческих решений основывается на определенной документации. Управление ОАО «МЛЗ» осуществляется на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Оперативное управление деятельностью ОАО «МЛЗ» осуществляет генеральный директор, должностные обязанности которого регламентированы Уставом предприятия и Советом учредителей. Руководство отдельными видами деятельности осуществляется руководителями среднего звена, в соответствии с должностными обязанностями, решениями Совета учредителей и приказами директора. Их деятельность регламентируется соответствующими положениями и должностными инструкциями. Как и на большинстве предприятий, в ОАО «МЛЗ» координирующим центром управления человеческими ресурсами остается кадровая служба.
Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ОАО «МЛЗ» состоит из следующих этапов:
1. Подготовка управленческого решения
2. Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения
3. Выполнение управленческого решения
4. Планирование управленческого решения
5. Контроль за выполнением решения
2.2. Корпоративная культура ОАО «МЛЗ»
Рассматривая корпоративную культуру как важнейший институциональный фактор конкурентоспособности предприятия, необходимо определить - через какие механизмы институт корпоративной культуры может влиять на улучшение его конкурентоспособности. Институты, в неоинституциональном ключе понимаются как правила поведения и способы их поддержания, они одновременно ограничивают и стимулируют повседневное действие экономических субъектов. Важный дополнительный момент состоит в том, что институты фиксируют типологические элементы действия экономических субъектов, связанного с соблюдением или несоблюдением правил.
Единство корпоративной культуры создает и укрепляет не только внутреннюю среду ОАО «МЛЗ», но и его деловой контур (конфигурацию корпоративного бизнеса, выстроенную для внешнего обмена и контроля над ресурсными потоками хозяйственных организаций). Правила обмена определяют порядок взаимодействия между ОАО «МЛЗ» и контрагентами, регулируют выбор деловых партнеров, характер деловых отношений, порядок исполнения сделок. В целом, правила обмена формируют следующие виды деятельности ОАО «МЛЗ»: подбор деловых партнеров и клиентуры; заключение контрактных и неконтрактных деловых соглашений; поддержание деловых соглашений.
Корпоративная культура ОАО «МЛЗ» содержит нормы или обычные способы, какими заключаются соглашения, подбираются партнеры, клиенты, каким образом соглашения поддерживаются и укрепляются.
Корпоративная культура ОАО «МЛЗ» решает следующие задачи:
1. Подбор деловых партнеров и клиентуры. После определения партнеров необходимо позаботиться об оформлении взаимоотношений с ними. Заключение деловых соглашений предполагает ведение переговоров и оформление сделок. Новые трансакционные издержки связаны с поддержанием деловых соглашений - обеспечением их выполнения, установлением контроля над реализацией обязательств и применением санкций в случае их нарушения.
2. Споры должны разрешаться в дружественной атмосфере, стороны не должны подавать друг на друга в суд и не должны вовлекать в споры общественность, они надеются друг на друга, будучи связаны одной целью, и их взаимоотношения достаточно устойчивы, поскольку участники заинтересованы в кооперации друг с другом. Итак, единство целей и взаимная заинтересованность - основа для имплицитных контрактов.
3. Поддержание деловых соглашений может иметь формальный (публичный) и неформальный (частный) характер. Формальное поддержание деловых соглашений (контроль за выполнением контрактных обязательств) осуществляется в публичной сфере при решении спорных вопросов или в случае прямого обмана со сторон контрагентов. Оно связано с применением формальных санкций, привлечением для разрешения конфликтов судебных и арбитражных органов, третейских судей и официальных посредников, а при возникновении угрозы насилия - легальных силовых структур. Если формальные способы неэффективны или оказываются неприемлемыми по тем или иным причинам, применяются неформальные (частные) способы регулирования деловых соглашений. Они предполагают горизонтальное взаимодействие - либо между непосредственными участниками сделки, либо с привлечением авторитетной третьей стороны на неофициальной основе. Здесь мы вновь отмечаем необходимость формирования культуры договорной работы.
4. Главное институциональное назначение корпоративной культуры во внешней среде ОАО «МЛЗ» состоит в создании долговременных доверительных отношений между организацией и ее партнерами для уменьшения степени неопределенности в партнерских отношениях. Тем самым достигается снижение трансакционных издержек и информационной асимметрии, связанных с взаимодействием с незнакомыми партнерами.
В таблице2 представлены льготы, которые ОАО «МЛЗ» предоставляет своим контрагентам.
Таблица 2
Льготы, предоставляемые предприятием основным контрагентам
Поставщикам, % |
Виды льгот |
Покупателям, % |
40 |
Предоставление скидок |
89 |
58 |
Кредитование |
73 |
74 |
Изменение графика поставок |
91 |
68 |
Пересмотр условий платежа |
77 |
38 |
Доработка качества, упаковки и др. |
84 |
13 |
Инвестиции в бизнес партнера |
8 |
15 |
Совместная разработка новой продукции |
50 |
17 |
Платежи фирме за обеспечение льготных условий сотрудничества |
16 |
17 |
Учет личных финансовых интересов сотрудников организации - партнера |
20 |
12 |
Организация совместной рекламы |
44 |
17 |
Мы не видим необходимости идти навстречу партнерам |
11 |